Найти тему

Наставничество в научной деятельности: особенности и значимость

#ДвижениеПервых #РодныеЛюбимые #ПринципыВоспитания #КонкурсНаставничество #РоссияСтранаВозможностей

Наставничество в научной деятельности играет ключевую роль в развитии молодых исследователей и повышение качества научных изысканий. Научная деятельность априори не может существовать без наставников. Но научные исследования помолодели, изыскания начинаются уже в школе. Поэтому столь важно определить научное сотрудничество в наставничестве – это процесс, в котором опытные ученые (наставники) передают свои знания, навыки и опыт менее опытным коллегам (наставляемым).

Одной из главных особенностей наставничества в организации научной работы является индивидуальный подход к каждому наставляемому. Наставник учитывает научные интересы, сильные и слабые стороны наставляемого, и совместно они формируют личные цели, которые соприкасаются в деятельности. Такой подход позволяет более эффективно направлять усилия и ресурсы на достижение конкретных результатов.

Наставничество предполагает постоянную обратную связь между наставником и наставляемым. Регулярные обсуждения результатов исследований, анализ полученных данных и оценка выполненной работы помогают молодым ученым адаптироваться и корректировать свои действия в соответствии с рекомендациями опытного коллеги.

Наставники не только делятся своими знаниями, но и помогают наставляемым определить вектор развития, выстроить карьерный путь. Процесс взаимодействия и постоянного согласования интересов включает советы по выбору научных направлений, разработки рекомендаций по публикациям, выбор для участию конференций и научных проектов. Наставники могут объединять свои контакты, образуя группы исследователей для установления профессиональных связей и расширения круга общения.

Наставническая практика способствует развитию критического мышления и аналитических способностей в среде молодых исследователей. Наставники должны побуждать своих подопечных не только принимать информацию как данность, но и ставить под сомнение результаты, проводить критический анализ источников и данных.

Наставничество помогает формировать научное сообщество, основанное на доверии и сотрудничестве. Наставник является не только учителем, но и партнером, готовым поддержать и вдохновить своих подопечных, что создает культурную среду, где исследования могут развиваться через взаимодействие и обмен идеями.

Организация научно-исследовательской деятельности основана на выявлении и развитии способностей обучающихся в организации учебно-исследовательского проектирования в исполнении индивидуализации обучения в применении системно-деятельностного подхода, на принципах интеграции обучения и воспитания для достижения личностных результатов в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, способствующими процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, достигаемыми в единстве учебной, развивающей и воспитательной детальности образовательной организации, в том числе освоении образовательной и воспитательной программ.

В практике к научной деятельности поэтапно, шаг за шагом привлекаются разновозрастные ученики: Практическая значимость предлагаемой Практики состоит в применении готового алгоритма поэтапной организации наставничества в научно-исследовательской деятельности по предпринимательству.

Важной частью научного процесса является соблюдение этических норм, соблюдения авторского права. Наставники играют ключевую роль в формировании у молодых ученых понимания необходимости соблюдения честности, открытости и уважения к интеллектуальной собственности. Обсуждение этических норм помогает наставляемым улучшать свое понимание профессиональных стандартов научной деятельности.

Самым главным в процессе партнерских отношений в научном сотрудничестве является разработанная процедура деятельности, нацеленная на результат. Построенная результативная деятельность в научном наставничестве включает в себя целенаправленную подготовку молодых ученых к активному участию в научных мероприятиях, таких как конференции и конкурсы.

Процесс взаимодействия наставнической пары можно детализировать следующим образом:

Постановка целей: Наставник и ученик совместно определяют конечные цели научной деятельности: участие в конференциях и конкурсах, что может включать развитие исследовательских навыков, повышение видимости научной работы и укрепление профессиональных связей.

Для достижения результата необходимо проведение исследований через выбор типов источников, для чего можно сформировать следующие рекомендации для наставляемых.

Рассмотрите различные типы источников — книги, статьи, диссертации, журналы, электронные ресурсы, архивные материалы и прочие, в том числе Интернет-источники. Каждый тип источника может предложить разные перспективы и уровни анализа.

Для раскрытия темы исследования необходимы критерии выбора источников: Убедитесь, что источники актуальны, надежны и рецензированы. Обратите внимание на авторов, дату публикации и фактическую информацию. Научные статьи и рецензируемые журналы часто считаются более надежными, чем несоответствующие источники.

