Найти в Дзене
По ту сторону закона

ПЕРВАЯ ВЫСШАЯ МЕРА НАКАЗАНИЯ ДЛЯ ПОДРОСТКА - история Аркадия Нейланда

Эта во всех смыслах отвратительная история произошла в Ленинграде в январе 1964-го года. Пятнадцатилетний подросток, помимо совершения одного из самых жутких злодеяний в истории города, также умудрился войти в историю права. Но – обо всем по порядку.

Аркадий Нейланд родился 28 января 1949-го года в Ленинграде. Его семья была полной – у Аркадия были и мать, и отец, что для послевоенных времен являлось редкостью. Однако во всех остальных отношениях его жизнь была тяжелой.

Аркадий Нейланд
Аркадий Нейланд

Нейланд вел образ жизни типичного «разрушителя». Судите сами: по его признанию, уже начиная с 7 лет он состоял на учете в детской комнате милиции, а в 12 лет его исключили из очередной школы за воровство вещей и денег у товарищей и тотальную неуспеваемость, после чего Аркадий был помещен в интернат. На новом месте устроиться ему не удалось – первый хулиган в своей школе в стенах интерната встретил настоящую, отборную шпану, которая быстро ему показала, кто здесь хозяин. Из интерната Аркадий решил сбежать и отправился в Москву, где, однако, его довольно быстро сцапала милиция и вернула домой. Нейланд пытался работать – на предприятии «Ленпищмаш», однако был оттуда изгнан после того, как был замечен в воровстве.

Искать опоры и поддержки в родной семье не приходилось. После ухода с завода Аркадий был предоставлен сам себе – обнес киоск «Союзпечати», несколько парикмахерских, попытался ограбить женщину и даже едва не избил кастетом случайного прохожего. В какой-то момент прокуратуру Ждановского района города все это настолько достало, что на Нейланда было заведено уголовное дело. Но скоро это дело было закрыто: сыграл свою роль и слишком юный возраст, и его «искреннее» покаяние вкупе с плачем в кабинете у следователя.

Это уголовное дело было закрыто в декабре 1963-го года. Видимо, желая отметить столь ловкий уход от правосудия, Нейланд пустился во все тяжкие. Приближался его 15-й день рождения, который он хотел во что бы то ни было отметить на одном из курортов Черного моря. Но для такой поездки были нужны деньги.

Вместе со своим другом, Виталием Кубаревым, он решил ограбить богатую квартиру. Под видом школьников-сборщиков макулатуры, малолетние преступники обошли один подъезд дома №3, по Сестрорецкой улице. Этот дом и близко не напоминал ту коммуналку, в которой Нейланд обитал со своей семьей. «Богатство» и «роскошь» квартиры Нейланд вычислил по двери! Обычной двери, которая вела в квартиру – тот факт, что она была обита дермантином, показался ему признаком серьезного благосостояния. А когда хозяйка открыла дверь и Аркадий заметил цветной телевизор, его воображение, наверное, пережило потрясение. Определенно, здесь живут очень богатые люди!

В той квартире находились мать, Лариса Купреева и ее сын, трехлетний Георгий. Отец семейства был на службе. Аркадий запомнил эту квартиру и направился со своим товарищем дальше. В квартире на другом этаже никого не было - воришкам удалось проникнуть внутрь и обворовать ее. Однако во дворе дома они встретились с дворником, который их задержал. Так, во второй раз за два месяца, Нейланд оказался в уже знакомом ему здании прокуратуры района.

Его ждало новое уголовное дело. Нейланда такое развитие событий категорически не устраивало, поэтому он взял и ушел. Следователь попросил его подождать в коридоре, а когда вернулся, то Аркадия и след простыл. В качестве «трофея» осталась лишь его шапка.

Январь, Ленинград, морозы. Нейланд решил не возвращаться домой (понимая, что его там могут поджидать оперативники), а несколько дней и ночей провел, бродяжничая по подвалам домов, где отогревался на трубах. Видимо, именно тогда, понимая, что терять ему, по большому счету, нечего, он и решил ограбить ту самую «богатую» квартиру, в которую ведет дверь, обитая дермантином, а внутри – настоящий цветной телевизор «Грюндиг».

Для совершения ограбления было необходимо оружие. Это только в кино такие проблемы решаются по щелчку пальца. Аркадий находился в не фильме, а в Ленинграде образца 1964-го года, поэтому ранним утром 27 января пришел домой и никому ничего не сказав, взял топор и убежал. Самый обыкновенный топор, с деревянной ручкой и лезвием, длиной около 12 сантиметров. Еще через несколько часов он стоял около двери той самой квартиры.

Теперь в квартиру нужно было как-то попасть. Хозяйка прекрасно запомнила угловатого подростка, который несколько дней назад терся в подъезде, после чего одна из квартир была обворована. Она не пустила его внутрь, когда он позвонил в дверь и сказал, что ищет металлолом. Вторая попытка была, к сожалению, более удачливой – изменив голос (просто говоря – пробасив) и представившись почтальоном, он смог добиться того, чтобы ему открыли.

