Найти тему
ДНЕВНИК ИСТОРИКА

Педагогические условия воспитания патриотизма у младших школьников на уроках окружающего мира.

По мнению В.Л. Провоторовой , «патриотизм не заложен в ге - нах, это не природное, а социальное качество, и потому оно не наследуется, а формируется». Главным педагогическим условием воспитания патриотизма в современной школе является принятие государственной Программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015 - 2020 годы», конечным результатом реализации которой предполагается положительная динамика роста патриотизма в стране, возрождение духовности . Принятие правительством РФ данной Программы позволяет активизировать работу школ по патриотическому воспитанию. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения так же ориентирован на становление личностных характеристик выпускника.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Уроки окружающего мира способствуют воспитанию патриотизма, т.к. интегрированный курс изучает историческое прошлое нашей страны, рассматривает культурное наследие нашего народа. История занимает одно из ведущих мест в системе гуманитарных наук и оказывает существенное влияние на формирование личности. Историческое сознание, историческая память - важнейшие составляющие духовной культуры общества. Благодаря исторической пропедевтике обучающиеся получают возможность осознать свою причастность к истории, понять, что и они так же являются носителями исторической памяти, почувствовать, что такое связь времен, связь поколений, познакомиться с благородными образцами служения Отечеству.

-2

По мнению Н.А. Дарий , в содержание работы в данном направлении следует включить: - ознакомление с историческим прошлым нашей Родины, своего края, города, школы; - развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей; - воспитание уважения к национальным традициям своего народа, семьи, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам своего края; - формирование чувства любви к Родине, готовности преданно служить Отечеству. По утверждению Л.А. Устиновой на уроках следует сформировать и закрепить систему патриотических ценностей, а также чувство уважения и любви к культуре, истории России, традициям и обычаям ее народов. Для этого на роках окружающего мира нужно работать с учебником, использовать дополнительный познавательный и занимательный материал об исторических событиях Родины, применять презентации, фильмы. Воспитание патриотизма следует начинать со знакомства с историей и бытом русского народа, а делать это лучше всего в историко-краеведческом музее, и один из уроков провести там. Музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма обучающихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины. Неоценима роль на уроках окружающего мира словесных методов – рассказа и беседы. Роль рассказа в воспитании патриотизма определяет сам характер предмета. По утверждению Р.А. Петросовой и др. , рассказ – это «живое и образное изложение какого-либо вопроса учителя, по - священное преимущественно сообщению фактического материала или описанию какого-либо объекта или явления». По мнению Р.А. Петросовой , при помощи рассказа обучающиеся знакомятся с множеством явлений и объектов, которые они не могут непосредственно наблюдать. В этих условиях красочный рассказ учителя становится важнейшим источником фактических знаний и средством формирования образов. Важна на уроке и беседа. Р.А. Петросова и др. определяют беседу как «метод обучения, при котором основное место занимают вопросы учителя и ответы обучающихся.

-3

Большое образовательное и воспитательное значение беседы определяется тем, что при этом развивается мышление обучающихся. Они учатся выражать свои мысли в доказательной форме, самостоятельно работать с разными источниками знаний. Беседу нужно строить с использованием проблемных вопросов. При изучении тем исторического характера на уроке следует использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Наглядные и экранно-звуковые средства помогают детям конкретизировать представления об изучаемых явлениях. Используемые презентации могут содержать портреты исторических деятелей, репродукции картин, иллюстрации, фотографии. Использование видеофильмов также благоприятно влияет на формирование патриотических ценностей, развивает интерес к истории страны, влияет на эмоциональную сферу детей. Главные требования, предъявляемые к данным средствам обучения – это качество демонстрируемого материала и время демонстрации. По мнению В.Н. Шарапова современные технологии позволяют создать виртуальные учебные пособия, которые включают в себя не только текстовую и графическую информацию, но также звуковые эффекты, видеофрагменты. Это позволяет индивидуализировать обучение, предъявляя необходимую информацию по запросу обучаемого, что способствует формированию умений детей работать самостоятельно при подготовке творческих заданий патриотического содержания: презентаций, сообщений. Эффективность ИКТ бесспорна. По мнению Л.Е Прокофьевой , т.к. во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся; во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала; в -третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация); в-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности; в-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. А все вместе, конечно же, способствует повышению качества образования. Прокофьева Л.Е. [7] утверждает, что использование ИКТ на уроках окружающего мира помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля. Уроки-экскурсии вносят существенный вклад в воспитание патриотизма. По мнению Е.Ф. Козиной, Е.Н. Степанян , экскурсия – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно-созданных условиях. Экскурсии можно проводить в природу, знакомить детей с красотой родного края, историческими достопримечательностями, трудовым подвигом земляков: «По следам боевой славы», «Вот и осень пришла», «Как из зерна получилась булка», «Ноябрь - зиме родной брат». Можно проводить заочные экскурсии с ис - пользованием информационно-коммуникационных технологий: «Наша страна-Россия», «Жизнь животных зимой», «День космонавтики», «Путешествие по Золотому кольцу России». По мнению Ахметовой Р.Р. , игровая деятельность является эффективным средством воспитания детей. Игра для ребенка - выход в большую жизнь, осуществление его мечты, исполнение желаний. Игра делает их более развитыми практически во всех видах деятельности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление о жизни, познают окружающий мир. На уроках с успехом можно применять занимательный материал патротического содержания. Игонина Г.С. и Горелова Н.А. утверждают, что для младших школьников самый естественный способ познания – это игра, являющаяся творческим, занимательным элементом в обучении. Дети легко запоминают то, что им нравится и вызывает положительные эмоции.

-4

Основная функция занимательного материала – развивающая, обучающая и воспитывающая, поэтому на уроках окружающего мира целесообразно ис - пользовать игры, игровые задания патриотического содержания, кроссворды, головоломки, ребусы, загадки и др. По мнению Е.А. Ляшенко по - знавательные игры создают атмосферу соревнования, заставляющую школьника мобилизовывать все свои знания, думать, подбирать подходящее, сопоставлять, оценивать. Использование занимательного материала будет способствовать углублению знаний обучающихся, расширению кругозора, формированию патриотизма. Таким образом, на основе изложенного материала мы можем сформулировать следующие педагогические условия, способствующие воспитанию патриотизма младших школьников на уроках окружающего мира: - на уроках следует использовать игры, занимательный материал патриотического содержания; - использовать словесные методы – рассказ, беседу; - использовать наглядные средства обучения, информационно-коммуникационные технологии; - проводить уроки-экскурсии в природу, к достопримечательностям родного края, в музей, по местам боевой славы; - привлекать детей к самостоятельной творческой работе по изучению культурного и исторического наследия нашей Родины; - в процессе изучения курса «Окружающий мир» использовать проблемное обучение.

-5