Организуйте поиск в каталоге библиотеки: Используйте онлайн-каталоги и базы данных библиотек для поиска необходимых материалов. Обычно библиотеки предоставляют доступ к специализированным базам данных по вашим темам.

Включайтесь во взаимодействие с библиотекарем, консультируйтесь! Не стесняйтесь обращаться за помощью к библиотекарям. Они могут дать рекомендации по поиску информации и помочь найти редкие или специализированные материалы.

Работая с первичными источниками, не забывайте использовать вторичные источники, которые могут содержать обобщение и анализ информации из первичных источников. Это может помочь вам лучше понять контекст вашего исследования.

Немаловажным фактором является организация и систематизация полученной информации и новых знаний для вас: По мере сбора материалов создавайте список или систему для организации источников. Это может помочь вам быстрее ориентироваться в материалах и избежать путаницы.

Когда создан цитатник, список литературы, необходимо провести оценку и сделать окончательный выбор источников: оцените материалы на соответствие вашей теме, цели задачам исследования. Выберите только те, которые действительно нужны для вашей работы.

Далее можно перейти к подготовке материалов, когда наставник помогает в подготовке научных докладов, статей или постеров через обучение методам исследования: В рамках подготовки к участию в конкурсах или конференциях будущие ученые учатся современным методам исследования и анализу данных, что обеспечивает глубокое понимание своей темы.

Процесс включает в себя формирование структуры исследования, написание текста, создание визуальных материалов и оттачивание ораторских навыков для презентации.

В деятельности по подготовке научной работы наставляемому необходимо постоянное получение критической обратной связи. Наставник предоставляет конструктивную критику на этапах подготовки материалов, помогая молодежи улучшать качество своих работ и презентаций, что включает тренинги по подготовке к выступлению, непосредственно по подготовке выступления, обсуждение возможных вопросов от аудитории и подготовку к ответам на них.

Оценка результатов деятельности формируется после участия в конкурсах и конференциях. Наставнической паре важно провести оценку достигнутых результатов. Наставник и ученик могут обсудить, что удалось, а что можно улучшить в будущих выступлениях, что способствует дальнейшему профессиональному развитию, выстроить векторы, развития и построить дорожную карту участия в конкурсах.

Таким образом, организованная деятельность на результат в наставничестве в науке не только помогает подготовить молодых ученых к конкретным задачам, но и развивает их навыки общего научного мышления, критического анализа и самопрезентации, что является важными аспектами в научной карьере.

Наставничество в научной деятельности является ценным направления становления формирования профессиональных исследователей. Индивидуальный подход, поддержка в карьерном росте, развитие критического мышления и передача этических норм создают прочный фундамент для успешной научной карьеры. Наставничество не только формирует компетенции научных работников, деятельность пары способствует воспитанию молодого поколения на базе информационных источников, раскрывающих историю страны, граждане которой всегда трудились на ее благо, а если была необходимость, то умели защитить свое государство.

Если научная деятельность организована на условиях наставничества по форме «учитель –ученик» «учитель – группа учеников», «ученик – ученик», то развитие научной деятельность дает возможность формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей, включающих, прежде всего, планирование будущей успешной жизни на основе созидательного труда и гражданственности, служения Отечеству и ответственности за его судьбу, поскольку успешная жизнь человека связана с его самореализацией, включающей организованную созидательную трудовую и предпринимательскую деятельность.

Именно поэтому создание научного общества «Развиваясь - развиваю» (Далее - НО) началось с предложенной для исследования ученикам темы «Развитие малого бизнеса в России».

Первый этап. Историческая память и преемственность поколений формируется, прежде всего, на основе изучения истории развития предпринимательской деятельности на Руси, в Российской империи, когда именно русские предприниматели – купцы помогли становлению великой российской державы, наследниками которой мы являемся.

Осознание величия Родины, выявление исторических фактов падения и подъема за счет развития экономики страны, способствует раскрытию понятия приоритета духовного над материальным российского гражданина во все времена. Исторические факты развития предпринимательства на Руси основаны на крепкой семье, коллективизме, взаимопомощи и взаимоуважении, что помогало русским крестьянам-предпринимателям в заселении и освоении земель Севера, Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока.

