То же песня у сценаристов: сценарии ищут все студии, а 90% авторов сидят без работы. У режиссёров похожие трудности с входом в индустрию. Все требуют опыт, а как же его набраться, если не берут? Даже на письма не отвечают!
Я проводил кастинг в рекламу для турецкого бренда по производству текстиля в далёком 2012 году. Чтобы перейти к поучительной истории, начну с необходимого экскурса в детали, как устроены кастинги.
Будь то реклама, фильм или сериал, на роль выбирают тех, кто подходит в первую очередь по внешним данным. Кино в этом вопросе самый не толерантный вид искусства. Если заказчику в рекламе или режиссёру в фильме нужен жирный широкомордый бывший бандит в малиновом пиджаке с короткой стрижкой, то никакие другие типажи попасть в кадр не смогут. Если нужен герой-любовник, то это будет типаж с тем телосложением и формой лица, цветом волос и модельной причёской, как представил себе режиссёр. Другим пробиться через эту установку будет невозможно от слова «никак».
В рекламном бизнесе, несмотря на чисто коммерческий подход с графиками, процентами, измерениями и прочей бизнес моделью, возможности просочиться чуть больше. В кино же всё так, как хочет режиссёр. И в рекламе пожеланиями рулит заказчик. Именно с заказчиком утверждаются типажи. В случае с турецким брендом именно заказчик озвучил требования для первичного кастинга: «Среднестатистический мужик сорока лет».
Первичный кастинг это отбор актёров по фото. В тот раз мы отобрали восемьдесят человек и пригласили на кастинг. Зная, как трудно актёрам сидеть в ожидании своей пятиминутки перед камерой, распределили всех по группам, чтобы не одной большой толпой страдали в коридоре. Но ведь наш человек не может делать как сказали! Обязательно надо додумать или проигнорировать. Часть актёров пришли не к назначенному времени, а к открытию офиса, толпились в коридоре, жаловались на отсутствие воды, еды и развлечений.
Другая часть почему-то подумала, что имеет право опоздать, а потом устраивать порядка как в поликлинике: «Мне назначено на два, ну и что, что уже четыре, у меня дела были! Пропустите, а то я вам сейчас тут всем устрою!»
Тем, кто так поступает, независимо от внешности мы тут же отказывали. Потому что неуправляемый, недисциплинированный актёр выльется сплошными проблемами и затратами на съёмках. И по опыту сразу скажу – такие и сыграть толком не смогут.
С дисциплиной разобрались. Зашёл актёр, встал перед камерой. Начинается всё стандартно – представиться, пару слов об образовании – какой театральный окончил, кто был мастером. Уже на этом этапе понятно, что актёр отвечает с неохотой и раздражением в одном стакане. Задаю вопрос о причинах. В ответ идёт напор страсти:
«Да вы забадали уже, хожу по всем кастингам по два-три раза на дню, а в ответ только и слышу: «Мы вам перезвоним», а никто перезванивать не собирается! Зачем вы людей мучаете? Ясно же, что уже всех утвердили, бабки на кастинге пилите и отмываете!»
Хорошо, что ещё про постель умолчал. А то наша секретарша аж завелась от такого темперамента. Актёр внешне был хорош и фигура через одежду о спорте с фитнесом кричала. Фактурный, но обидчивый! А ведь нам нужен всего один актёр из восьмидесяти! Почему не выбираем по фото? А вот именно потому, что неизвестно как кто себя ведёт. И важно посмотреть лицо, язык тела, отыгрыши в движении, именно как это на видео будет смотреться.
Я того актёра успокоил, терпеливо объяснил что к чему, дал задание что отыграть. Поработал с ним дольше других и никаких надежд не дал. Но он всё равно уходил успокоенным. В рекламу его так и не взяли, но позже я его видел в паре сериалов на вторых ролях. Играл, если честно, не особо заметно.
А это вторая причина, почему актёры не попадают в кино. С дипломами, с желанием, но не могут раскрутиться. Потому что играют откровенно плохо. Был у нас случай на фильме «Точка невозврата» – понадобился срочно любовник главной героине. Забыл режиссёр про персонажа. Там просто появление всего в паре сцен и роль маленькая, но с текстом, с эмоциями. Кинули клич, на кастинг времени не было, попросили актёров прислать самопробы. Это когда на телефон надо прочитать присланный текст. Выбрали более-менее фактурного и прочитавшего отрывок как надо.
Приехал актёр, вышел перед камерой, делаем репетицию, а он никакущий! То есть проговорить текст с интонацией на телефон он смог, а в кадре, на ногах, во взаимодействии с партнёрами, а в пару ему достался Дима Миллер, просто провал. И что с ним делать? Спасибо Диме, он на своём актёрском, какими-то методами что-то смог разбудить в неудачнике и сцену кое-как сняли. Вот, чтобы не происходили такие казусы, пробы и устраивают. Уже на этом этапе видно – потянет актёр роль или диплом ему по ошибке выдали.
К сожалению, среди огромного количества дипломированных актёров слишком много слабых. И тут тоже есть объективные оправдания для них. Многие сидят без работы и теряют навык. После театрального института надо набираться опыта, а если никуда не берут, то всё наработанное рассасывается в бытовухе. Актёру как спортсмену необходимо каждый день тренироваться, играть.
И вторая причина – театр. Игра в театре и перед камерой различаются как по технике, так и по насыщенности. Камера всё увеличивает в разы, а в театре надо самому актёру играть с усилением. Не все способны перестроиться. На пробах это сразу видно, поэтому их и не берут.
Ну и вечная трагедия с ужасной фразой «Мы вам перезвоним».
Нельзя сразу после проб сказать обратное. Всё-таки каждый человек имеет право на уважение. Сказать сразу «Не надейтесь» – возможно, убить в актёре веру в себя и профессию. А отказ может быть чисто субъективным и это не значит, что у актёра не будет шанса блеснуть в рекламе или в сериале у другого режиссёра.
Я решил тряхнуть стариной и примчался на кастинг эпизодов в сериал «Маргарита Назарова». Весь в мыле, со сбитым дыханием и меня сразу в кадр: «Представляйся, расскажи о себе, не волнуйся, нет, отдыхать некогда, скажи вот эту фразу. Всё, спасибо, мы перезвоним».
В итоге меня в сериале бил Андрей Чернышов и я сам без дублёра водил «Волгу» ГАЗ-21. Всего два съёмочных дня, но столько удовольствия! А ведь я актёрскую стезю давно забросил. Так, иногда балуюсь. Кстати, студентам помогаю тоже – в короткометражках лицом своим и харизмой отсвечиваю. И автограф у меня однажды брали на проходной Мосфильма.
Совет всем актёрам – верьте, что однажды вам улыбнётся ваш режиссёр. Не запускайте профессию! Ходите в массовку сниматься, если вы чего-то стоите, вас заметят. Ходите на кастинги и делайте то, что вас просят. Не ссорьтесь ни с кем. Снимайтесь у друзей, у студентов за бесплатно. Быть в профессии очень важно.
Вся актёрская судьба только в актёрских руках. Если всё время жаловаться, что не снимают, то окружающие зададутся вопросом: «А почему?» и ответ находится только в голове самого актёра.