Найти тему

Чарлз Сандерс Пирс: концепция сомнения-верования. Краткое изложение.

Чарлз Сандерс Пирс: концепция сомнения-верования

Краткое изложение

Чарлз Сандерс Пирс (1839-1914) - американский философ, математик, физик, логик, основатель философии прагматизма, основоположник семиотики (науки о знаках); член Американской академии искусств и Национальной академии наук США. Объем опубликованных работ Пирса составляет более 12 000 печатных страниц, неопубликованных рукописей - около 80 000 страниц. Проблемы, разрабатываемые учёным, имеют огромный диапазон - от математических и физических наук, до экономики, психологии, религиоведения и других социальных наук. Наиболее известные работы Пирса: «Принципы философии», «Прагматизм», «Элементы логики», «Научная метафизика». В 1877 году Пирс опубликовал сочинение «Закрепление верований», в которой изложил оригинальную концепцию динамики изменения состояний верования и сомнения, а также методы установления и закрепления верований на уровне личности, общества и государства (4, 5).

Суть концепции Чарлза Пирса заключается в том, что человек живёт в окружающем мире, взаимодействует с ним, вырабатывая разнообразные типы поведения и действий в различных обстоятельствах, которые становятся его устойчивыми привычками. Эти привычки, будучи осознанными, образуют верование, котором проявляется готовность человека действовать определённым образом. В психологическом аспекте верование представляет собой устоявшееся, спокойное, безмятежное, удовлетворяющее состояние ума, к которому человек постоянно стремится и от которого не хочет избавиться или поменять на верование во что-либо другое. Пирс отмечает: «Наши верования направляют наши желания и формируют наши действия. … Чувство веры - это более или менее верный признак того, что в нашей природе укоренилась какая-то привычка, которая будет определять наши действия» (2, 3. 371-372). Однако состояние верования может нарушиться и смениться состоянием сомнения.

Сомнение представляет собой шаткое недоумение, колебание мыслей, тревожное, беспокойное и в целом неприятное состояние ума, от которого человек старается как можно скорее освободиться. Сомнение возникает естественным образом и связано прежде всего с появлением обстоятельств, которые не укладываются в привычную картину мира индивида. Возникшее и усиливающееся сомнение стимулирует человека к определённым действиям, направленными на преодоление сомнения и достижение состояния верования (2, 3).

Сомнение и верование «… оказывают на нас положительное влияние, хотя и достаточно разное. Верование не заставляет нас действовать немедленно, но ставит нас в такие условия, что мы будем вести себя определенным образом, когда представится возможность. Сомнение ни в малейшей степени не даёт такого активного результата, но принуждает нас проводить исследование до тех пор, пока оно само не будет устранено» (2, 3. 373).

Пирс утверждает: «Раздражение, связанное с сомнением, вызывает борьбу, направленную на достижение состояния верования. Эту борьбу будем называть исследованием» (2, 4. 374). И далее: «Деятельность мысли возбуждается раздражением, вызванным сомнением, и прекращается, когда верование достигнуто; таким образом, достижение верования есть единственная функция мысли» (2, 5. 394).

Для формирования и закрепления верований Пирс предлагает ряд методов, различающихся по степени надежности и эффективности, и первым из рассматриваемых им методов является метод упорства. Следуя ему человек из всех сил держится своих излюбленных взглядов, отвергает любую их критику и не обращает внимания на противоречащие доказательные факты и аргументы. «Значительно чаще инстинктивное отвращение к нерешительному состоянию ума, разросшееся до неясного страха перед сомнением, заставляет людей судорожно цепляться за взгляды, которые у них уже есть. Человек чувствует, что только если он будет держаться своего верования без колебаний, оно будет совершенно удовлетворительным» (2, 5. 377).

Недостаток метода упорства в том, что его трудно применить на практике. Человек – социальное существо и когда его мнение приходит в противоречие с отличающимися мнениями других людей, ему трудно сохранить незыблемость своего верования. Чтобы верование было устойчивым, оно должно разделяться, по возможности, всеми. Пирс пишет: «Человек … обнаруживает, что другие люди мыслят не так, как он, … что их мнения также хороши, как и его собственные, и это поколеблет его доверие к своему верованию. Представление о том, что мысли и чувства другого человека равноценны его собственным, несомненно являются новым шагом … Оно возникает из столь сильного побуждения в человеке, что его невозможно подавить. Проблема состоит в том, как закрепить верование не только в индивиде, но и в сообществе» (2, 5. 378).