Грабитель сходу набросился с топором в руках на Ларису Купрееву. Между ними началась борьба, с шумом и криками – позднее соседи рассказали милиции, что слышали «некий шум». Если бы женщина убежала из квартиры, то она была бы спасена. Но поскольку внутри оставался ее маленький сын, она этого не сделала. В итоге, после нескольких минут борьбы, грабитель расправился со всеми обитателями квартиры.

Лариса Купреева и ее сын
Лариса Купреева и ее сын

Нейланд оставался в квартире около часа. За это время он не только собрал все вещи, которые показались ему ценными, но и приготовил себе завтрак, который затем съел. Кстати, обилия драгоценностей в квартире не оказалось – его добычей стал фотоаппарат, кошелек, в котором было 54 рубля, а также несколько чужих паспортов. Напоследок, перед уходом, Аркадий решил скрыть следы своего преступления – он развел костер в одной из комнат и открыл вентиль газа на кухне, надеясь, что произойдет взрыв. То обстоятельство, что в результате взрыва может произойти катастрофа, его явно не волновало.

Взрыва не случилось. Как было отмечено ранее, на дворе стояла низкая температура, и поэтому давление газа в трубах было понижено. Пожарники быстро добрались до места пожара и приступили к тушению. То, что они увидели в квартире, повергло, должно быть, их в состояние шока.

Примечательно, что некоторое время главным подозреваемым в совершении убийства был супруг погибшей. Впрочем, это замешательство продлилось недолго, лишь день, ровно до того момента, когда на месте преступления была обнаружена убедительная улика – отпечаток окровавленной ладони убийцы на дверце шкафа. Также, среди обгоревших предметов, была найдена рукоятка топора.

Нейланд в это время кутил. Настолько, насколько это было возможным на те похищенные 50 рублей. Он купил себе зимнюю шапку (старая, напомним, осталась в коридоре прокуратуры), бутылку шампанского и коньяка. Приехав в Москву, где у него не было знакомых, он быстро ими обзавелся. Вместе с юным бродягой, фамилия которого была Нестеров, Нейланд отправился в Грузию, в город Сухуми. Именно там, спустя 10 минут после приезда, он был арестован патрулем милиционеров. Причем в момент задержания, когда у него поинтересовались его фамилией, Аркадий ответил, что «Нестеров». При обыске у Нейланда нашли все те вещи, которые он похитил в Ленинграде. Все дальнейшее было уже делом техники – в Сухуми прилетела группа оперативников из Ленинграда, в тот же день, забрав Нейланда, она улетела обратно.

Если кто-то предположил, что малолетний убийца плакал и просил пощады, то это не так. Нейланд демонстрировал завидную уверенность в себе и своем будущем. Он живо рассказывал следователям детали совершенного преступления, интересовался возможностью участия в следственном эксперименте. Причина такой «силы духа» проста – он не верил в то, что его приговорят к высшей мере наказания. Нейланд не разбирался в деталях законодательства, да ему это и не было нужно – достаточно помнить, что ты несовершеннолетний, и максимум, к которому тебя приговорят, составляет всего 10 лет. Он был уверен в том, что его не расстреляют.

Однако в дело вмешались силы другого порядка, которые и решили за Нейланда его судьбу. В феврале 1964-го года власти приняли постановление, допускавшее применение смертной казни в отношении несовершеннолетних. Аркадий Нейланд к его появлению не имеет ни малейшего отношения. Дело в том, что практически все послевоенные годы в Советском Союзе остро стояла проблема молодежной преступности. И если после смерти Сталина законодательство в этом вопросе было существенно смягчено, то в начале 1960-х годов оно нуждалось в ужесточении. Не стоит говорить, что Нейланд был «кандидатом №1» для этой показательной порки.

Что было дальше? КПСС дала старт массовой кампании, целью которой было всенародное «требование смертной казни». Коллективы рабочих заводов и тружеников полей принимали резолюции, настаивающие на вынесении Нейланду именно смертельного приговора. Кто-то может сказать: «Но ведь закон не имеет обратной силы! Его нельзя применить к случаю, который произошел раньше!». Да, эта истина известна любому студенту-первокурснику юридического факультета. Был также проведен опрос ленинградских судей, которым было предложено ответить на простой вопрос – имеет ли постановление Президиума ВС СССР от 17 февраля 1964 года обратную силу? Судьи ответили односложно – да, имеет.

Когда Нейланд узнал о том, что вместо десятилетней отсидки ему предстоит отправиться туда, откуда не возвращаются, он заметно погрустнел. Уже не просился на следственные эксперименты и, как принято говорить, «ушел в себя». Согласно легенде, (иначе это назвать сложно) жизнь Нейланду пытался отстоять Л.И. Брежнев, по мнению которого, вынесение подростку смертельного приговора нанесло бы ущерб международному имиджу Страны Советов. Однако Хрущев с этим аргументом не согласился.

Нелайнд был казнен 11 августа 1964-го года. Неизвестно, на что он рассчитывал, но он даже успел подать прошение о помиловании. Суд его отклонил. Говорят, что человека, готового «привести приговор в исполнение», удалось найти с огромным трудом.

А у нас в телеграмм-канале конкурс с интересными призами - https://t.me/historyofkriminal/488

-3