16.05.2024 06:00
Просмотров: 6235Реально ли зарабатывать на маркетплейсах, не создавая собственный бизнес?
Да, если стать специалистом по развитию магазинов на топовых российских онлайн-площадках Вайлдберриз и Озон.
Рынок растет
- Интернет покупки в России стабильно растут, доля электронной торговли (e-commerce) в ритейле составляет уже 14,9% (1 кв 2024). Это выше пандемийного периода: 11,6% в 2022 году и 13,5% - в 2023.
- По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) объем российского екома в первом квартале 2024 года вырос на 39% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 1,9 трлн руб. И почти 97% из них приходится на компании интернет-торговли РФ.
- По комментариям АКИТ изданию "Российской газета" отмечаются регионы, в которых рост в 2-3 раза превысил общероссийские показатели. ДВФО и СКФО - увеличили свои показатели на 65,6% и 68% соответственно, а показатели роста каждого отдельного субъекта в этих округах выше 50%.
Маркетплейсы - это драйвер роста в сегменте е-коммерс, который подкрепляется стремительным ростом числа селлеров (продавцов), расширением ассортимента, добавлением большого числа товарных карточек на площадки. Сейчас заметно активизировались не только российские производители и бренды, но и китайские компании, которые активно ищут специалистов в штат для развития своих онлайн-магазинов.
По итогам 2023 году сразу две российских площадки Ozon и Wildberries – впервые вошли в топ-10 крупнейших мировых площадок по количеству активных сессий (у каждой более 300 миллионов заходов в месяц). Вайлдберриз занял 9-е место по популярности в мире, Ozon - 10-е место. (в мировых лидерах Amazon – 4,7 млрд заходов в месяц). По данным Data Insight.В разрезе российского рынка электронной торговли по итогам II пол. 2023 года эти две площадки занимают 78% от общего числа заказов.
Меняется
Нужно понимать, что на рынок влияют и сами маркетплейсы. Они также не стоят на месте, их конкуренция между собой за покупателя и за качество работы селлера также подталкивает к тому, что появляются новые функции в управлении личными кабинетами, меняются "правила игры", комиссии, штрафа, пункты в договорах-оферт.
Требования к качеству работы приводит к ужесточению правил игры для продавцов со стороны маркетплейсов. А на их "перегибы" уже вынуждены реагировать правительственные государственные ведомства и комитеты.
Например, 10 мая 2024 года вновь назначенный Председателем Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин во время встречи с депутатами Госдумы заявил, что правила работы маркетплейсов требуют дополнительного регулирования. И напомнил, что у ФАС появились полномочия для оценки эффектов, что создаст условия, в которых владельцы маркетплейсов не смогут злоупотреблять доминирующим положением на рынке.
Необходимы навыки
В борьбе за покупателя среди селлеров ожесточается конкуренция. И она предъявляет высокие требования к качеству работы менеджера по маркетплейсам. Уже недостаточно просто выставить товар и превратиться в "ждуна". Работодатель берет за стандарт следующий минимальный набор навыков работы менеджера:
- оформление товарных карточек и онлайн-витрин магазинов,
- расчет юнит-экономики и прибыльности продаж,
- разработка ценовой стратегии и выверенного участия в ценовых акциях,
- эффективного использования:
- - бесплатных (органическое продвижение - SEO, привлекательный контент - фото, видео инфографики)
- - и платных рекламных возможностей маркетплейсов.
- анализ продаж и управление ассортиментом, способность выделить товары "локомотивы" для их качественной проработки, выделения на фоне конкурентов и привлечения через них аудитории в свой магазин.
За успешным онлайн-бизнесом стоит профессиональный менеджер маркетплейсов, и, думаю, каждый предприниматель желает иметь у себя в команде такого профи.
Вакансий много
Рост числа вакансий говорит о том, что рынок ещё недостаточно наполнен количеством профессионалов в этой сфере. Новые вакансии на сайтах объявлений с поиском работы и большое число запросов на выпускников нашей школы продавцов "Academy-E.COM", подтверждают данный вывод.
По данным "Авито Работа" за 2023 год число вакансий для специалистов по маркетплейсам выросло в 2,3 раза. А за первый квартал 2024 года вырос еще на 27% год к году, говорится в исследовании hh.ru и Центра развития предпринимателей PRO Wildberries. Селлеры в I квартале 2024 г. по сравнению с I кварталом 2023 г. разместили на рекрутинговом сервисе на четверть (27%) больше вакансий – 3500 предложений. Тренд на увеличение потребности в менеджерах маркетплейсов подтвердил представитель "Яндекс маркета", но абсолютных цифр он не привел, говорится в статье издания "Ведомости".
Навыки, компетенции и знания, которые требуются для выхода на маркетплейсы и дальнейшей работы в личном кабинете селлера связаны с маркетингом, аналитикой и продажами в e-commerce.