На протяжении всей истории человечества закрепление верования в сообществах решалась методом авторитета. Государство, церковь или мощная корпорация предписывали людям совокупность обязательных для них верований и наказывали инакомыслящих. Применение метода авторитета властными структурами как правило было успешным и на длительное время позволяло обеспечить единообразие выгодных для них верований. Суть метода Пирс описывает так: «… Создадим институт, цель которого состоит в том, чтобы привлекать внимание людей к правильным учениям. Постоянно повторять их и обучать им молодёжь; … этот институт должен обладать силой, чтобы предотвратить изучение, защиту и изложение противоположных учений. Устраним из представлений людей всевозможные причины изменения мнений. Будем держать их в невежестве, чтобы они не научились думать иначе, чем они думают. Привлечём на свою сторону их страсти, чтобы они относились к частным и необычным мнениям с ненавистью и ужасом. Запугаем и заставим замолчать всех тех, кто отвергает установленную веру. Побудим народ отворачиваться от таких людей и вываливать их в дёгти и перьях или учредим расследование образа мыслей подозреваемых, а когда они будут признаны виновными в том, что придерживаться запрещённых верований, подвергнем их достойному наказанию. Если полного согласия нельзя достигнуть иным способом, то всеобщее избиение всех тех, кто не думает надлежащим образом, всегда оказывалось весьма эффективным средством для того, чтобы создать единое мнение в стране» (2, 5. 379).

Однако метод авторитета в конечном счёте не может гарантировать полного успеха, не может предотвратить обмена мнениями и возникновения сомнений в устоявшихся верованиях. Об этом свидетельствует возникновение многочисленных ересей и длительная борьба науки против догм церкви. Здесь актуализируется априорный метод, сущность которого в том, «… что мы принимаем любые верования, к которым питаем склонность и которые, как мы полагаем, в силу своей природы, льстят нашему себялюбию, правда, до тех пор, пока грубые факты не освободят нас от этих сладостных грёз» (2, 5. 386). Априорным методом всегда пользовались метафизики, пытавшиеся представить системы своих верований как согласующиеся с разумом, логикой и рациональностью. В действительности же эти системы выражали лишь излюбленные, но произвольные взгляды их создателей, так что априорный метод на деле мало чем отличается от метода упорства.

Для того, чтобы верование действительно было устойчивым и не подвергалось сомнению, необходимо, чтобы оно зависело не от человеческих желаний, мнений и предпочтений, а от некоторого внешнего постоянного фактора, на который мышление индивида не могло бы оказывать никакого воздействия. Таким фактором в качестве основы верования является метод науки. «Его основополагающая гипотеза такова: имеются реальные вещи, свойства которых совершенно не зависят от наших мнений о них; эти реальности воздействуют на наши чувства в соответствии с постоянными законами и, хотя наши ощущения также различны, как различны наши отношения к объектам, … мы можем с помощью рассуждения установить, каковы вещи в действительности и по истине; каждый человек при достаточном опыте и размышлении будет приведён к одному и тому же истинному заключению» (2, 5. 384).

Итак, согласно Пирсу, для живого человека большее преимущество представляет наполнение сознания приятными и поощряющими видениями, мнениями взглядами, независимо от их истинности. Иначе говоря, для индивида важно не достижение внешних, объективных результатов, а определенное изменение его личного психического состояния, причём внешние объекты выступают здесь только как инструменты для этого изменения. Пока человек сомневается, пока он пребывает в состоянии неуверенности, он будет исследовать мир и себя, свои взаимоотношения с миром и обществом, а состояние уверенности, или отсутствия сомнения будет той целью, на достижение которой направлена вся познавательная активность сознания. Личность оказывается, таким образом, между верованием и сомнением, как между молотом и наковальней, а для того, чтобы начать действовать, человек должен сначала устранить из своей души и сознания всякое сомнение в правильности своих действий и в том, что цель, которую он пытается достичь, действительно достойна того, чтобы к ней стремиться.

Литература

1. Пирс Ч. С. Избранные философские произведения. М., 2000.

2. Пирс Чарлз Сандерс. Закрепление верований. Вопросы философии. М., 1996. №12.

3. Пирс Чарлз Сандерс. Как сделать наши идеи ясными. Вопросы философии. М., 1996. № 12.

4. Пирс Чарлз Сандерс. Большая Российская энциклопедия. https://bigenc.ru/c/pirs-charlz-sanders-37ab83

5. Пирс Чарлз Сандерс. Электронная библиотека ИФ РАН. Новая философская энциклопедия. ПИРС. https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH051290503f932bdf472a05

6. Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Буржуазная философия середины 19 - начала 20 века. М., 1988.

7. Мельвиль Ю. К. Чарлз Пирс и прагматизм. М., 1968.

8. Юлина Н. С. Очерки по философии в США. ХХ век. М., 1999.

9. Collected Papers of Charles Sanders Peirce. Eds. C. Hartshorne, P. Weiss (Vol. 1-6); A. Burks (Vol. 7-8). Harvard: Harvard University Press, 1931—1958.

10. Writings of Charles S. Peirce. A Chronological Edition: Vol. 1-8. Peirce Edition Project. Bloomington: Indiana University Press, 1982—2010.