Государственный департамент США выступил с заявлением о готовности ввести экономические санкции против любой страны, которая приобретёт российскую зенитно-ракетную систему С-400.
Это часть масштабной кампании по ограничению распространения российского оружия и оказанию давления на экономику через оборонную сферу.
Пресс-секретарь Госдепартамента Хизер Науэрт подчеркнула, что Вашингтон решительно выступает против приобретения этой оружейной платформы союзниками США по всему миру.
Некоторые страны, несмотря на давление со стороны Запада, проявили большой интерес к С-400 из-за его уникальных возможностей.
Все потому, что западные производители пока не могут создать системы противовоздушной обороны, которые могли бы конкурировать с С-400.
Среди давних партнёров США по обороне, проявивших интерес к этой системе, можно назвать Ирак, Катар, Саудовскую Аравию, Марокко, Египет.
Это стало серьёзным ударом по репутации западных производителей, которые ранее заявляли о неоспоримом превосходстве над российскими оружейными технологиями.
Неприсоединившиеся к западным санкциям государства, такие как Индия и Вьетнам, также проявили интерес к этой оружейной платформе, наряду с рядом давних российских оборонных заказчиков, включая Китай, Беларусь, Алжир и Иран.
Даже Южная Корея, столкнувшись с давлением со стороны США, косвенно обратилась к технологиям С-400 после неудачной попытки приобрести С-300. Новая корейская система M-SAM будет в значительной степени основана на технологиях С-400, которые возможно предоставит Россия.
Распространение С-400 представляет серьёзную угрозу интересам стран Западного блока по нескольким причинам. Это объясняет политическое давление, оказываемое на государства, заинтересованные в приобретении данной системы вооружений.
С 1940-х годов Западный блок в значительной степени опирался на авиацию для демонстрации силы по всему миру. Это проявлялось в военных кампаниях против Вьетнама, Китая и Северной Кореи, а также в операциях на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке.
Зенитно-ракетный комплекс С-400 «Триумф» способен сделать наступательные действия даже самых современных самолётов-невидимок, таких как американские F-22 Raptor и B-2 Spirit, неэффективными.
В свою очередь, это может серьёзно подорвать возможности Запада по демонстрации силы, которые уже давно являются важнейшим инструментом европейской и американской внешней политики.
Генерал Джозеф Вотел, выступая перед Комитетом Палаты представителей США по вооружённым силам, подтвердил эту информацию, подчеркнув, что возможное распространение систем С-400 в странах Ближнего Востока может поставить под угрозу доминирование американских военных в воздушном пространстве этого региона. С тех пор как истребители стали известны во время Первой мировой войны, западные военные имели почти беспрепятственный доступ в этот регион.
Распространение С-400 в другие регионы создает еще большую угрозу для способности западных стран вмешиваться в события в таких областях, как Тайваньский пролив, Восточно-Китайское море и Афганистан, где они сталкиваются с китайскими системами.
В Западной Африке эта угроза возрастает из-за размещения аналогичных систем в Алжире.
Изменения в мировом соотношении сил, которые подрывают сложившуюся ситуацию, когда западные страны могли практически неограниченно использовать свои воздушные возможности для демонстрации силы, имеют серьёзные последствия.
С-400 обладает впечатляющей способностью поражать вражеские самолёты на расстоянии до 400 километров. Это достигается благодаря использованию ракет 40Н6.
Ракеты 48Н6E2 и 48Н6ДM / 48Н6E3, входящие в состав этой платформы, обладают дальностью действия 200 и 250 километров соответственно. Платформа способна запускать до 160 ракет одновременно, поражая до 80 целей.
Благодаря своей гиперзвуковой скорости и высокой точности, она может эффективно уничтожить любое известное формирование атакующих боевых самолётов чуть более чем за минуту, даже на предельных дистанциях.
Зенитно-ракетный комплекс С-400 «Триумф» был принят на вооружение всего через несколько месяцев после появления F-22 Raptor в ВВС США. Многие считают этот самолёт самым живучим из когда-либо созданных боевых машин.
С-400 «Триумф» был разработан специально для борьбы с новыми элитными истребителями. Это было особенно актуально, учитывая, что в то время у России не было собственных самолётов для завоевания превосходства в воздухе следующего поколения.
Истребители с меньшей живучестью, чем F-22, такие как более лёгкие, медленные, менее скрытные и маломаневренные F-35, находятся в зоне поражения С-400.
Однако, согласно имеющимся данным, дальность поражения самолётов-невидимок ниже, чем стандартных истребителей, которые составляют подавляющее большинство воздушных флотов стран Западного блока.
Доходы от экспорта и потенциальное расширение производственных мощностей по производству С-400 в связи с высоким спросом не только обеспечат бесценный доход российскому оборонному сектору, но и, возможно, значительно удешевят производство системы вооружений за счёт эффекта масштаба.
Результатом, в свою очередь, может стать увеличение продаж из-за более конкурентоспособных цен, большее развёртывание на самой российской территории, а также увеличение инвестиций в разработку будущих систем противовоздушной обороны, таких как готовящийся к выпуску С-500, что послужит дальнейшему ослаблению позиций Западного блока.
Поэтому для стран Запада по-прежнему важно ограничить экспорт С-400, оказывая давление на потенциальных покупателей, включая своих союзников и нейтральные государства.
Однако сделать это непросто, учитывая востребованность этой системы вооружения и риск оттолкнуть потенциальных союзников угрозами и применением экономических санкций.
Турция остаётся ключевым примером этого, поскольку после заключения контракта на поставку С-400 давление со стороны США привело к тому, что Анкара ещё больше укрепила свои связи с Россией.
Попытки наказать страну, заморозив продажи малозаметных истребителей F-35, привели лишь к тому, что Анкара рассмотрела в качестве альтернативы малозаметные самолёты российского производств.
Это продемонстрировало, насколько ограниченны возможности санкций и угроз, так как у западного блока больше нет монополии на современные вооружения.