Нижний Тагил я учуяла километров за 100 на подъезде к городу. Я ехала с севера, из Пермского края, по Серовскому тракту. Откровенно пахло заводскими выхлопами. Я выросла рядом с заводом Тарасова в Куйбышеве, и у нас так воняло по утрам - выскакиваешь из подъезда, и от рвотного рефлекса начинает дергаться кадык. Тагильская вонь вызвала во мне эти воспоминания.
Тагил меня встретил укладкой бордюров. Их реально меняли по всему городу. Еще было очень необычным то, что буквально на всех улицах было ограничение скорости до 40 км/ч, чтобы не превышали больше 60. Наверное суровые тагильские водилы это не легенда, а реальность.
Еще из экологических моментов был пахер воды из крана в гостинице. Не знаю, что это было, сероводород или что-то еще, но принять душ я не смогла, мылась уже на следующий день в Екатеринбурге. Зубы чистила водой из бутылки.
Я, кстати, нисколько не Грета Тунберг. Мне нравится цивилизация и все ее стороны, включая индустрию. Мне стала очень заходить стим-панковская эстетика с силуэтами доменных печей, заводских труб и ржавых рельсов. Мне, например, очень кажется красивым НПЗ Роснефти у нас на Стошке в Самаре. Он выглядит безумно красиво в ночи с подсветкой. Я все мечтаю устроить фотосессию на фоне заводских труб. И уж этой эстетики Тагил мне предоставил в полном объеме.
В центре Тагила есть старинный доровелюционный демидовский завод, который уже не функционирует, но его решили не разрушать, а оставить памятником заводской архитектуры. До сих пор сожалею, что мне не удалось туда попасть, так как в день моего пребывания экскурсий не было. Придется приехать еще раз😁
В Тагиле все посвящено металлургии, что и понятно, так как это смысл создания этого города. В парке вдоль реки – музей старинных металлургических причиндал.
Но конечно осью города является Уралвагонзавод. По приезду сразу же посещаю музей УВЗ.
Вагончики...
... и танчики для мальчиков
Лирическое отступление
Я с детства очень политизирована. С малых лет, еще с дошкольного возраста, сидела с родителями, и каждый день смотрела программу «Время». В наше время стыдно признаваться вообще, что ты смотришь телевизор, не говоря уж о программе «Время», но смотрю я её до сих пор. И больше всего я люблю сюжеты про созидание – спуск нового корабля, запуск завода, строительство кампуса. Меня всегда привлекало создание чего-то нового, а если еще это сопровождается трудностями и требует геройства, то вообще ныштяк.
Конец лирического отступления
Так вот, читая историю создания Уралвагонзавода, я впервые прочувствовала глубинный смысл слова индустриализация. Ведь это не просто построить завод, это надо создать целую индустрию от потребителей до смежных отраслей, транспортных артерий и социальной инфраструктуры.
Они, проклятые коммуняки, не просто строили завод, они строили целый город под этот завод. Они не просто строили завод, но заново создавали целую страну. Чтобы даже помыслить такое, требуются люди масштабного виденья, коих и так-то рождается с десяток на поколение. Да и не каждый с масштабным мышлением, понимая громадность замыслов, найдет в себе силы и навыки, чтобы взяться за такое, и самое главное завершить, выполнить такой проект.
Поэтому теперь, смотря программу "Время", я конечно умиляюсь спущенным корабликам и запущенным свечным заводикам арктическим СПГ терминалам самарчанина Михельсона, но понимаю что это точечные проекты, как точечная бессистемная застройка городов. А надо бы индустриализацию 2.0. Но кто сейчас сможет такое вытянуть на себе?
А на последок интереснейший сквер со сценками из жизни.
И еще в довесок - Тагил красивый: