Тип проекта: Информационно – исследовательский
Вид проекта: Групповой.
Срок: Краткосрочный.
Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, музыка, физическое развитие
Формы и методы работы: беседы, наблюдения, опыты, труд на участке, чтение художественной литературы, игры, презентации, развлечения.
Цель проекта: сформировать у дошкольников 5-6 лет познавательную активность в рамках экологической деятельности в союзе с воспитателем и родителями.
Задачи проекта:
Познакомить детей с овощем - картофель.
Познакомить с сортами картофеля.
Рассказать о пользе картофеля и о вреде его ягод для человека.
Познакомить с блюдами из картошки.
Закрепить представления о росте и размножении картофеля; семенем, клубнем, глазками.
Обогащать словарный запас детей (клубни, росток, глазки).
Привлечь родителей к воспитательно-образовательному процессу через приготовление с детьми блюд из картофеля, изготовление поделок из клубней, знакомств с народными приметами, загадками, стихами.
Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
Формировать умения видеть причину и следствие, делать выводы, строить логические суждения, т.е. заложить основы экологического мышления.
Воспитывать бережное отношение к природе, умение ответственно ухаживать за растениями, наблюдать за жизнью растений.
Актуальность
Много лет тому назад человек был тесно связан с землей. Она была «кормилицей» человека. Теперь же, многие люди отгородились от природы многоэтажными домами. Они не имеют возможность увидеть эту связь в своей обыденной жизни. Поэтому выход из этой ситуации – это создание и организация развивающей среды, в которой бы находился человек с самого раннего детства. В этой среде он должен не просто жить, но наблюдать за явлением и событиями, происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них ответы. Наш проект направлен на наблюдения, эксперименты, продуктивную деятельность детей.
Введение
Формирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного образования и воспитания XXI века.
Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развивать у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Хочется привести слова, почетного президента Всемирного фонда дикой природы Принца Филиппа: «…И только Россия еще способна сегодня потрясти богатством своего природного населения. Сберечь эту удивительную природу – вот шанс выжить будущим поколениям».
Этапы проекта
Подготовительный этап: Разработка проекта.
Деятельность воспитателей.
Разработать конспекты НОД, бесед с детьми.
Изготовить штампы из сырого картофеля для изодеятельности. Показать детям приём рисования штампами, собрать альбом детских рисунков, выполненных этим приёмом.
Изготовить дидактическую игру: «Что сначала, что потом» (этапы роста растения), алгоритм по развитию речи «Картофель» для составления рассказа.
Подобрать подвижные игры.
Разработать алгоритм проведения опытов с картофельным крахмалом.
Подобрать стихи, загадки, сказки, песни, иллюстрации о картофеле.
Деятельность родителей.
Содействие воспитателям в сборе информации, оформлении стендов, создании фотовыставок. Знакомить детей с кулинарными рецептами, привлекать детей к приготовлению блюд из картофеля дома. Деятельность поваров. Приготовление разнообразных блюд из картофеля.
Основной этап: Выполнение проекта.
Игровая деятельность: Дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Хорошо – плохо», «Чудесный мешочек», «Вершки-корешки», «Варим борщ»
Настольные игры: «Лото», «Домино», «Пазлы», «Найди пару», «Разложи по порядку»
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Поездка на рынок», «Готовим обед».
Познавательное развитие: Беседы: «Просто картошка», «Наши помощники», «Как картошка появилась в России», «Как картошка на стол приходит», «Как умные машины помогают выращивать растения».
Рассматривание иллюстраций: «Этапы выращивания и уборки картофеля»; рисунков в поваренных книгах, открыток с изображением картофельных блюд.
Образовательная организованная деятельность
«Необычное в обычном». Опыты с картофельным крахмалом.
Развитие речи: Составление творческого рассказа «Как мы сажали картошку».
Разучивание стихов, загадок, пословиц о картошке.
ИЗО деятельность: Зарисовки разных сортов и разных размеров клубней, этапы роста.
Рисование красками «Мешок картошки», рисование карандашами «Картошкины сказки»
Упражнение «Раскрась цветущий картофель»
Рисование с помощью штампов, изготовленных из сырого картофеля.
Аппликация «Мешок картофеля», «Блюдо с овощами».
Лепка на пластине «Картофельный куст».
Физическое развитие:
Эстафета «Посади, поливай, собирай урожай картошки»
Подвижные игры «Картошка в ложке», «Горячая картошка», «Соберем урожай», «Огородник».
Утренняя гимнастика «Собираем урожай»
Физкультминутка: «Ах, картошка...», «Шли с картошкой пирожки…»
Пальчиковые игры: «Овощи», «На огород», «Урожай»
Театрализованная деятельность: «Теремок для овощей»
Экскурсия в пищеблок, в овощной магазин.
Работа с родителями:
Обращение к родителям с просьбой помочь в сборе информации. Выставка детских рисунков, выполненных штампами. Поделки из картофеля. Составление поваренной книги «Блюда из картофеля»
Полезные советы – странички для здоровья.
Итоговый этап: Презентация проекта.
Праздник урожая «Раз картошка, два картошка».
Оформление альбома «Наша Чудо картошка»
Картотека опытов с картофельным крахмалом
Книга рецептов блюд из картофеля.
Сборник стихов, пословиц, загадок о картофеле.
Картотека дидактических и подвижных игр.
Выставка рисунков нетрадиционного рисования (оттиском из картофеля);
Выставка поделок «Ах, картошка, ты картошка».