Глава 21. СНОВА К СЕРГИЮ
Сделав по указанию Киприана с послания несколько списков, Андрей со всей тщательностью стал собираться в дорогу и через три дня выехал из Киева. Игорь, конечно же, тоже поехал с Андреем.
В обитель к Сергию они ехали кружным путем через Тверь. К Москве приближаться опасались, имели сведения, что великий князь Дмитрий велел носителей писем от Киприана ловить и к монахам и игуменам не пускать.
До Троицы добрались только в середине июля, дали знать о себе Сергию через монастырского мальчишку. Послание Киприана Андрей передал преподобному, когда встретились за стенами обители.
Сергий прочел послание, долго сидел молча, затем начал говорить:
- Не успел я упредить Киприана, что Патриарх Макарий после смерти Алексея отписал великому князю, что передает русскую церковь Михаилу и чтобы князь ни в коем разе не принимал на Москве Киприана. И то послание патриарха князем и Михаилом было получено и оба вельми возрадовались. Макарий также отписал, что ждет Михаила к себе.
Передай святителю, что в Царьграде он правды не найдет.
Макарий возведен на патриарший престол лишь волею императора Андроника, без избрания на Соборе.
Сам же император обязан своим троном генуэзцам.
Теперь зри сам, кому обязан своим возвышением Макарий - фрязям.
Митяй же пострижен в монахи и взошел на митрополичий двор только волею великого князя, поставления в митрополиты на соборе не было.
Оба возвысились схожими делами своих владетельных князей, нет в их возвышении благословения святым духом.
Рассуди здраво, Макарий благоволит к просьбе великого князя и обещает Михаилу митрополию потому как имеет в своей церкви многих противников и жаждет поддержки русской церкви.
Но чего еще ждет Макарий, так это княжеских денег.
Злокозненны и хитроумны фрязи. Поставили своего Патриарха и пребывают в полной вере, что того поддержат деньгами из Москвы.
Не сомневаюсь, что Михаил к Патриарху поедет, деньги повезет, но предстать перед Макарием он захочет не простым чернецом, а епископом.
Опять будет нудить великого князя на помощь в этом деле.
Преподобный задумался, потом опять обратился к Андрею:
- Список послания святителя Киприана передам архимандриту Евфимию Суздальскому, знаю, он сможет доставить его в Нижний Новгород епископу Дионисию.
Думаю, так послание дойдет до многих.
Ты же поедешь в Симонов монастырь, оставишь один список преподобному Феодору, далее благословляю тебя на дорогу к святителю в Киев, будь осторожен, посылаю с тобой ответное послание.
С этими словами Сергий передал ему туго свернутый свиток и троекратно перекрестил.
Андрей поклонился игумену, окликнул Игоря и они отъехали на Москву.
Добравшись до Симонова монастыря, Андрей передал преподобному Феодору список послания Киприана.
Через несколько дней Андрей и Игорь выехали из Симонова монастыря в Киев.
Глава 22. ОБЪЯСНЕНИЕ
В дороге, в минуты отдыха на постоялых дворах и во время пути Игорь наблюдая за Андреем видел, что тот большую часть время задумчив, иногда Игорь замечал в глазах Андрея мечтательность.
На одном из привалов Игорь, пряча улыбку, сказал Андрею:
- А не остановиться ли нам брат Андрей на несколько дней в Любутске, у князя Романа?
Андрей от таких слов поначалу оживился, но затем смущенно посмотрел на Игоря, сказал:
- Это так заметно, что я только и думаю о том, чтобы опять встретиться с Софьей?
Игорь, уже не пряча улыбку ответил:
- Слепой и тот заметил бы. Попал ты, брат, под девичьи чары как птица в силок. Я не осуждаю, Софья девица видная, со всех сторон лепа, и красотой, и умом, и норовом изрядна. Сиротскую долю сносит достойно, духом не пала, в глазах огонь. Одну беду для тебя вижу. Судьба ее в полной воле князя Романа, не выдал бы девушку замуж по прихоти Вликого князя Ягайло или по расчету, девичьей воле вопреки. Если у вас с Софьей сладится, проси помощи в том у Святителя. Жениться то тебе, при митрополите состоящем, можно?
Андрей, после слов Игоря глубоко задумался, но на вопрос товарища ответил:
- Я не священник, я митрополичий слуга, вступать в брак не возбраняется, но благословение Святителя на то надобно. Ты и вправду думаешь, что Софья пойдет за меня, а князь Роман согласится?
Игорь подошел к Андрею, положил ему на плечи руки и, глядя в глаза, сказал:
- Брат мой, сначала надобно узнать решение Софьи, тебе с ней предстоит объясниться, есть ли промеж вас любовь, а уж потом заручаться поддержкой Святителя и согласием князя Романа. Влюбить в себя такую девицу нелегко. Такая может ответить только на настоящее чувство, яви его ей.
