Пациентка: М, 32 года
- Социальный статус: не замужем, детей нет.
- Культурный и семейный бэкграунд: Славянка, воспитана в религиозной семье строгих нравов. Отец – деспотичный, авторитарный, мать – флегматичная и пассивная. Пациентка — атеистка, что вызывает внутренний конфликт с семейными ценностями.
- Предыстория обращения: Пациентка обратилась с запросом о переживании неразделённой любви, вызванной болезненным разрывом отношений. Разрыв произошел 8 месяцев назад, но она продолжала испытывать глубокую эмоциональную зависимость и не могла выйти из состояния психоэмоционального кризиса.
Психоэмоциональное состояние на момент обращения:
- Диагноз: острая реакция на стресс, сопровождаемая симптомами депрессии.
- Симптомы: плаксивость, трудности с контролем эмоций, навязчивое желание вернуться к партнеру, несмотря на осознание деструктивности этих отношений.
- Медикаментозная терапия: пациентка находилась под наблюдением невролога и проходила курс восстановительной медикаментозной терапии, направленной на стабилизацию нервной системы.
Характеристика отношений:
Отношения, которые продолжались несколько месяцев, привели к глубокой эмоциональной зависимости и возникновению ощущения полной потери контроля над собой. Партнёр проявлял деспотичные и манипулятивные черты, что усиливало у пациентки внутренний конфликт: борьбу между желанием подчиниться (в силу влияния детских паттернов) и осознанием пагубности такого решения.
Разрыв был инициирован самой клиенткой (М), но, несмотря на это, она испытывала глубокую тоску и депрессивные состояния, что говорило о значительной эмоциональной привязанности и внутренней борьбе. В связи с этим, был применён специализированный метод работы с психологической потерей, аналогичный проживанию горя, как при потере близкого человека.
Подход к терапии:
В процессе терапии было принято решение использовать модель проживания горя, которая адаптирована для работы с эмоциональными потерями и разрывами в отношениях. Этот метод включает стадии:
- Отрицание: клиентка первоначально отрицала, что отношения действительно завершены.
- Гнев: она выражала внутренний гнев, как на партнера, так и на саму себя за эмоциональную зависимость.
- Торг: в её случае этот этап проявлялся в постоянных мыслях о возвращении в деструктивные отношения.
- Депрессия: глубокое чувство безнадежности и отчаяния, когда М. осознала, что восстановить отношения невозможно.
- Принятие: пациентка постепенно пришла к пониманию необходимости завершить этот эмоциональный цикл и начать процесс исцеления.
Выявление вторичных выгод:
Во время терапии был детально разобран феномен вторичных выгод от деструктивных отношений. Для пациентки, отношения с деспотичным партнером выполняли роль бессознательного воспроизведения динамики детско-родительских отношений, где она заново переживала роль "подчинённой" под влиянием авторитарной фигуры. Этот механизм укреплял её эмоциональную зависимость.
Открытие новых возможностей:
На одном из этапов терапии было выявлено, что у клиентки есть друг, который проявлял к ней романтический интерес. М. описала его как человека с высоким уровнем эмоциональной зрелости, образованного и «психически здорового». В результате фокус терапевтической работы был смещён на исследование возможностей построения здоровых отношений с данным человеком.
Фокус на "правильного" мужчину и восстановление самооценки:
Проанализировав личные ценности и приоритеты, М. пришла к выводу, что качества данного друга соответствуют её идеальному образу партнёра. В ходе терапии акцент был сделан на укреплении её уверенности в себе, оценке достоинств и возможностей нового партнёра. Это помогло ей переоценить прежние отношения и выйти из состояния зависимости и депрессии.
Результаты терапии:
- Восстановление самооценки: пациентка научилась видеть свою ценность вне отношений с деспотичными личностями, что позволило ей пересмотреть личные границы.
- Построение здоровых отношений: в процессе консультирования клиентка разработала новые критерии для выбора партнёра и построения отношений. Это позволило ей переориентироваться на здоровые, взаимоуважительные отношения.
- Психологическое благополучие: спустя год после окончания терапии клиентка вышла замуж за человека, которого она ранее воспринимала как друга.
Заключение:
Этот кейс демонстрирует важность использования методов когнитивно-поведенческой терапии и подхода к проживанию эмоциональных потерь для восстановления психоэмоционального состояния после травматичного разрыва. В результате успешного завершения терапии клиентка сумела не только справиться с депрессией, но и научиться строить новые, здоровые отношения. Работа по восстановлению её самооценки и пересмотру жизненных ценностей помогла М. обрести новое качество жизни и выйти на новый этап личного развития.