Найти тему
Версия

«Наливайкам» - бой

Петербургский парламент уже который год обсуждает законопроект, ограничивающий продажу алкоголя в заведениях общепита по ночам. Вот только пока идет дискуссия, лже-кафе, магазины «для своих», подпольные клубы процветают. И появились даже бары-«квартирники».

   «Наливайкам» - бой
«Наливайкам» - бой

В Санкт-Петербурге запрет на продажу алкоголя в магазинах действует с 22 часов до 11 утра, а в соседней Ленинградской области с 22 до 9 утра. Такие меры на региональном уровне в России были введены после вступления в силу 1 января 2013 года федерального закона о запрете на продажу алкоголя в магазинах с 23 до 8 утра. Эту «вилку» в регионах можно было сокращать, но никак не увеличивать. Жестче всех поступили власти Чеченской республики – там купить спиртное можно только в интервале с 8 до 10 утра.

Между тем запрет на продажу алкоголя ночью распространяется только на супермаркеты, гипармаркеты, ларьки, то есть магазины розничной торговли. А вот заведения общепита – рестораны, кафе, рюмочные, прочие забегаловки – могут вполне законопослушно отпускать спиртное. Однако в Петербурге бизнес и законодательные власти еще во время пандемии вступили в алкогольный конфликт (был ряд ограничений), он продолжается. Пострадавшей стороной, как ни странно, пока не выглядит население. Скорее под раздачу может попасть добросовестный бизнес.

Магазины под кафе

На днях рабочая группа Законодательного собрания при бюджетно-финансовом комитете Петербурга после бурных и, наверное, содержательных дискуссий решила (но не в виде закона, а посыла), что заведения общепита, ровно как магазины, не должны продавать алкоголь с 22 до 11 утра. Но, в релизе подчеркивается, «данное решение не должно касаться добросовестных предпринимателей». Также сошлись на том, что необходимы для последних «ресторанные критерии», а именно: отдельный вход для гостей, два санузла - для сотрудников и посетителей, кухня (оборудованное место для приготовления еды), места для размещения посетителей, не меньше пяти сотрудников и хотя бы один повар, чтобы была горячая пища.

Глава Союза улицы Рубинштейна Максим Жуков, входящий в рабочую группу, сказал в том духе, что с водой могут выплеснуть ребенка, «ведь изначально депутаты должны были подготовить юридические документы, дабы прекратить деятельность магазинов, которые мимикрируют под общепит. Сейчас же вдруг зашла речь чуть ли о полном запрете общепита ночью с алкоголем, за исключением крутых ресторанов». Жуков заявил, что Питер барная столица, а в барах горячие блюда зачастую просто не предусмотрены концепцией заведения. Бутерброды с килькой – вот закуска!

Также предпринимателей смущает позиция многих депутатов, которые хотят запретить спиртные напитки в ночных клубах: «И что тогда? «Ночники» просто уйдут в подполье со всеми вытекающими». Что касается мимикрии магазинов под кафе, то такая проблема действительно есть. В Санкт-Петербурге как минимум три сети алкогольных супермаркетов, которые работают по назначению по ночам. В торговом зале просто выставляется один пластиковый столик, и все, вроде как это уже не магазин, а заведение общепита. Хотя люди, конечно, используют не столик, а изобильные прилавки, и несут добычу домой.

Всего таких лже-кафе у трех сетей около шести десятков на город, и расположены они в жилых домах. Конечно, местные жители жалуются на шум, но как раз с этим законодатели почему-то ничего не делают. Равно как и специалисты Роспотребнадзора, которые и должны следить за соблюдением закона «О тишине» в период с 22 часов до 9 утра по будням и с 23 до 11 утра по выходным. Кстати, причина тому банальна – сотрудники данного ведомства просто... не работают по ночам. На вызовы реагирует только полиция, но у нее нет специальных приборов замера шума. Потому сотрудники ограничиваются профилактическими беседами в духе Доцента из «Джентльменов удачи»: «Ну ты это... смотри... не хулигань». На этот счет, пожалуй, дельную мысль высказал глава клуба профессионалов алкогольного рынка Максим Черниговский: «Общепит сам может организовать систему безопасности

внутри заведения и снаружи в радиусе 30 метров. И пусть себе тогда торгует круглосуточно». При таких вводных может быть значительно увеличен штраф за нарушение тишины, законопроект уже внесен в Госдуму от питерского парламента.

Отметим, что примерно две трети «разливаек», замаскированных под магазины, находятся в четырех центральных районах – Василеостровском, Адмиралтейском, Петроградском, Центральном. Руководители районов по каким-то причинам закрывают глаза на данную проблему. Взять Центральный, там жалоб в прокуратуру больше всего из центра – большинство «разливаек» появилось при главе Максиме Мейксине, который ушел на повышение в Смольный, а потом стал главой избиркома. Но и при сменившей его Елене Федоровой ситуация мало изменилась.

