Найти тему
Сашка-турист

Музей трамваев в СПБ: как будто скачок в прошлое 💥

Оглавление

Вы представляете, чуть было все не пропало. Череда солнечных дней в Питере завершилась неожиданно. В одно прекрасное утро хмурое небо разродилось дождем. Очередной день походов и музеев оказался под угрозой. А у меня даже дождевика не было. Думал не понадобится. Но не сидеть же весь день дома, изучая до конца отпуска карту города и список желанных достопримечательностей. Конечно нет!

Накануне я записался в один музей. Работает он со среды по воскресение. 

Что за музей такой? Название ему музей электротранспорта. Или попросту музей трамваев. На подобную выставку я очень хотел попасть в Нижнем Новгороде. Но нижегородский музей в 2023 не принимал посетителей, да и в настоящее время, думаю, тоже. Была доступна только поездка на ретро трамвае. Досадно, жаль и прочие грустные наречия. 

И вот будучи в Петербурге, я просто не мог упустить возможности заглянуть в местный музей трамваев. Но и тут пошло не все гладко.

Из-за непогоды я переносил предварительную запись: на позднее время, в надежде, что дождь прекратится или малость ослабнет. 

Первое время группа набиралась примерно к часу дня, следующая в половине пятого. Мы выбрали ближе к вечеру. Погодные онлайн-карты пророчили окно без дождя. Вот и славно. 

Музей находится на Васильевском острове. Поехали на трамвайчике. Нам на Средний проспект В.О., к дому 77. Остановка так и называется - Музей наземного электротранспорта. Название подсказала карта. Если, что, поправьте.

Не сразу сообразили куда идти. Оказалось немного вперед, через улицу и до дэпо. Музей там.

Замечаем за оградой первый экспонат - старинный трамвай. Мы на месте.

Ждем 16.30.

Пока ожидали, увидели как выезжает экскурсионный трамвайка. Стрелки разводят в ручную. Кому налево, а кому направо.

Красный уступает дорогу, перед выходом на линию. Повез туристов
Красный уступает дорогу, перед выходом на линию. Повез туристов

Посетители понемногу пребывали. Полагаю число было ограничено записью, так что вавилонского столпотворения, как в метро Гостиный двор во время дождя, вроде не намечалось.

-2

Вскоре на проходной появился экскурсовод. Все поспешили за ним. Дорога лежала в один из ангаров. Направление подсказывала разметка на асфальте. Пересекать ее было не желательно, дабы не случилось неожиданной встречи с трамваем вне стен музейного ангара. Как-никак дэпо настоящее. 

-3

Далее формальная процедура - покупка билетов. Продажа проходила в небольшом закутке, по одному человеку. Процедура затянулась на двадцать минут. Тут сразу нужно решить, едешь на экскурсионном трамвае или нет. От этого зависит останется ли время на самостоятельный осмотр экспонатов после повествовательной части.

Вот такая красота сходу предстает нашему взору.

-4

Вроде даже и к лучшему, что продажа билетов идет неспешно. Можно пофоткать.

Глаза разбегаются. Но как окажется далее, времени, чтобы все осмотреть, будет предостаточно 😁

Экскурсия. Начало 🚋

Всех приглашают в старинный трамвай. Да ладно. Прямо внутрь? Можно все потрогать и посмотреть изнутри? Это же круть!

Одним из мест сбора группы становится старинный трамвайчик с вот таким салоном.

-5

Вначале был еще меньше. Вот где пришлось потесниться. В этом же салоне свободно разместилась вся группа: около 15-17 человек.

Каждый раз как все рассаживались, экскурсовод начинал свой рассказ об истории трамвая в котором мы оказались.

Затем переходили в другой и начиналась новая история.

Информации было много. Так мы узнали, что история трамваев в Петербурге началась с конно-железной дороги. Случилось сие событие в начале шестидесятых годов 19 века. Вагон перемещался по рельсам с помощью одной или двух лошадей. Такие вагоны в простонародье звали конками.

Думаю, все видели памятник возле метро Василеостровская. При первой встрече с ним лично я не придал инсталляции большого значения. А между тем, это тот самый первый трамвай Петербурга на конной тяге. Двухэтажный вагон назывался "Империал". На французский манер, так как на крыше была двойная скамья и пассажиры сидели спиной друг к другу. Наверх вела узкая винтовая лестница. Было время, когда женщин в платьях наверх не пускали. По понятным причинам.

В музее Империала не оказалось. Такой экспонат только у метро.

Из рассказов экскурсовода интересные факты сыпались один за одним. Чувствовалось, что человек в теме.

Вот например, все слышали выражение "метр с кепкой". А откуда оно пошло сходу и не скажешь. Визуальное тому воплощение находим при в ходе в трамвай - метка в один метр. Она позволяла безоговорочно определить рост юных пассажиров. Все кто ниже, ехали бесплатно. А вот в кепке малец выглядел визуально выше и на глаз казался метр с плюсом. Только головной убор без труда снимался и получалось, что платить за проезд не нужно.

-6

А это рабочее место кондуктора. Передаем за проезд )

-7

Кабина машиниста выглядит весьма аскетично. Первое, что бросается в глаза — нет сиденья. Все управление ведется стоя. Для удобства только поясничный упор. Назначение остальных устройств при первом взгляде не так понятно.

-8

Вагоны как и сегодня могли быть переполнены под завязку. С существенным превышением вместимости. Из удобств для стоячих пассажиров были поручни под потолком и висячие ручки-хомутики. Больше держаться было незачто.

-9

Составы из вагонов стоят в несколько рядов. Почти в каждый можно заглянуть и оказаться в "прошлом".

-10

Эпоха посовременнее

Купил талончик в киоске.

-11

Сел в трамвай.

-12

Трамвай, кстати, называется ЛМ-68. У него даже прозвище есть - Аквариум. Меткий глаз пассажира всегда смотрит в самую суть 😂

-13

Теперь талончик нужно прокомпостировать. В современных трамвайках правят валидаторы, а здесь еще компостеры сохранились.

-14

Вагоны аквариумы в моей памяти хорошо отложились. Компостерами практически не пользовался. Но в транспорте их еще можно было увидеть. Им на смену пришли кондукторы.

А вот такое оборудование я не застал.

-15

Помимо трамваев в музее можно увидеть и троллейбусы. Тоже ведь электротранспорт. Правда внутрь машин входа нет. Любуемся снаружи.

-16

-17

Вот этот троллейбус прямиком с дачного участка.

-18

И это не шутка. После списания машины часто использовали для бытовок на загородных участках.

Ярославский троллейбус ЯТБ-1 обнаружили на одном из дачных угодий в районе Зеленогорска. Якобы это была сенсация, потому что модель считалась исчезнувшей. Несколько лет реставрации и теперь его можно наблюдать в музее.

Почти два часа мы осматривали выставку. Можно бы еще полазить там сям. Только голос музейного работника любезно пригласил на выход.

Оказалось, кроме нас никого и нет 😂

-19

Если бы меня спросили, какой музей в Петербурге больше всего понравился из тех, что мы успели посетить за время недельного пребывания в городе, я без заминки ответил бы, что музей электротранспорта.

В Эрмитаже были, в музее Пеля были, в Титикаке были, на Ленфильме были, в океанариуме были, но простой музей трамваев по-доброму зацепил.

-20

На этом пожалуй все.

Всем пока! До новых встреч в Питере 🤓

-21

И как писал Маяковский

-22