Найти тему

Четыре благородные истины Будды, как путь к прекращению страданий и совершенству

Четыре благородные истины Будды можно сопоставить с формулировками врача, который сначала ставит диагноз, а потом назначает лечение. Именно таким врачом видел себя и Будда, призванным исцелить живых существ от страданий сансары и прописать им лечение, ведущее к выздоровлению – нирване.

Первая истина о страдании – констатация болезни и постановка диагноза.

Вторая истина указывает на причину болезни.

Третья истина о прекращении страдания, указание на возможность исцеления.

Четвёртая истина о Пути, прописанный больному курс лечения.

Первая Благородная Истина - о страдании

В чём она заключается и что такое страдание (духкха)?

«Всё есть страдание. Рождение – страдание, болезнь – страдание, смерть – страдание. Соединение с неприятным – страдание, разлучение с приятным – страдание. Поистине, все пять групп привязанности суть страдание».

Так обычно формулируется первая Благородная Истина. Буддизм в отличие от других религий подчёркивает связь жизни со страданием, которое сопровождает все проявления бытия.

Причина этого в том, что ни одно из возможных мирских состояний не является для человека полностью удовлетворительным. Человек всё время не удовлетворён и может находиться в постоянной фрустрации, особенно в конце жизни, когда цель достигнута и больше не к чему стремиться, или наоборот не достигнута. Наконец, в конце пути нас ожидает смерть, которая делает все удовольствия конечными.

В буддизме страдают и животные, поскольку в их мире идёт борьба за выживание.

В итоге получается, что нет такой формы жизни, которая не была бы подвержена страданиям. Страдание абсолютно, удовольствие относительно. Но в чём причина болезни? На этот вопрос отвечает Вторая Благородная истина.

Вторая Благородная Истина – о причине страданий.

Причина страданий – наши желания, привязанность к жизни, влечение к приятному и отвращение к неприятному.

Учение о карме – совокупности всех действий, является стержнем буддизма характер совершённых действий умершего определяет его следующее рождение. Круговорот рождений и смертей называется в религиях Индии сансарой.

Человек, совершающий плохие поступки, в следующей жизни будет занимать более низкое положение, например, родится в бедной семье или бедной стране, а может и быть инвалидом или много болеть. И ему придётся много трудиться и в этой жизни и в следующей, чтобы подняться на более высокую ступень. И только самые совершенные способны вырваться из колеса Сансары и достичь Нирваны.

Третья Благородная Истина – о прекращении страдания, то есть о нирване.

Так что же такое Нирвана. Сам Будда никогда не давал прямого ответа на этот вопрос. А в общем - это состояние свободное от страданий. О том, как достичь такого состояния говорит Четвёртая Благородная Истина.

Четвёртая Благородная Истина – истина о пути (марга), ведущем к прекращению страданий, то есть о Благородном Восьмеричном Пути.

Он делится на три этапа.

1. Этап мудрости, включает две ступени:

- Правильное воззрение, то есть усвоить и освоить Четыре Благородные истины.

- Правильная решимость – решиться раз и навсегда встать на путь освобождения.

2. Этап нравственности – три ступени

- Правильная речь – избегать лжи, клеветы, брани, слухов, сплетен.

-Правильное поведение – ненасилие, отказ от воровства

-Правильное самообладание –отказ от опьяняющих напитков, непрелюбодейство

3. Этап сосредоточения – три ступени предназначены в основном для монахов

- Правильное усердие.

- Правильное памятование.

- Правильное сосредоточение.

Слово «Правильное» точнее означает, как «полный, целостный, всеохватный» и охватывает все стороны человеческого существа.