После такого разговора Андрей впал в еще большую задумчивость, всю дорогу до Любутска молчал и мечтал.
В начале августа 1378 года Игорь и Андрей остановились в Любутске.
Князь Роман пригласил Андрея к себе, посадил с собой за стол, стал слушать рассказ Андрея о злоключениях святителя Киприана в Москве. Во время рассказа Софья сидела чуть поодаль, ближе к свету, который падал из окна и рукодельничала, что-то вышивала, в разговоре не участвовала, но было видно, что слушала рассказ Андрея внимательно.
Андрей рассказывал:
- Дмитрий Иванович учинил над Святителем неслыханное насилие, воевода Никифор по приказу князя Киприана в Москву не пустил, пленил, снял одежды, заточил на сутки в клеть, митрополичьих людишек раздел до исподнего, лошадей забрал, а из Москвы выгнал взашей. Самого святителя вывез за московские пределы и на худой кляче отправил обратно. Святитель проклял Дмитрия и отлучил от церкви. Я вот возил его послание к игуменам Сергию и Феодору. Ныне еду к святителю в Киев.
Князь Роман слушал Андрея внимательно, не перебивал, только поглаживал бороду и качал головой, дивился случившемуся, после чего произнес:
- Тяжкие времена наступают, рушится церковное единство. Дмитрий Иванович решил обособиться, обзавестись своей, Великорусской митрополией. Добра от сего не жду, опять врозь будем. Ты иди, отдыхай. Софья, ты, юноша, идите, хочу один побыть.
Андрей и Софья вышли из комнаты, девушка уже без рукоделия в руках быстрым шагом направилась во внутренний двор, затем в беседку, Андрей, как привязанный, шел за ней, оба сели на лавку, смотрели друг на друга, молчали.
Андрей, наконец, решился и заговорил, как бросился с обрыва в воду:
- Не мог я не заехать к тебе. Хоть дело у меня спешное, не удержался, два дня пробуду рядом, нагляжусь на тебя. С самого первого дня как увидел, нет мне покоя, только о тебе думаю, хочу тебя видеть и слышать. Мне все в тебе мило, все радует, смотрю и не могу насытиться, знаю, что впрок не насмотришься, а смотрю. Люба ты мне Софья, да так, что предела не вижу, да и не хочу его видеть! Мудрецы пишут, что любовь рождается из созерцания. Мне хватило единого взгляда и я пропал, утонул в твоих глазах как в омуте. Жизни своей без тебя теперь не мыслю.
Закончив говорить, Андрей посмотрел на молчащую Софью, в отчаянии встал с лавки, сделал шаг в сторону, но не ушел, добровольно расстаться с Софьей не было сил. Так и остался стоять спиной к девушке.
Софья после слов Андрея взяла его, стоящего, за руку, потянула вниз, усадила рядом с собой на лавку, тихо сказала:
- Не уходи, послушай меня. Ты тоже мне мил, я еще таких не встречала. Тебе хочется верить с первой минуты знакомства. Ты открытый и бесхитростный. Ты не обманешь. Я давно сирота, князь Роман взял меня в свой дом, опекает меня, ничем не обижает, но я здесь чужая, по сути, в приймах. У дяди у самого положение не надежно, все может случиться, нужна ли я тебе такая? Ты состоишь при Святителе в полном его доверии, врос во все его дела, до меня ли тебе при твоих хлопотах?
Пока Софья говорила, Андрей то хватался за голову, то пытался что-то сказать, но перебить ее не решился и, только, когда та замолчала, сказал:
- Софьюшка, милая, никто мне не нужен кроме тебя, жизнь положу, чтобы ты была счастлива. Святитель мне не откажет, он соединит нас и благословит. А князю Роману брошусь в ноги, молить буду, чтобы отдал тебя за меня. Только бы ты была согласна.
После такого объяснения молодые люди неловко обнялись и долго сидели в беседке, Андрей целовал Софье руки, а та гладила его по голове и слезы радости то и дело капали из ее глаз на волосы Андрея.
Весь следующий день молодые люди старались как можно чаще быть вместе и встречаться при малейшей возможности.
На третий день рано утром Андрей и Игорь выехали из Любутска в Киев.
При расставании Андрей сказал Софье:
- Не знаю, когда увидимся в следующий раз, надеюсь, что скоро. И только господу одному известно, когда Киприан опять наведается в Любутск и поговорит о нас с тобой с князем Романом. Но как бы там ни было, я очень скоро буду просить Святителя о милости для нас с тобой, пусть отпишет князю Роману, пусть хоть так сосватает тебя за меня и будем тогда помолвлены.
Андрей и Софья на прощание обнялись и Софья долго смотрела вслед двум удаляющимся всадникам. Она не видела, что из окна палаты на нее смотрел князь Роман, и что он, при этом, глядя на их прощание, по доброму улыбался,.