Найти тему

Мои принципы и методы коррекции и воспитания сына с СДВГ

Оглавление

Моему старшему сыну Андрею семь лет, он уже месяц учится в первом классе. А еще мы уже много лет живем с его СДВГ. На канале выходило много статей про синдром, про то, как именно мы пришли к диагнозу, про мое принятие, какое лечение Андрей проходил. В том числе большая подборка про прием профильного препарата. Но статей много, и я понимаю, что не каждый готов листать канал в поисках нужной информации. Поэтому я решила написать эту статью и по ходу текста вставлять ссылки на старые статьи, потому как они не потеряли своей актуальности.

Итак, мои принципы и методики:

Обследования

В первую очередь нужно начинать именно с врача. Если у вас подозрение, что с ребенком что-то не так, то нужно идти на прием к хорошему специалисту. К сожалению, но мы не сразу нашли своего.

Первый врач, который смотрел Андрея, был районный невролог. Точнее, обычный невролог из поликлиники и наблюдал сына с рождения, и всегда у него все было впорядке. Кричит? Колики. Не спит? Колики. Не фокусирует внимание, чтобы играть в ладушки и в "сороку"? Это вы мама плохо занимаетесь. Речи нет? Отстаньте от ребенка, ему всего чуть больше года.

И я бы рада была отстать от сына, но я то видела, что что-то не так с ним - нет речи, нет звукоподражания, нет указательного жеста. Хотя я видела, что он понимает нашу речь, но у него не было как такового взаимодействия с нами. Именно поэтому в 1.8 года я пошла с Андреем к другому неврологу, в частном центре. Невролог хваленая, по отзывам - очень грамотная, многим помогла, не назначает зря препаратов, а именно на коррекцию делает упор. Но и она нам не помогла. Ну или я что-то не понимаю в этой жизни, и обычное хождение по ортоковрикам должно было сделать из Андрея великого оратора. Да одна ее фраза "Вы ничего не понимаете, у мальчиков в 1.7-1.9 происходит "петля" развития, когда они откатываются назад, а потом резко вперед". Одна она меня сильно насторожила. Но по ее рекомендации мы посетили остеопата, он выправил Андрею перекос черепа и таза.

Так как и второму неврологу я не поверила, уже в 1.10 мы записались на прием к другому. И именно он остался с нами на долгие годы и до сих пор раз в полгода мы приходим к нему на прием.

Да, по отзывам он сразу назначал препараты, так оно и вышло. Первое, что он назначил Андрею, это был Аминалон и уколы кортексина. Но он так же назначал и обследования. Вот минимум, который нужно пройти, если у ребенка неврологические проблемы:

  • ЭЭГ. Кстати, ни разу он не говорил именно Андрею проходить ночного или дневного сна. Только самое обычное.
  • УЗИ сосудов шейного отдела - чтобы исключить защемление.
  • Диагностика нейропсихолога.
  • Диагностика слуха.

В процессе и были выявлены основные проблемы Андрея - он не способен был сосредотачивать внимание в рамках возрастных норм, отвлекался, не чувствовал рамок дозволенного, демонстрировал полевое поведение. Он не ходил - он бежал, постоянно и везде. Выйти куда то с ним означало носить его на руках, только так можно было его не потерять и быть уверенным, что он не покалечится. И то - он вырывался. Единственное, что могло занять его на долгое время - мультики (не самый лучший вариант) и чтение книг. Да-да, как ни удивляло это всех нас, но именно книги слушать Андрей мог очень долго. А потом, спустя пару лет, так же долго он мог заниматься конструктором. И все - книги и конструктор, только они занимали Андрея на долго. Мультики и те он не смотрел спокойно - прыгал по дивану, то сидел, то лежал, то на голове стоял, то по кругу бегал.

Помню, я тогда не раз задавала невролгу вопрос - если Андрей может долго слушать книги и играть в конструктор, то не означает ли это ошибку с СДВГ? И еще тогда невролог мне отвечал - нет, он просто нашел зону своего интереса, и кроме этого ничего не будет его надолго увлекать. А потом я узнала про понятие гиперфокуса, еще одного проявления СДВГ.

Чуть дальше по тексту я расскажу, как именно мне это помогло в дальнейшем.

