То, что для профессионального актера легко и просто, для обычного человека может показаться девятым кругом ада, а особенно когда это касается заучивания больших объемов текста. В будничной жизни нам, простым зрителям, очень редко приходится учить наизусть хоть что-то. Для актеров же текст – вся жизнь. Как артисты театра учат реплики? А как монологи?
Самый главный способ выучить текст – это присвоить его, сделать своим, вжиться в роль настолько, чтобы каждое сказанное слово было органично и не нужно было мучаться с запоминанием.
Работа над спектаклем в театре условно делится на несколько этапов: первый – это застольный период, где актеры разбирают, анализируют текст и персонажей. Второй – этюдные репетиции, доставшиеся нам от системы Станиславского и метода действенного анализа. Третий – прогоны, где происходит уже некая сборка полноценного спектакля в выгородке, а после – в декорациях. И на каждом из этих этапов артист учит текст – сначала осмысливает его, потом проговаривает с партнером по кругу много раз, потом связывает его с движениями на сцене. Несколько недель до премьеры идут многочасовые репетиции, и согласитесь, здесь не выучить текст за такое количество повторений уже довольно сложно. За время репетиций также появляется ассоциативный ряд: подходя к этой колонне – говорю о доме, а к этому стулу – о любви. При этом критически-важный аспект работы актера – это партнерство. От партнера всегда можно оттолкнуться, чтобы вспомнить свой текст.
«Надо внести полную ясность в вопрос освоения авторского текста. Для Станиславского и его учеников, верных защитников метода действенного анализа, не существует вопроса о том, нужно ли актеру точное знание авторского текста. Это бесспорная истина. Она обязательна для всех актеров. Вопрос заключается в том, как прийти к тексту автора — не путем механического заучивания, а органически, так, чтобы текст автора стал единственным возможным выражением внутреннего содержания образа, создаваемого актером»,- пишет Мария Осиповна Кнебель в своей книге «О действенном анализе Пьесы и роли»
Конечно, актеры и в качестве самостоятельной работы тоже учат тексты дома. Часто это традиционный «школьный» формат – по полстранички в день, но наизусть. Так запоминаются монологи, которые на репетициях присваиваются, прорабатываются с режиссёром и становятся естественными и органичными.
При этом, хорошая память – одно из важных профессиональных качеств любого артиста. В обратном случае можно получить клеймо профнепригодности и уже никогда не выйти на сцену. Но обычно такие особенности выясняются еще на этапе учебы в театральном ВУЗе. Студенты учат много текста – наизусть сказки Пушкина, наизусть «Илиаду» Гомера, сотни стихов, басен и скороговорок, к которым в театральном ВУЗе особое отношение. Если для обывателя максимум – «Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила», то на первых курсах театрального ВУЗа это выглядит примерно так:
«В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да не дорапортовал дорапортовывал да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи… etc etc etc»
И вот такой текст длинной в лист А4, а то и больше – ежедневное домашнее задание не только на развитие дикции, но на развитие памяти для юных артистов. Спустя 4 года учебы любой студент либо натренирует свою память, либо научится находить уловки, чтобы этот текст не запоминать, при этом экзамены как-то сдавать.
Конечно, некоторые артисты просто не любят учить текст, и отсюда рождается множество театральных баек про разложенные по сцене шпаргалки и исписанные руки, но это скорее исключение, чем правило. В основном, актеры и режиссеры ответственно подходят к своей работе и выучивают текст еще до того, как «встали на ноги» после застольного периода