Палитра осеннего пейзажа, насыщенная и нежная, подкрашивающая деревья золотом и багрянцем, смягчающая контуры туманом и рассеянным светом, влечёт к изучению пейзажей в живописи, особенно если художественный образ отражён в художественной литературе.
Новеллы Вашингтона Ирвинга (1783-1859), посвящённые недавнему прошлому его родного штата Нью-Йорк и легендам загадочной и притягательной Альгамбры, потерявшей своё великолепие, когда Ирвинг путешествовал по Испании (1842–1846) - одна из первых романтических книг моего детства, которую я нежно люблю. И на мой взгляд, чудесные подробные описания природы Америки и Андалусии, архитектуры Гранады, даже привлекательнее таинственных сюжетов.
"Пока Икабод медленно трусил по дороге, его глаза, всегда широко открытые на все то, что имеет отношение к сытной и вкусной еде, с наслаждением останавливались на сокровищах, выставленных напоказ веселою осенью. Со всех сторон в огромном количестве видны были яблоки: одни висели еще обременительным грузом на коренастых деревьях, другие были уложены в корзины и бочки для отправки на рынок, третьи, ссыпанные в колоссальные кучи, предназначались для выделки сидра. Дальше пошли обширные поля кукурузы: из-под лиственного покрова на каждом стебле виднелись осыпанные золотом хохолки – это зрелище породило в нем видения пирожных и заварных пудингов; в то же время лежавшие между стеблями тыквы, повернувшие к солнцу свои чудесные округлые животы, заставили его вспомнить о роскошных, тающих во рту пирогах. Окончилась кукуруза, начались поля, засеянные гречихой; оттуда несся пряный дух пасеки, и, поглядывая в эту сторону, наш герой ощутил во рту сладостный вкус румяных оладий, которые плавали в масле и которые поливала медом или патокой нежная, маленькая, пухленькая, с очаровательными ямочками, ручка Катрины ван Тассель".
Ирвинга я люблю с детства, а вот художественными образами американской живописи я заинтересовалась только что. Романтизм в США отразился в пейзажной живописи школы реки Гудзон (1825-1875).
Развитие пейзажа в американском искусстве начинается в 1820-е годы. В этом отразились общие для искусства тенденции, когда художники, в поисках национальной самоидентификации, обращались к образам окружающей их природы. Подобные процессы происходили в русском искусстве, в Англии, во Франции, Германии. В США возникло направление "Школа реки Гудзон", объединившее художников, писавших живописные виды Новой Англии, штатов Нью-Йорк и Пенсильвания и обращавшихся в первую очередь к долине реки Гудзон и её окрестностям, горам Катскилл, Адирондак и Белым горам.
Американские пейзажисты постепенно обратили внимание на американский Запад, южные и латиноамериканские пейзажи.
Основателем школы исследователи признают Томаса Коула, который выехал на реку Гудзон осенью 1825 года, остановился сначала в Вест-Пойнте, а затем в Катскилле. Обзор его работ был опубликован в Нью-Йорк Ивнинг Пост уже 22 ноября 1825 года. Заметной фигурой в школе стал друг Коула, Ашер Браун Дюран. Художниками этой школы были Фредерик Эдвин Черч, Альберт Бирштадт, Санфорд Робинсон Гиффорд.
На сайте Метрополитен музея пейзаж "Вид с горы Холиок" сопровождается интересной аннотацией,
"Интерес Коула к этому предмету, вероятно, возник во время его поездки в Европу в 1829-32 годах, во время которой он сделал точную копию пейзажа, опубликованного в книге Бэзила Холла "Сорок гравюр, сделанных камерой Lucida в Северной Америке в 1827 и 1828 годах". Холл раскритиковал невнимательность американцев к своему пейзажу, а Коул ответил пейзажем, который восхваляет уникальность Америки, заключая в себе "соединение живописного, возвышенного и великолепного".
Кроме безусловно интересного "путешествия к истокам", обращения к отечественному пейзажу после изучения его первых изображений, сделанных англичанином, внимание обращает Camera Lucida. Что же это такое?
Камера lucida была запатентована в 1806 году английским химиком Уильямом Хайдом Волластоном, это более усовершенствованный вариант камеры обскуры, ящика, помогающего художнику получить оптическое изображение.
Камера Lucida же - это оптическое устройство, используемое художниками и микроскопистами в качестве вспомогательного средства для рисования. Camera lucida проецирует оптическое изображение рассматриваемого объекта на поверхность, на которой рисует художник. Художник видит и сцену, и поверхность для рисования одновременно, как при двойной экспозиции фотографии. Это позволяет художнику дублировать ключевые точки сцены на поверхности для рисования, что способствует точной передаче перспективы.
Вот уж не думала, что изучение национальной американской школы заведет в такие дебри технического прогресса, но тем не менее, восхищение художников видами родной природы подкреплялось интересом европейцев к этим видам. Но вернёмся к пейзажам.
На создание этой картины Черча вдохновила его вторая поездка в Южную Америку весной 1857 года. Черч много рисовал во время своего девятинедельного путешествия по Эквадору, и многие сохранившиеся акварели и рисунки содержат элементы, заимствованные из этой работы. Картина была публично представлена в Нью-Йорке в Лирик-холле на Бродвее, 756, 27 апреля 1859 года. Впоследствии она была перенесена в галерею студийного здания на Десятой улице, где освещалась газовыми рожками, спрятанными за серебряными отражателями в затемненном помещении. Работа произвела сенсацию, и от двенадцати до тринадцати тысяч человек ежемесячно платили по двадцать пять центов за просмотр. Картина также была показана в Лондоне, где также вызвала большое восхищение.
Интересно, что работы художников оперативно публиковались и выставлялись, диалог со зрителем - важная часть художественной жизни не только наших родных передвижников и французских художников, но, как мы видим, и американских художников.
И немного индейской экзотики.
Увлечение экзотикой Востока отразилось и в американской живописи, но это уже разговор для другой статьи. А для меня небольшое исследование американского пейзажа - открытие новой страницы, совершенно не знакомой.
Литература
Метрополитен музей. The Hudson River School
Переводы источников авторские, А. Савкиной
Цит. по: Ирвинг Вашингтон. Легенда о Сонной лощине // Новеллы. М. Правда, 1987
О русском пейзаже