Найти тему

Секреты сведения от Chris Lord Alge

Всем привет!

Сегодня поговорим о секретах мастерства знаменитого американского инженера CLA – Chris Lord Alge. В одном из своих интервью, Крис рассказывает о том, как он настраивает задержку, реверберацию, компрессию, эквализацию и т. д.

Начнем с особенностей компрессии. Во-первых, CLA всегда использует параллельную компрессию как инструмент приближения. Во-вторых, CLA всегда применяет компрессию после эквализации, потому что в данном случае компрессор может работать как de-esser. В-третьих, CLA рекомендует применять одинаковую величину компрессии для барабанов и бас-гитары, а на вокале использует 1176, сжимая сигнал на 7-10 дБ.

-2

Перейдем к эквализации, которую CLA называет гармонической корреляцией: например, если понизить 700 Гц, ослабление произойдет по всем гармоникам (то есть на 175, 350, 1400, 2800, 5600 Гц).

-3

Теперь о пространственной обработке.

Для вокала CLA применяет реверберацию из Lexicon 480: тип plate c pre-delay 150 мс. Для барабанов - Sony DRE2000, тип room (тесная, но яркая комната) с параметрами: 1 sec reverb, ER 10, pre-delay 15, time for bass freq – 20. Этот ревербератор комбинируется с Bricasty, в котором выбирает пресет marble hall или studio A. Также в своих проектах для барабанов и инструментов CLA применяет большой hall от Eventide H3000 – темное пространство с хвостом реверберации 4 с или больше. К этому набору CLA добавляет Non-lin реверберацию с длительностью от 4 секунд.

-4

Что касается задержки, CLA обычно использует 4 базовых типа:

Slap delay из ленточного магнитофон со скоростью 15 дюймов в секунду

Stereo delay 1/4 или 1/8 – примерно полсекунды

Long delay 1/4 от Lexicon PCM42

Crowd delay на 1/16

CLA напоминает, что реверберация задвигает источник звука вглубь пространства микса. Чем длиннее реверберация, тем дальше от слушателя кажется источник. Если нужно услышать реверберацию, сделать ее более ощутимой, необходимо увеличивать параметр pre-delay. Если реверберацию нужно растворить в миксе, то pre-delay должен быть минимальным или 0. Например, значение pre-delay в 12 или 15 миллисекунд расширяет звук малого барабана. Если сделать еще больше - появится gate fx.

С другой стороны, если вокал провален в миксе и на нем есть реверберация, нужно увеличить pre-delay. Тогда вокал будет впереди, а ревер будет раскрываться немного позже. То же самое можно сказать про другие инструменты.