В самом сердце Челябинска, в квартале улиц Васенко, Коммуны и Елькина, в одном здании с администрацией Центрального района и Центральным районным судом находится еще одно учреждение со словом «центр» в названии — ЦДС, Центр делового сотрудничества. Прежде одна из главных event-площадок Челябинска, вот уже 13 лет, со времен страшного пожара ЦДС пустует и никак не используется. Но спустя многие годы там вновь зазвучала музыка — первым, кто вышел на сцену зала после долгого перерыва, стал челябинский музыкант и художник Лев Гутовский со своим «Новым художественным ансамблем». Незадолго до подпольного концерта НХА мы проникли за закрытые двери ЦДС и поговорили на его сцене со Львом Гутовским о прошлом, настоящем и будущем этой культовой локации.
Зал-призрак
Центр делового сотрудничества — так на заре нового русского капитализма в духе времени переименовали Дом политпросвещения челябинского обкома КПСС. В большом актовом зале на 800 мест прежде проходили собрания и конференции актива челябинских коммунистов, звучали речи лекторов-пропагандистов и демонстрировались кинофильмы о том, как шагает в коммунизм Советская Родина. В разгар перестройки красных агитаторов потеснили демократы: именно здесь выступал с лекцией академик-правозащитник Андрей Сахаров, когда приезжал на Южный Урал.
В начале 90-х коммунистические догмы оказались никому не нужны, зато стали остро востребованы площади для стремительно зарождающегося частного бизнеса. В новой эпохе зал превратился в одну из главных концертно-театральных площадок Челябинска, где за двадцать лет не по разу выступили все звезды русского рока, а также несколько иностранных рок-групп, таких, как Kingdom Come, Nazareth или Electric Light Orchestra.
Когда-то ЦДС был знаком едва ли не каждому челябинцу, сегодня же он почти забыт — даже аббревиатуру эту «прихватизировала» небольшая фирма, которая недолго занимала площади в том же здании. Всему виной — страшный пожар, который произошел 11 ноября 2011 года.
Возгорание в результате ночного взрыва газового баллона в соседнем с ЦДС помещении ресторана уничтожило не только ресторан, но и фойе концертного зала, гримерки и подсобные помещения. Задело и сам зал, и даже несколько кабинетов Центрального райсуда. Запланированные, было, концерты пришлось срочно переносить на другие площадки.
На следующие десять лет такой же «сценой средней руки» в Челябинске — универсальным залом на тысячу зрителей, больше ночного клуба или районного ДК, но меньше дворца спорта «Юность» — стал Дворец культуры железнодорожников на улице Цвиллинга.
Со временем жизнь вернулась и в фойе, где, как и прежде, работает столовая, и в прилегающие помещения (в подвале теперь находится сауна). Но сам концертный зал надолго впал в летаргический сон. Владельцы неоднократно пытались продать неликвидную недвижимость, в том числе, на сайтах бесплатных объявлений, предлагая даже проект реконструкции.
Последнее известное предложение датировано осенью 2022 года: 800-метровое помещение в самом центре города продавалось за 23 млн рублей, то есть, всего за 28,7 тысячи за квадратный метр. Но желающих заняться реновацией ЦДС так и не нашлось.
Сегодня основной вход в зрительный зал наглухо замурован, в помещение выведена шумящая труба вентиляционной вытяжки заведения общепита. Попасть внутрь можно лишь прямо с улицы, через аварийный выход.
Хотя зал практически не пострадал от пожара, все его внутреннее убранство исчезло: нет ни кресел, ни акустических панелей на стенах и потолке, разграблен пожарный щит, разбросаны афиши звезд русского рока, когда-то выступавших здесь. Время в ЦДС навсегда остановилось в 2011 году. Ни сосчитать, ни вспомнить, сколько раз и как круто изменилась вся наша жизнь за прошедшие с той поры годы.
Пыльные лестницы ведут в заколоченные подвалы и запертые гримерки. На сцене нет занавеса и можно увидеть огромные металлические конструкции сценической машинерии и каким-то образом уцелевшие остатки светового и звукового оборудования (поразительно, но оно сохранилось в рабочем состоянии!). Осталось и никогда не покидавшее этой сцены фортепиано. Голый красный кирпич и подернутый ржавчиной металл, старое посеревшее дерево помоста сцены — таким ЦДС дожил до эпохи популярности стиля «лофт».
«Для партии же старались!»
Лев Гутовский — пожалуй, самый эксцентричный деятель культуры, который живет сегодня в Челябинске. Лидер «Нового художественного ансамбля», с 1980-х годов он несет в массы мультимедийное авангардное искусство, провоцирующее и шокирующее неподготовленного зрителя и слушателя.
