Осторожно, спойлеры. Лучше посмотрите фильм.
Краткое содержание
Средневековье. Рыцарь Антониус Блок с оруженосцем Йенсом возвращаются из продолжительного крестового похода в свою страну, пораженную чумой. Рыцарь встречает ангела Смерти, с которым начинает партию в шахматы, чтобы отсрочить свой финал. Эту партию они играют на протяжении всего фильма.
Труппа трех скоморохов (Джоф, Мия, их годовалый сын Микаэль, а также руководитель Скат) ночует в поле на своей телеге. Джоф просыпается и видит Деву Марию с Иисусом, о чем рассказывает Мие. Мия предупреждает Джофа, чтобы он не делился своими видениями с другими людьми, а то они посчитают Джофа сумасшедшим.
Крестоносцы приезжают в церковь, где Йенс встречается с художником, расписывающим церковь. Йенс корит художника за то, что он рисует смерть, на что художник отвечает, что только так прихожане задумаются о смерти. Кадр переводится на рисунок бичующих себя людей, которые верят что чума — это кара господня, и через боль ее можно искупить.
Далее крестоносцы оказываются в деревне, где уже выступает та самая труппа актеров. Лиза, жена кузнеца плуга, изменяет со Скатом в кустах, по городу проходит колонна бичующих людей. Плуг узнает об измене и хочет проучить Джофа (потому что он актер), но Джоф удачно сбегает и они уезжают.
Рыцари объединяются с семьей актеров и едут через лес, где встречают Ската, Лизу и Плуга. Скат имитирует смерть, чтобы Плуг его оставил (в итоге смерть к нему все равно приходит, такая вот ирония, а-ля «не шути со смертью»). Лиза и Плуг присоединяются к группе, теперь их 7 человек и младенец. Антониус проигрывает партию ангелу Смерти, и ангел говорит, что заберет с Антониусом и его компаньонов, но позже.
Вся группа добирается до замка Антониуса, где его ждет жена, затем в замок приходит смерть.
Джоф наблюдает, как на холме ангел Смерти ведет шестерых (всего в замке было 8 человек и младенец) людей во тьму.
Мысли
Сперва фильм мне не понравился. Потом, когда я немного подумал, мнение поменялось, потому что я увидел как детали в совокупности превращаются в цельные интересные идеи.
- Церковь это первое место, которое посетили крестоносцы, и в нем объясняется, что будет в фильме дальше: мы увидим взгляд разных людей на смерть. Ужас сельчан при виде бичующей себя колонны; спокойствие, сменившееся ужасом у ведьмы перед казнью; принятие смерти Джофом и Мией.
- Каждая вторая сцена косвенно связана со смертью (рыцаря смерть преследует, актера Джофа хотят убить в трактире, муж хочет убить любовника жены и т.д.). Сцены, где есть пара с младенцем реже связаны со смертью, они самые светлые.
- Представлены 4 вида взаимоотношений мужчины и женщины:
Дистанционные. Антониус Блок ушел в крестовый поход, а его жена осталась в замке.
Измена. Лиза, жена кузнеца Плуга изменяет ему.
Неравноправные. Йонс спасает женщину от изнасилования и говорит, чтобы она пошла с ним, чтобы вернуть долг.
Тесные. Джоф с Мией живут вместе в повозке, воспитывают сына, зарабатывают общим делом.
Только у последней пары есть ребенок, ведь если бы у Плуга и Лизы был, то они бы не присоединись к ходу в замок. И только Мия и Джоф избегают смерти: Джоф видит, как Антониус играет в шахматы со смертью и решает уехать, пока ангел не забрал и его семью. Потому ли это, что Джоф видит то, что другие нет (потому что он творческая тонко чувствующая натура)? Я думаю это потому, что они принимают смерть и не обсуждают ее постоянно, а живут мгновением, в отличие от крестоносца, которому нужно точно знать, что будет после жизни. Рыцарь годы посвятил крестовым походам, но ничего не добился.
- Перед победой смерти в шахматы, Антониус Блок случайно (?) задевает фигуры рукой и говорит, что не помнит как они стояли. Смерть говорит, что помнит, расставляет их, и следующим же ходом выигрывает. Обман это или нет? Это похоже на фрагмент из Божественной Комедии, когда Минос хвостом хлестает и обвивает грешника, чтобы определить ему круг — сколько оборотов сделает хвост вокруг тела, на такой круг грешник пойдет. Тут тоже нет никакой справедливости (смерть забирает в любой момент ←→ грешный человек не достоин честного обращения)