Больше жалоб из «спальников»

А что чиновники на местах реально делают в этом вопросе? На совещании депутатской рабочей группы присутствовали представители комитета по вопросам законности и правопорядка, юридического комитета Смольного, а также сотрудники районных администраций. Вот они как раз единодушно и единогласно высказались за запрет продажи алкоголя в общепите с 22 до 11 утра. Как в магазинах. Звучит для Питера дико, напоминает какой-то комендантский час. Один из чиновников райадминистрации честно рассказал корреспонденту «Нашей версии»: «Больше

всего жалоб от населения на алкомаркеты поступает из «спальников». В центральных районах, где ночью, особенно летом, жизнь бьет ключом, жильцы уже привычные к шуму. Вот в «спальниках» общепиту и подделывающихся под него магазинам как раз и стоит запретить торговать спиртным всю ночь. В центральных районах бары – ночное лицо Питера, это большие деньги от туристов. Люди порой специально приезжают из других городов, чтобы провести ночь на барной улице Рубинштейна. Но такое решение стало бы нарушением конкуренции, прав предпринимателей. Дифференцировать бары по районам, может, по логике и правильно, а в юридическом поле – не очень. Да и с моральной точки зрения: что, в центре отдыхать можно, а на окраинах только дома сидеть у телевизора? А с лже-кафе бороться трудно именно в юридическом поле – у них есть в ОКВЭД записанный вид деятельности – «общественное питание», есть столики, и придраться к ним тяжело. Тем более проверки регулярно проводить никто не будет».

Как в реальности

Приведем несколько примеров, как протекает ночная жизнь Петербурга в разрезе темы. Сразу скажем, что добросовестные предприниматели отрасли соблюдают правила игры, потому-то и досадно, что новые законы могут доставить проблемы как раз им. И только им. Кто работал в тени, тот продолжит это делать.

Взять Приморский район, типичный густонаселенный «спальник», туристы сюда не ездят. На проспекте Авиаконструкторов работают сразу два магазина, которые продают алкоголь ночью. Даже без всяких столиков. Характерно, хозяевами торговых точек и продавцами являются граждане Азербайджана и Армении. Нет, первому встречному они откажут в продаже спиртного. Но есть своя проверенная клиентура, которую продавцы знают в лицо. И это лицо может купить водку незнакомому лицу, по-братски. Почему на эту торговлю закрывают глаза местные власти и компетентные органы? Не знаем. Но знать хотим. Известно, что на имя главы местной администрации Алексея Никонорова поступали жалобы жильцов дома №20 по Авиаконструкторов, где работает армянский «ночник», но его деятельности это никак не помешало.

Центральный район. Понятно, что тут огромное количество легальных баров, правда, весьма недешевых. Однако местные знают подпольные разливухи без всяких опознавательных знаков. К примеру, одна такая есть в подвале прямо у станции метро «Пушкинская». Подвал встречает вывеской «Прачечная. Ателье», а сам напоминает одесскую катакомбу. И вот пройдя несколько лабиринтов, вдруг попадаешь в бар, где очень демократические цены, даже можно курить и играть в азартные игры. Понятно, клиентура своя и проверенная, но не думается, что уж так сложно узнать об этом злачном месте. При желании. Здесь можно спросить и с муниципальных депутатов – они работают «на земле». На встречах с населением по поводу подпольных баров люди ставили вопросы главам муниципальных округов «Владимирский» Денису Тихоненко и МО «Измайловский» Игорю Терентьеву. Но, культурно говоря, шла переадресация в местные администрации. Также в центре немало тех же подвальчиков, где продают алкоголь по ночам своим. По наблюдениям – больше всего в Василеостровском районе. И опять заметен этнический состав владельцев «шопа» и продавцов.

Часто напиток – это просто разбавленный водой спирт из баклахи. Не стоит забывать и про знаменитую Апрашку – огромный этнический рынок прямо в центре у реки Фонтанки, который власти города пытаются закрыть уже лет двадцать, но так вяло, что наводит на размышления. Вот там спирт в баклашках закупается в промышленных масштабах для дальнейшей продажи по всему Питеру. Полиция периодически проводит рейды, но на «бизнесе» это почти не отражается. Апраксин рынок относится опять-таки к Центральному району, но он давно общегородская беда. Все гадают, кто может стоять за Апрашкой, что он не по зубам Смольному при всех губернаторах.

Также есть совсем экзотические варианты – некоторые петербуржцы сдают под бар... свои квартиры. А сами выступают в них своего рода барменами, водочку разливают, бутербродики режут с селедочкой. Спиртное, конечно, по ресторанным ценам. Вот тут же опять – что это: незаконная предпринимательская деятельность, или просто голь на выдумки хитра? Но факт в том, что такие бары-«квартирники» вариант лайт воровской «малины» (притона). Соседям таких нехороших квартир живется непросто, как и рядом с квартирами-борделями.

«Все там будут»

А чем же все-таки закончилась уже пятая встреча рабочей группы питерских депутатов, чиновников, отдельных рестораторов? Большинство участников высказались за запрет продажи алкоголя ночью, «как в магазинах», но с поправкой, «чтобы это не касалось добросовестных предпринимателей». При этом критерии добросовестности пока выработать не удалось, впереди же еще рабочие встречи.

Депутат Андрей Алескеров дал понять, что «наливайкам» - бой, нормальным рюмочным – зеленый свет. Наверное, нужна специальная комиссия со специальной методикой ранжирования заведений. Посетить в таком случае придется каждое. И в темное время суток. Понятно, что технически это невозможно. Депутат Наталия Астахова рассказала, что расположенное в ее доме кафе не доставляет жильцам неудобств - в отличие от пятачка, где собираются выпивохи: «Вы хотите, все, кто здесь выступал за «с 22 до 11», всех вытолкнуть туда? Все там будут. Нельзя лишать людей возможности культурно отдыхать».

А в заключении глава фракции «Единая Россия» в питерском Заксобрании Павел Крупник не очень понятно по конкретной теме заседания, зато в духе Виктора Черномырдина констатировал: «Мы хотим и жить хорошо, и ничего не делать».