Найти тему

Воспитание и наставничество

Воспитание и наставничество идут рядом, рука об руку, в частности, в системе Программы воспитания и наставничества. Программа дает возможность в наставничестве подготовить ученика к научной деятельности и участию в научно-практических конкурсах и конференциях. Ученики участвуют в мотивирующих мероприятиях, выбирают тему, составляют план и приступают к исследованию под руководством наставника в личном и групповом взаимодействии. Наставник выделяет ключевые точки исследования в общении с учеником и (или) группой учеников, опираясь на традиционное сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей, сформированных обществом.
Ученик осваивает приемы НИД и сам становится наставником для своих ровесников или младших школьников.
Результат НИД проявляется в участии в научных мероприятиях и олимпиадном движении.
Цель воспитательной практики: вовлечение обучающихся в научное наставничество традиционными российскими духовно-нравственными ценностями.
Задачи воспитательной практики
1. Привлечь учеников к НИД через мотивирующие мероприятия и передачу опыта уже достигшими результатов учеников.
2. Выявить интересы обучающихся, определить темы для исследования на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
3. Написать научную работу, отражающую российские традиционные духовно-нравственные ценности.
Сегодня важно формирование традиционных российских духовно-нравственных ценностей, включающих, прежде всего, планирование будущей успешной жизни на основе созидательного труда и гражданственности, служения Отечеству и ответственности за его судьбу, поскольку успешная жизнь человека связана с его самореализацией, включающей организованную созидательную трудовую и предпринимательскую деятельность.
Именно поэтому создание научного общества лицея «Развиваясь – развиваю» (далее - НОЛ) началось с предложенной для исследования ученикам темы «Развитие малого бизнеса в России».
Первый этап. Историческая память и преемственность поколений формируется, прежде всего, на основе изучения истории развития предпринимательской деятельности на Руси, в Российской империи, когда именно русские предприниматели – купцы помогли становлению великой российской державы, наследниками которой мы являемся.
Осознание величия Родины, выявление исторических фактов падения и подъема за счет развития экономики страны, способствует раскрытию понятия приоритета духовного над материальным российского гражданина во все времена. Исторические факты развития предпринимательства на Руси основаны на крепкой семье, коллективизме, взаимопомощи и взаимоуважении, что помогало русским крестьянам-предпринимателям в заселении и освоении земель Севера, Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока.
Права и свободы человека в предпринимательской деятельности всегда определялись созидательным трудом, когда наши предки, приходили на свободную землю, строили дома, организовывали хозяйство, обрабатывая земли, выращивали хлеб и кормили им всю Европу. И на пустом месте нельзя было без таких ценностей, как коллективизм, гуманизм, милосердие.
Ученики осознают, что приходя на новые земли, наши предки по-доброму относились к коренным жителям, формируя единство народов России. Так сформировались такие качества российского предпринимателя, как уважение к правам и свободам каждого человека любой национальности, определилось стремление к единству народов России в справедливом отношении к труженикам, проявились высокие нравственные идеалы, в том числе осознание каждого гражданина себя, как части народа России, воспитанном на любви к России и патриотизме. Так завершается первый, мотивационный этап исследования, когда учениками окончательно принимается решение в развитии научной темы.
Второй этап формирования научного общества связан с дальнейшим изучением предпринимательства и основан на современной востребованности малого бизнеса, которой исследуются возможности открытия и развития малого бизнеса в России.
Изучая развитие современное развитие малого бизнеса, ученики приходят к осознанию, что предмет «малый бизнес» необходимо изучать так же, как другие предметы: нужно получить знания, для дальнейшей возможности самореализации в предпринимательстве для служения Отечеству, одновременно выстраивая свою успешную жизнь, которая должна быть прожита с достоинством в условиях применения прав и свобод человека, определяющих его выбор: созидательно трудиться и на предприятиях страны, и в своем бизнесе для развития государства.
В организации успешного бизнеса необходимым фактором является владение вопросами не только заработка и получения прибыли для своей семьи, но и социального обеспечения себя, своих близких и наемных работников. Предпринимателю необходимо организовать сотрудничество с государством в системе исчисления и уплаты налогов и в качестве агента сотрудников, и в качестве результата деятельности своего бизнеса. Бизнесмен, уплачивающий установленные налоги, проявляет и патриотизм, и высокие нравственные идеалы, и справедливость, и приоритет духовного над материальным по принципу: «работаю, чтобы помогать гражданам, своему государству, на благо моей Родины, Отчизны».
Таким образом, в процессе научного исследования деятельности происходит формирование жестких компетенций, в основе которых высокий профессионализм технических навыков, работы с оборудованием, планированием и анализом, правовым и бухгалтерским учетом, налогообложением, управлением процессами, что характеризуется как профессиональное отношении к бизнесу и закрепляет понятия патриотизма, гражданственности, служения Отчеству созданием востребованного бизнеса.
В бизнесе главное – это идея, и поиск идеи, ее представление коллегам формирует и мягкие компетенции воспитания, основанные на традиционных ценностях, проявляемых: в умении управлять карьерой, креативности на основе критического мышления, умении выявлять проблему и решать ее, лидерские качества в организации командной работы на условиях трудовой этики, умение самопозиционировать себя в применении цифровой грамотности и владении межкультурным профессиональным языком.
Третий этап исследовательской деятельности можно назвать практическим, апробационным. Члены научного общества сначала защищают идею бизнеса перед своими одноклассниками, а потом выходят на мероприятие, которое проводится Центром «Мой Бизнес», предоставляющим возможность уточнить, насколько бизнес является жизнеспособным, правильно ли привлекаются средства, все ли компоненты бизнеса включены в расчетную его часть. По результатам проведенного мероприятия в научно-практическую работу вносятся корректировки, сама работа приобретает завершенный вид.
Четвертый этап связан с оценкой общественности: участники общества принимают участие в научных мероприятиях, в которых определяется уровень их подготовки к раскрытию вопроса и завершенность исследования. Иногда приходится внести исправления. Оценка заключается в получении званий «победитель», «призер», получения наградных документов в портфолио.
Пятый этап связан с желанием принимать участие в мероприятиях, посвященных воспитательной работе на волонтерских началах, когда воспитательный момент формируется по принципу: «исследовал, апробовал, готов делиться с вами». И в этом случае воспитание формируется не от учителя к ученику, а от ровесника к ровеснику, который получил опыт и готов делиться опытом со сверстниками.