Чем занимается менеджер маркетплейсов?
Развивает продажи и контролирует по заданным показателям эффективности (KPI) бизнес-процессы в магазине. Менеджер может узко специализироваться на одном маркетплейсе или вести разные площадки, в зависимости от компетенций.
Обязанности по данной профессии варьируются в вакансиях, поскольку уровень подготовки продавцов разный и ожидания от специалиста тоже. Но в целом можно выделить основные:
- Регистрация личного кабинета
- Заведение товарных карточек
- Продумывание и создание контента
- Создание поставок
- Анализ конкурентов
- Редактирование цен
- Мониторинг продаж
- Составление отчётности
- Анализ ассортимента и выбор перспективных товарных ниш
- Работа с отзывами и закрытие возражений
- Настройка рекламы внутри площадки
- Взаимодействие с техподдержкой
- Отслеживание изменений торговой площадки
- Контроль остатков на складе.
В крупных компаниях эти задачи могут быть поделены между разными специалистами. Небольшие продавцы и те, кто хочет начать продавать на маркетплейсах, ждут от аккаунт-менеджера МП универсальности. Да и зарплаты сильно разнятся в зависимости от размера компании и выполняемых функций. Однако, даже на позиции новичка можно рассчитывать на хороший минимум.
Какие зарплаты в профессии?
По данным исследований hh средняя зарплата менеджеров магазинов маркетплейсов за год увеличилась на 19% — до 72 000 ₽. А по более свежим данным газеты «Ведомости» на 23 апрель 2024 года, оплата труда менеджеров маркетплейсов выросла на 10% по сравнению с прошлым годом и в среднем составляет 110 тысяч рублей. Источник в своей статье также отмечает, что это самая востребованная профессия, должность специалиста и аккаунт-менеджера маркетплейсов действительно востребована, и у работодателей есть проблемы с поиском таких специалистов. Это еще один приятный стимул профессионально развиваться в этом направлении.
На порталах для поиска работы можно найти вакансии с зарплатой от 15 до 350 тысяч руб. Точный доход связан с компетенциями и опытом специалиста.
- Новичок без опыта вряд ли сможет рассчитывать на высокий доход, но стажировка за небольшую оплату - это хороший старт в профессию и отработка практических навыков в реальных условиях.
- Позиция начинающего специалиста вполне может предполагать опыт до года и зарплату до 60 тыс. Отработка навыков заполнения карточек, осуществление в связи с покупателями и пониманием внутреннего ранжирования товаров – главное, что можно получить на позиции «джуна».
- Специалист с опытом 1-2 года уже имеет знания о продвижении, маркетинге маркетплейсов. Самые успешные уже могут зарабатывать от 60 до 120 тысяч рублей.
- Менеджер с опытом на нескольких проектах от 2 лет и проектами может контролировать продажи самостоятельно, вести аналитику. Зарплата, на которую он может рассчитывать – до 150 тысяч рублей.
- Топовые специалисты с опытом от 3-4 лет на нескольких крупных проектах, которые умеют контролировать в том числе производство и поставки, маркетинг, продажи, аналитику, и управляют командой, оптимизируют процессы зарабатывает 150 000 - 270 000 ₽.
Чтобы развиваться в сфере электронных продаж менеджеру понадобятся систематизированные знания о специфике продаж на маркетплейсах, управлении проектами, логистике, аналитики, бухгалтерии и маркетинге. Чтобы такие знания получить быстро и без ущерба для предпринимателя рекомендуем пройти обучение маркетплейсам для начинающих.
Где обучиться
Академия ЕКОМ в рамках курса аккаунт-менеджеров маркетплейсов поможет узнать, как работать с торговыми онлайн площадками. Обучение проходит онлайн, а значит, доступно из любой точки страны. Предоставляется доступ в рабочий кабинет, где можно пройти практические занятия. Опытный наставник поможет быстрее освоиться, сможет проконсультировать по возникающим вопросам, выступит экспертом и подскажет нюансы торговли и площадки. Стать ценным сотрудником и профессионально продвигать товары на электронных торговых площадках может любой заинтересованный.
Выберите Academy-E.COM
Школа подготовки специалистов основана экспертами компании СеллерМАРКЕТ – действующего сервисного и технологического партнёра маркетплейсов, разработчика единого личного кабинета 30+ маркетлпейсов, чьими услугами по. Обширный и продолжающийся опыт на разных маркетплейсах и в разных товарных категориях делают курсы Академии ЕКОМ источником знаний и многолетнего опыта в e-commerce.
На курсах студенты освоят актуальные стратегии и инструменты для онлайн-бизнеса с учётом особенностей каждой площадки. Маркетплейсы постоянно вводят обновления, меняется экономическая ситуация, и только действующий технологический партнёр, развивающий более 400-х магазинов на Озон, WB, Яндекс Маркет и Мегамаркет может дать актуальные знания