В музыкальных перфомансах Гутовский и его ансамбль наряду с привычными инструментами — гитарами, барабанами, пианино и синтезаторами — использует практически все, что может издавать звуки, от ручной сирены и детской погремушки до резиновой курицы и металлической посуды, создавая шумные звуковые коллажи.
У руководителя «Нового художественного ансамбля» очень давняя история разного рода взаимодействий с покинутыми зданиями и сооружениями. Еще в начале 1990-х Гутовский устраивал художественную выставку в цеху бывшей прядильно-ткацкой фабрики: это здание на углу улицы Свободы и проспекта Ленина планировалось отдать картинной галерее, но вскоре оно было снесено из-за ветхости.
Несколько раз НХА давал концерты в разных помещениях промзоны бывшего завода оргстекла, где тогда уже формировался креативный кластер SVOBODA2. Стоит ли удивляться, что именно погоревший и, фактически, заброшенный концертный зал был выбран им для очередного перфоманса. И, как мы узнали впоследствии, не только для него.
Хотя «Новый художественный ансамбль» существует и действует еще со времен, когда ЦДС был Домом политпросвещения, с этим местом Льва Гутовского ранее практически ничего не связывало.
— Когда ЦДС еще работал, я им особенно не интересовался. Так, иногда на концерты или спектакли ходил, а выступать здесь не приходилось — обычный партийный актовый зал. Очень качественный, кстати: сцена до сих пор в отличном состоянии, ничего не скрипит, не проваливается, хотя ее никогда не ремонтировали. Для партии же старались! — говорит Лев Гутовский. — А теперь... Такие масштабы, такая история! Не без труда, через третьи-пятые-десятые связи я вышел на нынешнего владельца помещения. Спросил его — может, сделаем тут концертик небольшой, для своих? Он согласился.
Но, по словам Гутовского, ему было бы не столько дать в этом зале очередной концерт, сколько дать этому месту новый импульс, вернуть туда жизнь. Бывший ЦДС, по его мнению, следовало бы восстановить в качестве нового культурного оазиса в самом центре Челябинска. И дать ему имя человека, который и создал этот уникальный в своем роде комплекс зданий.
От ЦДС к «Талалай-центру»
Челябинский Дом политпросвещения был построен в 1972 году по проекту архитектора Ильи Владимировича Талалая. Имя это, в отличие от имен Евгения Александрова и Федора Серебровского, создателей помпезных домов-дворцов в стиле «сталинского ампира» в центре города, не так известно горожанам, даже среди тех, кто живо интересуется архитектурным наследием Челябинска. Но плоды трудов Талалая хорошо знакомы всем.
Прежде всего, это шесть белых 14-этажных жилых домов-башен на проспекте Ленина с учреждениями, магазинами и рестораном «Уральские пельмени» (за эту работу он получил премию Совета министров СССР), площадь с памятником Курчатову (автор скульптуры — недавно почивший Вардкес Авакян), мемориальный комплекс с памятником «Скорбящие матери», здание нынешней администрации Калининского района и некоторые другие творения в стиле советского модернизма/брутализма. Работал Илья Владимирович и театральным художником — оформлял спектакли театра драмы и ТЮЗа.
По мнению Льва Гутовского, имя Талалая достойно быть увековеченным в городе куда заметнее, чем простой мемориальной доской на доме, в котором он жил (ул. Российская, 200). Здание ЦДС он предложил переименовать в честь архитектора здания — TALALAY Center. Полузабытое здание и полузабытое имя — Гутовский утверждает, что на этом фундаменте можно было бы основать центр культуры и искусств по примеру того, как это сегодня делают в других городах Урала.
— Было бы здорово, если бы этот партийный актовый зал стал точкой притяжения для людей искусства, местом для выставок, концертов, перфомансов. К сожалению, в нынешнем состоянии сделать здесь что-то, соответствующее единому замыслу, пока не получается. Нынешний хозяин же владеет лишь этим залом, а здесь очень много различных помещений, у всех — разные собственники, они постоянно меняются, — говорит Лев Гутовский. — В то же время у нас перед глазами замечательные примеры новых культурных пространств у наших соседей, в Екатеринбурге: галерея «Главный проспект», выставочный комплекс «Синара Центр». Причем там это все — истории частной инициативы. Если бы нашелся кто-то из крупного бизнеса, кому было бы интересно сделать здесь что-то не хуже, чем у соседей, то вернуть это помещение к жизни не составит труда.
Хотя на стене бывшего ЦДС уже даже появилась временная вывеска с надписью TALALAY Center Concert Hall — это пока лишь идея. Обсудить ее и ответить на вопрос, быть или не быть новому центру, артист предложил известным челябинским деятелям культуры и искусств, которых и пригласили на подпольный концерт — первый в этом зале за тринадцать лет...
Продолжение следует.
Автор: Павел ПОНОМАРЕНКО