Витамины

Я всегда весьма скептически относилась к приему мультивитаминов, и мнения своего я не поменяла. А вот моновитамины, подобранные для каждого конкретного случая, я очень поощряю. Так, например, изучая информацию самостоятельно, получая рекомендации невролога и психиатра, я подобрала комплекс для Андрея, который он принимает уже больше трех лет. Вот, что принимает Андрей:

  • Магний глицинат - это последняя рекомендация нашего невролога, в глицинатной форме магний лучше усваивается организмом, и принимать его нужно утром, а не на ночь. Мне так удобнее, потому как, каюсь, иногда на ночь просто забывала что-то Андрею дать. Магний тормозит избыточное возбуждение нервных клеток в головном мозге и помогает устранить раздражительность и тревожность, снизить чувствительность организма к неблагоприятным внешним воздействиям.
  • В12 - принимаем по рекомендации психиатра. Раньше я покупала в формате спрея, а сейчас в виде таблеток, которые Андрей рассасывает. Витамин B12 необходим для созревания эритроцитов — красных клеток крови. При его нехватке развивается анемия, страдают сердечно-сосудистая и нервная системы.
  • D3 - по рекомендации психиатра Андрей сначала принимал 5000 единиц, а сейчас мы перешли к 3000. Для нервной системы он играет важную роль формирования защитных миелиновых оболочек нервных окончаний. Без них передаваемый сигнал будет заторможенным, случается даже "замыкание" нервов, что может привести к склерозу, онемению частей тела, параличу и лишению зрения.
  • Йод - так же принимаем именно с подачи психиатра. При дефиците йода у детей наблюдаются задержки умственного и физического развития (слабоумие, кретинизм, нарушение полового созревания и др.). Именно поэтому он особенно необходим детям и подросткам в период бурного роста.
  • Омега - а вот омегу Андрей пьет дольше всех витамин, из вышеперечисленных, ее приписал ему невролог уже очень давно. Прием омеги способствует улучшению когнитивных функций (поддержанию здоровья мозга, улучшению памяти и внимания).

Это основной комплекс витамин, которые Андрей принимает на постоянной основе. Магний, омегу и D3 уже около четырех лет, а йод и В12 около трех. Но такой комплекс, как вы понимаете, сложился не сразу.

Изначально, первое, что начал принимать Андрей, это был Аминалон. Он показан после расстройств мозгового кровообращения и черепно-мозговых травм, при отставании интеллектуального развития у детей, при последствиях родовой и черепно-мозговой травмы у детей.

Не просто так он был назначен Андрею, ведь первый запрос, с которым мы пришли к неврологу - отсутствие речи и взаимодействия с нами, гиперактивность. К сожалению, тема расстройств у детей, которые приводят к нейроотличности, не изучена. Именно поэтому основной причиной их возникновения называют родовые травмы, гипоксию, сложную беременность. И хоть я уже устала считать, сколько раз на приеме у разных специалистов я говорила "Токсикоза не было, угроз прерывания не было, гипоксии не было", но это не меняет того, что причины таких особенностей у Андрея не найдены.

Аминалон очень помог сыну, сразу после начала его применения у него случился большой скачок в развитии - он заговорил. И уже потом мы обнаружили, что у сына великолепная память - он на раз-два запоминал длинные стихотворения, например, сказки Чуковского.

Были в нашей истории и такие препараты, как когитум, церебролизин, тенотен, фенибут, персен, уколы кортексина, но ничего из этого не давало нужного результата. Именно поэтому Андрей больше их не принимает. А вот Аминалон мы пропивали курсами несколько раз за эти годы, последний раз год назад. Пока невролог сказал больше его не принимать, посмотрим на то, как будут обстоять дела в школе.

Все из вышеперечисленных витамин и препаратов Андрей принимает строго по назначению врача, никогда никакой отсебятины и самолечения мы не предпринимали. И никогда я не ставила под сомнения назначения. Даже когда мы подбирали препараты, а они не помогали - все очень индивидуально, у многих других деток положительная динамика была именно на них, а вот на том, что помогло Андрею не было никакой реакции. Но, об этом дальше.

