Найти тему
Вестник Кавказа

Истории знаменитых пар: Екатерина Максимова и Владимир Васильев

Оглавление
Telegram-канал Большого театра
Telegram-канал Большого театра

История легендарного балетного дуэта началась в 1949 году, когда Екатерина Максимова и Владимир Васильев поступили в Московское хореографическое училище. Впервые вместе они выступили первоклассниками, через десять лет начал складываться их дуэт в Большом театре, а еще через два года танцовщики поженились.

Как Екатерина Максимова пришла в балет?

Екатерина Максимова родилась 1 февраля 1939 года в Москве. Ее дедушка — Густав Шпет — был известным ученым, занимался философией, психологией, знал много языков, очень любил театр и литературу. Шпеты жили в известном "мхатовском" доме — одном из первых московских кооперативов. "Организаторами, основателями, а потом и жильцами кооператива были в основном артисты МХАТа. Как-то раз они собрались и договорились строить себе дом. В эту компанию кроме мхатовцев входил и мой дедушка Густав Густавович, и Алексей Викторович Щусев — академик, знаменитый архитектор", — рассказывала балерина.

Щусев создал проект "мхатовского" дома, построенного в 1928 году в Брюсовом переулке. Там и выросла Максимова.

Мама рано начала водить ее на музыкальные и драматические постановки. После балетных спектаклей дома Катя пыталась повторить увиденное. В 1949 году она поступила в Московское академическое хореографическое училище, занималась у знаменитой Елизаветы Гердт.

Как Владимир Васильев пришел в балет?

Владимир Васильев родился 18 апреля 1940 года в Москве. В семь лет он за компанию с другом пришел в хореографический кружок Дома пионеров Кировского района. На первом же занятии на мальчика обратила внимание педагог, через некоторое время она поговорила с его мамой и посоветовала отдать сына в хореографическое училище. Мама последовала этой рекомендации, и в 1949 году Володя поступил в Московское хореографическое училище, занимался сначала у Евгении Лапчинской, а потом — в классе Михаила Габовича, известного артиста балета и педагога, тогдашнего худрука училища.

Как познакомились Максимова и Васильев?

Познакомились Максимова и Васильев сразу после поступления в училище и на сцену вместе вышли первоклассниками, исполнив хореографический номер в опере Лео Делиба "Лакме", потом танцевали разные детские партии в "Щелкунчике" Петра Чайковского. "Симпатии возникли еще в школе, и нам, конечно, хотелось танцевать вместе. Мы не думали об этом, да и не от нас это зависело. На выпускном экзамене Володя танцевал "Пламя Парижа" не со мной, а у меня была "Жизель" — не с ним. Так что дуэт не сразу получился", — вспоминала Максимова.

Wikimedia Commons, Stoyan Lefedzhiev, Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International license
Wikimedia Commons, Stoyan Lefedzhiev, Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International license

30 лет в Большом театре: как создавался звездный дуэт?

Училище они окончили в 1958-м и сразу были приняты в Большой театр. Максимова уже на следующий год отправилась на свои первые зарубежные гастроли в США и Канаду. Американская пресса обратила на нее внимание и назвала "бэби Большого театра" и "маленьким эльфом".

Васильев свою первую большую партию — Юношу в "Шопениане" — исполнил почти сразу после прихода в Большой. "С Галиной Сергеевной Улановой практически началась моя сценическая жизнь в классике. Мне было 18 лет, а Улановой уже 48, когда мы танцевали "Шопениану". Это она выбрала меня себе в партнеры", — рассказывает артист.

Telegram-канал Большого театра
Telegram-канал Большого театра

В 1959 году в Большом состоялась премьера балета Сергея Прокофьева "Каменный цветок" в постановке Юрия Григоровича. Главные партии в этом спектакле исполнили Максимова и Васильев — так начал складываться их дуэт на сцене Большого театра. А поженились они в июне 1961 года и через несколько дней улетели в Париж на премьеру фильма "СССР с открытым сердцем", в котором снимались.

В 1960 году Уланова оставила сцену и начала работать педагогом-репетитором: своей первой ученицей она выбрала Максимову, а потом начала заниматься и с Васильевым. Репертуар артистов постоянно пополнялся главными партиями в классических и современных балетах. Они танцевали в "Лебедином озере", "Щелкунчике" и "Спящей красавице" Чайковского, "Жизели" Адольфа Адана, "Дон Кихоте" Людвига Минкуса, "Бахчисарайском фонтане" Бориса Асафьева, "Золушке" и "Ромео и Джульетте" Прокофьева. А 9 апреля 1968 года состоялся один из главных спектаклей в их карьере — премьера балета Арама Хачатуряна "Спартак" в постановке Григоровича.

Wikimedia Commons, Peters, Hans / Anefo, Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Netherlands license. 1972 год
Wikimedia Commons, Peters, Hans / Anefo, Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Netherlands license. 1972 год

В 1973 году Максимова и Васильев стали народными артистами СССР, потом — лауреатами Государственных премий, у них много других наград — государственных и театральных.

В 1975-м произошла трагедия: на репетиции Максимова получила травму и оказалась прикована к постели. Врачи не сразу поставили точный диагноз, а потом вынесли вердикт: о балете не может быть и речи. К счастью, они ошиблись. Восстановление шло трудно, но в марте 1976 года Максимова снова вышла на сцену Большого театра в партии Жизели.

С конца 1970-х танцовщики начали выступать в зарубежных труппах, а Морис Бежар специально на Васильева поставил балет "Петрушка" на музыку Игоря Стравинского.

Васильев — балетмейстер

В качестве балетмейстера Васильев дебютировал в 1971 году: на сцене Кремлевского Дворца состоялась премьера балета "Икар" на музыку Сергея Слонимского. Потом в Большом театре он поставил несколько балетов, самый известный — "Анюта" на музыку Валерия Гаврилина, премьера которого состоялась 31 мая 1986 года. Интересно, что впервые "Анюта" появилась в 1982 году как телевизионный фильм-балет, сделанный для Максимовой и ей посвященный.

Wikimedia Commons, Viktor Viktorov, Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0. 2014 год
Wikimedia Commons, Viktor Viktorov, Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0. 2014 год

Уход из Большого театра и возвращение

В 1988 году Максимова и Васильев, как и другие всемирно известные артисты балета, вынужденно покинули Большой театр. Они продолжили выступать на других сценах, преподавали на кафедре хореографии ГИТИСа, Максимова стала педагогом-репетитором театра "Кремлевский балет".

В ГАБТ первым вернулся Васильев: в 1995-м его назначили художественным руководителем-директором театра, этот пост он занимал пять лет. А Максимова в 1998 году стала балетмейстером-репетитором Большого, среди ее учениц — Галина Степаненко, Марианна Рыжкина, Светлана Лунькина, Анна Никулина, другие известные балерины.

В октябре 2008 года в Большом отметили 50-летие творческой деятельности звездного дуэта. В честь этого юбилея театр организовал балетный фестиваль, в его программу вошли спектакли, в которых выступали прославленные артисты. А через полгода, 28 апреля 2009-го, Максимова скончалась, она похоронена на Новодевичьем кладбище.

1 февраля нынешнего года балерине исполнилось бы 85 лет. В тот вечер ее вспоминали в Большом театре: в концерте на Исторической сцене, режиссером которого стал Васильев, участвовали артисты балета Большого и Мариинского театров, ученики Московской государственной академии хореографии.

Лола Мусаева