Дилогия фильмов Балабанова в свое время стала культовой. Для меня тоже, но это два мало связанных самодостаточных фильма. Объясню почему так думаю
Первый фильм 1997 года - драма про парня, который попал в новые реалии и в этих реалиях себя потерял. Герой пытается поступать правильно, но по итогу происходящие события его меняют и он превращается в бандита.
Второй фильм 2000 года уже боевик про крутого героя, который ради справедливости готов идти на безумные вещи типа поездки на другой конец света. По итогу зло побеждено, цели достигнуты, а герой остается героем.
Фильмы разные во всем, начиная с героев, заканчивая атмосферой. Пересказа сюжета не будет, ибо его уже итак все знают и по 100 раз обсудили.
Персонажи
Главный герой первого фильма Данила Багров. Он не общителен, скрытен, но умеет притягивать к себе людей своей простотой и харизмой. У Данилы обостренное чувство справедливости, он заступается за простых людей, но эти качества ему идут боком, когда героя берет в оборот собственный брат Виктор.
По сути под влиянием брата и ситуаций, в которые он героя втягивает, Данила и начинает меняться по ходу сюжета, да это подается не плавно, а резко и ближе к концу, но это есть. Если в начале фильма он оружие использует только для дела, то в конце фильма он стреляет в мужа Светы просто потому что может, потому что видит в оружии лучший способ решить конфликт.
Деньги тоже влияют на героя. Те деньги, что брат дает Даниле на первое время, герой тратит в первую очередь на одежду и развлечения. В конце фильма Данила забирает практически все деньги у брата и пытается с помощью них отблагодарить знакомых. Показательно то, что и Немец, и Света отказываются, понимая, что деньги заработаны чужой кровью. Зато беспринципная тусовщица Кэт их берёт.
В конце фильма герой уезжает в Москву, куда его ехать надоумил опять же брат. Хэппи-энда у фильма по сути нет ибо будущее у такого героя не факт, что хорошо сложится и вероятно в Москве он станет киллером как и Виктор.
______________________________________________________________________________________
Второй фильм уже показывает другого Данилу. Он более успешен, что видно уже вначале фильма, где у него есть друзья, Данилу показывают в передаче, он заводит отношения с известной певицей Салтыковой, разбрасывается крутыми цитатами. В целом персонаж более общителен и открыт. Такое чувство, что того пути, который прошел герой в первом фильме и не было. Это просто какой то другой персонаж, которого с первым роднит разве что простота и обостренное чувство справедливости.
Как известно, Данила ветеран войны в Чечне, но если в первом фильме он сторонится своего прошлого, пытаясь отшучиваться когда спрашивают, то во втором фильме он уже спокойно об этом говорит, местами даже с некой бравадой.
Да и в целом он уже не совсем главный герой, ибо о нём итак уже все рассказано в первом фильме. Данила за второй фильм даже никак не меняется.
А главный герой сиквела, как мне видится - брат Данилы. Виктор Багров также сильно изменился между фильмами. В первом фильме он создает впечатление слабого человека, который пытается выставить себя крутым. Вообще пересматривая фильм будучи взрослым, я поймал себя на мысли что может Виктор никакой и не киллер? Что если он просто пользуется такими же ветеранами войны как Данила, чтобы выполнять свои "заказы"? Садится им на уши с тирадами о борьбе с бандитами, платит процент от прибыли и всё. Репутация зарабатывается, как и деньги, а сам Виктор не рискует.
За первый фильм мы ни разу не видим Виктора в деле, он все время спихивает работу на Данилу, а когда Виктора берет за задницу Круглый, Багров старший ведет себя как запуганный обыватель и первым делом сдает брата. Это он то крутой киллер с репутацией?
Во второй части Виктор уже поднимает уровень крутизны. Он откуда то умеет угонять машины, пользоваться пулеметом, да и в целом ведет себя более дерзко. Сомневаюсь, что этот персонаж также бы обтекал при Круглом. Вместе с этим он выставлен комичным персонажем. Этакий беспринципный веселый дурак с пушкой. Благодаря игре Сухорукова все недостатки персонажа сглаживаются, к тому же героя хорошо раскрывают. Ну и Виктор проходит хоть и простенькое, но изменение по ходу фильма. Если в начале он готов помогать брату, то попав в Америку забивает на все и живет в свое удовольствие, окончательно превращаясь в сволочь.
Набор второстепенных персонажей тоже сильно отличает фильмы. В первом фильме персонажи приземленные и жизненные. Немец -мудрый интеллигент, Света - обычная девушка, страдающая от мужа-абьюзера, Кэт - тусовщица, живущая на всю катушку. Круглый - очень колоритный злодей. Такой типичный браток из 90-х со своей фишкой в виде пословиц. В этих персонажей веришь, что они реальны.
Во втором фильме более карикатурные персонажи. Тут и Салтыкова, которая ведет себя как типичная поп звезда и стереотипный сутенер из Чикаго и продавец оружия в нацисткой форме и чересчур вспыльчивые таксисты .
Приземленные персонажи тоже есть, но уже не такие интересные. Белкин - бизнесмен, связанный с криминалом. Запоминается слабо и харизмы куда меньше чем у того же Круглого. Разве что Мэрилин довольно интересный персонаж из второстепенных.
Опять же не скажу, что это плохо. Для боевика сильно прописанные персонажи и не нужны, как никак у нас тут экшн, а не драма. А карикатурность отлично вписывается.
И опять же концовку фильма счастливой не назовешь. Герои возвращаются на Родину, но Данилу там ждет Белкин со своими бандосами, а Виктор надолго сядет в тюрьму (в лучшем случае).
Атмосфера
Атмосфера тоже значительно отличается. В первом фильме, как и подобает криминальной драме, у нас обшарпанный Питер, картинка как в перестроечном кино, меланхоличная музыка Наутилуса. В целом у Балабанова получилось сделать так, чтобы атмосфера 90-х просачивалась сквозь экран.
В сиквеле уже как и подобает боевику, красивая зрелищная картинка, более разнообразный и свежий рок на саундтреке. А песня "Полковник" Би - 2 отражает вообще всю атмосферу фильма. Добавился и юмор. Фильм вообще не слишком серьезный и видится, что многое сделано для стеба, даже фразы Данилы нарочито пафосные.
Итог
Не секрет, что оба фильма сняты ради денег, которые Балабанов хотел вложить в более серьезное кино, но в первом фильме есть мораль и более проработанный сюжет. Второй же фильм - просто боевик с долей самоиронии.
Получилось как с фильмами Джеймса Кэмерона. Что первые 2 Терминатора различаются по стилистике и жанру, что Чужие первые два фильма, но все эти фильмы культовые.
Вот и Брат стал культовым. В целом разница между фильмами помогает их воспринимать как самодостаточные законченные истории, которые друг от друга не зависят. При просмотре первой части без сиквела ничего не теряется и при просмотре второй части без первой тоже ничего не теряется. И их хочется пересматривать, несмотря на некоторые недостатки и некоторую переоцененность фильмов.
Вообще благодаря попаданию в свое время и близким зрителю героям, первый фильм стал срезом эпохи 90-х, а второй фильм качественным российским боевиком с колоритом начала нулевых. Даже сейчас фильмы не забыты ибо на них отсылаются многие отечественные фильмы подобного жанра, да и пародий много.
В 2022 вышел сборник комиксов по Брату. Каждый сюжет представляет свое авторское виденье. Не скажу, что понравились все истории из сборника ибо часть из них неслабо ломают логику и сюжет фильмов, но то, что дилогию обсуждают до сих пор, что то да значит.
Вот такой получился анализ фильмов.