Коррекционные занятия

У меня была уже статья на канале, почему мы с сыном перестали посещать нейропсихологов:

Рекомендую к прочтению, как и всю подборку статей:

Разное про СДВГ | Ежедневник материнства👩‍👧‍👦 | Дзен

Так вот, еще до нейропсихологов и разочарования в них, мы уже занимались с Андреем. Вычитывали по крупицам, искали и приобретали то, что нужно для деток с СДВГ (как впрочем и с другими неврологическими проблемами).

Дело в том, что основная причина разных проблем - недоразвитие коры головного мозга, межполушарных связей, лобных долей, мозжечка. И именно на их развитие и были направлены наши занятия - межполушарные доски были первым уровнем, потом добавился балансир и занятия на нем. В последствии появились разные нейропрописи, занятия из подручных материалов, нейрозарядка. Очень много описания и видео есть в подборке:

Коррекция СДВГ | Ежедневник материнства👩‍👧‍👦 | Дзен

Каждый наш день на протяжении нескольких лет проходил одинакого - зарядка, упражнения на мелкую моторику, нейроупражнения, нейропрописи, балансир. И так по кругу. Конечно, к ним я добавляла и обычные развивающие занятия, чтение книг. Постепенно Андрей полюбил рисовать, и это стало еще одним его гиперфокусом.

Вообще, мы попробовали с сыном многое, даже пару лет он был на безглютеновой диете (спойлер - это не работает). Но именно самостоятельные занятия очень сильно помогли Андрею.

Если говорить не о самокоррекции, то очень помогли занятия с логопедом дефектологом, логомассаж (речь) и курсы светозвуковой коррекции и микротоковой рефлексотерапии (и речь, и поведение). Суть последних двух процедур проста - воздействие звука, света, вибрации, тока на определенные точки и зоны головного мозга помогают ему дозревать.

Кстати, именно на диагностике перед токами нам впервые сказали, что у Андрея прекрасная память, но его основная проблема - его речной аппарат не успевает за его мозгом. Т.е. думает Андрей настолько быстро, что просто не успевает сказать. И про думать быстро это не про быстроту реакции, а про скорость, с которой мысли в его голове сменяют друг друга.

Представьте себе, что вам задали вопрос - сколько время? Вы смотрите на часы, и даете ответ. Это нормальный процесс. А вот как у Андрея: ему задали вопрос, он его в голове проговорил, потом подумал про что-то смешное, потом еще, и еще, и еще. Примерно так:

Сколько время? А зачем время? Скоро кушать? Нет, я недавно завтракал. А недавно это когда? Недавно мы гуляли. Я видел уток. Утки были прикольные. Так, меня о чем то спросили. О чем? Точно, про время. Так, я недавно проснулся, значит утро. Да, точно, утро.

И после этого, возможно, Андрей скажет, что сейчас еще утро. А потом начнет вспоминать про уток. А на самом деле уже обед и пора идти кушать и делать уроки. Андрей постоянно "в своих мыслях". Иногда его нужно несколько раз спросить, чтобы он ответил. При этом по глазам я втжу что с голове его бегут-несутся мысли. Из-за этого и возникает дефицит внимания. Ему сложно сосредоточится на чем то долго, кроме того, что является его гиперфокусом.

Гиперфокус

Собственно, а что такое этот гиперфокус? Это состояние, при котором ты настолько погружаешьсч в свое занятие, что весь остальной мир перестает существовать. Каждый из нас испытывает гиперфокус на себе, когда чем то очень увлечен. Но у деток с СДВГ это появляется сильнее всего. И именно он стал нашим спасением.

Когда я поняла, что Андрей может часами слушать книги, мы стали с ним часами читать книги. Я стала привлекать сына к покупке книг - он сам выбирал, что ему купить, чаще всего это были детские энциклопедии. Так мы тренировали усидчивость и расширяли кругозор.

Когда я поняла, что Андрея стал увлекать конструктор - я стала скупать наборы, интересные сыну, только бы он сидел и собирал его. Так мы тренировали усидчивость, мелкую моторику, фантазию, способность самого себя занимать.

Когда увлечение конструктором перетекли в увлечение рисованием - альбомы, карандаши, фломастеры стали составлять существенную статью моих расходов. Да, каракули непонятные, но лишь бы он сидел на одном месте. И все это вперемешку с нашими занятиями. Долгий пусть, сложный, но именно системность позволила выработать у Андрея усидчивость, сосредоточенность, волевую сферу (если сказали, что надо сидеть и заниматься, значит надо сидеть). И если еще два года назад на занятиях по подготовке к школе для деток с СДВГ психолог говорила, что Андрею будет сложно выполнять то, что говорит учитель, то первый учебный месяц показал, что Андрей слушает и слышит учителя.

