Вообще, в идеальном мире оборот продукта выглядит так: производитель -> потребитель. Всё. Но мир таков, каков он есть и никуда от этого не деться - цепочка удлиняется, обрастает сомнительными звеньями и усложняется почём ненужно.
Вдохновлённый одним диалогом, заметил сильное искажение в пользу ретейла - одного из звеньев цепи, совсем к слову необязательного. Однако речь будет не совсем о ретейлах, а о сопутствующем, о чём в видео рассказывалось через золотые очки продавца.
Агрегаторы
Развитие электронной коммерции привело идее - сайт, на котором будут товары с других сайтов, типа каталога. Идея то неплохая - чего смотреть по множеству ретейлов, если всё можно посмотреть в одном месте? А если можно и заказ сделать из нескольких мест - вообще сказка.
Но бесплатный сыр дают коммунисты известно где. Идея-то хорошая, но сложноватая и дорогая в реализации (одна организованная доставка чего стоит), а потому появился соблазн на этом заработать.
Заработать можно по разному, но в сущности это будут манипуляции как над потребителем, так и производителем.
Подробно описывать все эти манипуляции смысла нет - с этим мы все уже сталкивались в том или ином виде, вроде продажи места повыше в категории, "рекомендованных" товаров и прочих промокодов. Важно, что манипуляции над производителем повышают цену его продукта - уменьшать рентабельность никто не хочет, приходится вкладывать в цену, а манипуляции над потребителем заставляют его купить то, что не нужно или не в тех количествах.
Идея хорошая, но если агрегатор будет собирать с неё деньги - можно не рассчитывать на пользу от него. Государство, кстати, могло бы послужить таким агрегатором, но тогда и ретейлы надо убирать - они станут не нужны.
СТМ
СТМ (Собственная Торговая Марка) часто встречается в крупных ретейлах. Иногда их не прячут, пишут сразу своё имя взаместо логотипа - а иногда маскируют под что-то необычное (привет Перекрёстку), но суть у них одна и та же.
Производитель может применять различные стратегии её реализации - сдавать неликвид, "заполнять сегмент [рынка]", продавать уникальную продукцию и т.д. Уж не знаю, промывают ли так мозги или это случайно получается - у СТМ в далёкой перспективе совсем иные цели на рынке.
СТМ выигрывает у иных брендов за счёт почти нулевых затрат на рекламу и активного... лоббирования со стороны ретейла. Особенно это хорошо видно, когда уровень жизни падает и денег мало - СТМ становится особенно привлекательной.
Смысл захвата СТМ сегмента рынка в становлении поставщиков зависимыми от ретейла - менять можно по желанию пятки, да и цены можно держать на любом удобном уровне, контролируя вал продуктооборота.
Хорошо, что СТМ никогда не сможет занять весь рынок - свободу торговли будет контролировать внешний регулятор (госорганы), которому прибыль частников по барабану.
Специализированные магазины
Вспоминается печальное наблюдение одного химика: для того, что бы сделать молоко, обычно прилагают большие усилия - его нужно пастеризовать, восстановить из сублимированного (для уменьшения цены), да и много чего ещё сделать, прежде чем выставлять на полки. Но потребитель любит натуральное отходы жизнедеятельности видать тоже, натуральные же ёпт, пускай за это и придётся заплатить в несколько раз больше без реальных изменений во вкусе. И самое смешное и печальное - производитель "натурального", даже если будет продавать по той же цене, заработает больше - затрат на обработку нет!
Специализированные магазины обычно делают упор в сторону качества - мол, смотрите как печёмся в печах над продуктами (ага, роспотребнадзор как будто не справляется), натуральное, чуть ли не местными аборигенами-девственницами под полнолуние собиралось.
Да, ВкусВилл, я про тебя.
Суть таких магазинов либо в очень узкой аудитории (кофейни, чайные и т.п), либо в манипуляции чувством важности в каждом из нас. Красивая упаковка, вежливый персонал, отсутствие тележек для неразгруженных продуктов у тебя перед носом и прочие прелести сервиса всем нам приятны, и не важно, что цена продукта относительно стоимости закупки выше раза в три.
Так или иначе, они компенсируют низкий вал продаж высокой ценой за единицу продукта - где-то больше, где-то меньше. У тех же чайных чаще заработок идёт вовсе не от чая, а от сопутствующих к нему товаров.
Беря что-то у специализированных магазинов, вы либо платите за уникальность, либо за красивости в процессе покупки.
Все хотят отнять ваши средства, и только вы сможете их защитить. Ну и государство поможет. Все остальные... ну, вы поняли.