Права и свободы человека в предпринимательской деятельности всегда определялись созидательным трудом, когда наши предки, приходили на свободную землю, строили дома, организовывали хозяйство, обрабатывая земли, выращивали хлеб и кормили им всю Европу. И на пустом месте нельзя было без таких ценностей, как коллективизм, гуманизм, милосердие.

Ученики осознают, что приходя на новые земли, наши предки по-доброму относились к коренным жителям, формируя единство народов России. Так сформировались такие качества российского предпринимателя, как уважение к правам и свободам каждого человека любой национальности, определилось стремление к единству народов России в справедливом отношении к труженикам, проявились высокие нравственные идеалы, в том числе осознание каждого гражданина себя, как части народа России, воспитанном на любви к России и патриотизме. Так завершается первый, мотивационный этап исследования, когда учениками окончательно принимается решение в развитии научной темы.

Второй этап формирования научного общества связан с дальнейшим изучением предпринимательства и основан на современной востребованности малого бизнеса, которой исследуются возможности открытия и развития малого бизнеса в России.

Изучая развитие современное развитие малого бизнеса, ученики приходят к осознанию, что предмет «малый бизнес» необходимо изучать так же, как другие предметы: нужно получить знания, для дальнейшей возможности самореализации в предпринимательстве для служения Отечеству, одновременно выстраивая свою успешную жизнь, которая должна быть прожита с достоинством в условиях применения прав и свобод человека, определяющих его выбор: созидательно трудиться и на предприятиях страны, и в своем бизнесе для развития государства.

В организации успешного бизнеса необходимым фактором является владение вопросами не только заработка и получения прибыли для своей семьи, но и социального обеспечения себя, своих близких и наемных работников. Предпринимателю необходимо организовать сотрудничество с государством в системе исчисления и уплаты налогов и в качестве агента сотрудников, и в качестве результата деятельности своего бизнеса. Бизнесмен, уплачивающий установленные налоги, проявляет и патриотизм, и высокие нравственные идеалы, и справедливость, и приоритет духовного над материальным по принципу: «работаю, чтобы помогать гражданам, своему государству, на благо моей Родины, Отчизны».

Таким образом, в процессе научного исследования деятельности происходит формирование жестких компетенций, в основе которых высокий профессионализм технических навыков, работы с оборудованием, планированием и анализом, правовым и бухгалтерским учетом, налогообложением, управлением процессами, что характеризуется как профессиональное отношении к бизнесу и закрепляет понятия патриотизма, гражданственности, служения Отчеству созданием востребованного бизнеса.

В бизнесе главное – это идея, и поиск идеи, ее представление коллегам формирует и мягкие компетенции воспитания, основанные на традиционных ценностях, проявляемых: в умении управлять карьерой, креативности на основе критического мышления, умении выявлять проблему и решать ее, лидерские качества в организации командной работы на условиях трудовой этики, умение самопозиционировать себя в применении цифровой грамотности и владении межкультурным профессиональным языком.

Третий этап исследовательской деятельности можно назвать практическим, апробационным. Члены научного общества сначала защищают идею бизнеса перед своими одноклассниками, а потом выходят на мероприятие, которое проводится Центром «Мой Бизнес», предоставляющим возможность уточнить, насколько бизнес является жизнеспособным, правильно ли привлекаются средства, все ли компоненты бизнеса включены в расчетную его часть. По результатам проведенного мероприятия в научно-практическую работу вносятся корректировки, сама работа приобретает завершенный вид.

Четвертый этап связан с оценкой общественности: участники общества принимают участие в научных мероприятиях, в которых определяется уровень их подготовки к раскрытию вопроса и завершенность исследования. Иногда приходится внести исправления.

Оценка заключается в получении званий «победитель», «призер», получения наградных документов в портфолио.

Пятый этап связан с желанием принимать участие в мероприятиях, посвященных воспитательной работе на волонтерских началах, когда воспитательный момент формируется по принципу: «исследовал, апробовал, готов делиться с вами». И в этом случае воспитание формируется не от учителя к ученику, а от ровесника к ровеснику, который получил опыт и готов делиться опытом со сверстниками.

Эффективное наставничество способствует не только развитию отдельных ученых, но и укреплению научных сообществ в целом, что в конечном итоге ведет к прогрессу науки, в том числе через создание сети контактов: Участие в научных мероприятиях дает возможность приобрести полезные знакомства, получить единомышленников. Наставник может помочь своему подопечному установить контакты с другими учеными, что важно для будущего сотрудничества и обмена опытом.