Именно мой акцент на тех вещах, которые увлекают Андрея, постепенно развили в нем усидчивость. Оказалось, что это именно навык, который нужно тренировать. Плюс, полтора года назад я не побоялась и доверилась в очередной раз нашему неврологу, который рекомендовал начать прием препарата на основе атомоксетина. И это колосальная разница в поведении ребенка! Уходит гиперактивность, концентрации внимания усиливается. Не норма, но очень близко к этому.

Сейчас из признаков СДВГ у Андрея осталось:

  • Витание в облаках. Если Андрей не занят делом (чтение, рисование, учеба), то он погружается в себя и ни с первого, ни со второго раза не слышит нас. Да и если посадить его писать прописи или решать примеры, и не контролировать, то он очень быстро начнет мечтать о чем то своем, а не заниматься делом.
  • Неспособность спокойно стоять/сидеть. Если поставить Андрея перед собой и попросить что то рассказать или спросить, то он начнет сначала смотреть по сторонам, потом вертеть головой, потом поворачиваться всем корпусом, потом крутиться вокруг себя, ходить по комнате. Если посадить его, то он будет ерзать, задирать ноги на сидение. Его пальцы постоянно двигаются. Если не давать ему совершать все эти движения, то очень быстро он начнет весь чесаться.
  • Отсутствие страха. Нет, конечно, Андрей боится собак, пчел, но вот залезть на какую то верхотуру, бегать по краю обрыва - это пожалуйста.
  • Импульсивность. Захотел - тут же сделал. Вообще нет терпения ждать, или просто обдумать свои действия. Например, вчера он нарисовал рисунок, захотелось повесить на стену, его попросили подождать, но он залез на кровать и приложил лист к стене. Конечно же уронил за кровать, а отодвинуть ее очень не просто. Или в кабинете врача - прошу его сесть, а он сидит три секунды и встает и ходит по кабинету. И нет, он не невоспитан, он знает, что так нельзя. Он просто не может ничего с собой поделать. Таких примеров, на первый взгляд незначительных, очень много.

Вообще я поняла, что очень сложно описать все признаки СДВГ. Это нужно видеть. Например, Андрей постоянно перебивает наши разговоры, он просто не способен дождаться, пока мы закончим говорить, прежде чем что-то сказать нам. И вот как это описать в бытовой ситуации? Другим людям кажется - ну перебил и перебил, даже взрослые люди этим грешат. Но нет, не так это. Или, например, поведение в общественных местах. Если описывать все мелкие моменты, то кто-то скажет - просто невоспитанный. Но нет, я то знаю, что это не так.

Поэтому я стараюсь не акцентировать внимание именно на признаках как таковых, а просто пишу - СДВГ. А дальше уже успехи. Потому что объяснять в каждой статье, а что же не так, просто невозможно.

Кстати, один из моих принципов воспитания Андрея - постоянное повторение правил поведения, чтобы он постоянно о них думал: как вести себя в школе, как на перемене, как переходить дорогу, что делать в магазине, как вести себя в автобусе, на прогулке. Как радио, или диктофон - по кругу, по кругу. Так же как и ежедневные занятия с сыном, я вижу, как эти повторения отпечатываются у него на подкорке, и он неосознанно начинает следовать правилам.

В какой то степени мне жалко Андрея. Со стороны может показаться, что я его дрессирую. И себя жалко, ведь не такой мамой я мечтала быть. Именно поэтому я стараюсь сына баловать - любимые вкусняшки, развлечения, игры.

В общем, немного сумбурная получилась статья. Очень большая, глобальная тема. Хочется написать про все и сразу, а получается, что даже десятой части не написала. Рекомендую ознакомиться с подборками на канале, в первую очень с нашей историей:

История СДВГ | Ежедневник материнства👩‍👧‍👦 | Дзен

В ней я пишу именно свои воспоминания, как поэтапно мы пришли к диагнозу, какие сложности были на этом пути. Если есть вопросы или запросы на подробное раскрытие какой то темы - пишите в комментариях.