Найти тему

Мастер живописи Виктор Васнецов - "Боярышня", "Иван Грозный", "Алёнушка" и иные

Оглавление

Начну с того, что в Москве, в залах Новой Третьяковки на Крымском Валу до 4 ноября 2024 года значит у Вас еще есть время посетить лично) проходит масштабная интереснейшая выставка «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век», экспонирующая лучшие произведения живописца Виктора Васнецова - мастера исторической и фольклорной живописи, а также его младшего брата - Аполлинария Михайловича, специализирующегося на реконструкции архитектуры и быта Древней Руси. Помимо этого есть возможность увидеть работы и Андрея Васнецова - внук Виктора Михайловича и основоположник направления "суровый стиль" в живописи. Одна выставка - полотна целой художественной династии.

Но вернемся к Виктору Васнецову...

Хочется верить в то, что большинство, из читающих эту заметку, знакомо с полотнами Виктора Васнецова и ну хотя бы раз в своей жизни видели его картины в живую - в стенах музея или выставочной площадки (Русский музей, Третьяковская галерея, Абрамцево и иные музеи). Без сомнения, всего знать нельзя, но я была уверена, что самые известные полотна обязательно будут представлены тут...

Алёнушка (Дурочка), 1881г.

На протяжении всей своей творческой жизни Васнецов не раз обращался к теме сюжетов русских сказок и среди таких полотен можно отметить следующие: "Алёнушка" (1881), «Три царевны подземного царства» (1879-1881), и «Иван-царевич на Сером Волке» (1889).

Алёнушка, 1881г., сентябрь 2024, фото автора
Алёнушка, 1881г., сентябрь 2024, фото автора

Виктор Васнецов нашел свою Алёнушку в Ахтырке, соседней деревушке к Абрамцево, в простой крестьянской девушке. Вспоминал он так:

Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах, что я прямо ахнул, когда встретился с нею. Каким-то особым русским духом веяло от нее!

Простая, на первый взгляд, работа, содержит в себе и тихую красоту русской природы, и фольклорные мотивы, и повседневность бытья.

Признаюсь, это полотно вот у меня лично желания пересматривать и пересматривать в очередной раз не вызывает. Возможно, художник был настолько гениален и убедителен в передаче настроения и раскрытия темы "русской печали", что Станиславский сказал бы "Верю!". Павел Третьяков, выкупивший многие работы Васнецова, это полотно приобретать не стал, и уже после смерти Третьякова картина была выкуплена Советом Третьяковской галереи у В.В. фон Мекка в 1900 году.

Иван-царевич на Сером Волке, 1889г.

Иван-царевич на Сером Волке, 1889г., сентябрь 2024, фото автора
Иван-царевич на Сером Волке, 1889г., сентябрь 2024, фото автора

Ах, насколько же интересно наблюдать на посетителями со стороны... какие из представленных картин вызывают больший интересен у посетителей. На выставке на мало разнообразных сюжетов и работ, но почему-то именно у "Серого волка", полотна приличных размеров 2,5 на 1,8 м люди останавливаются и...замирают на время. Ощущение (и тут надо сказать спасибо устроителям выставки и мастерски подобранному освещению), что сказочных размеров волк выпрыгивает из темной и опасной гущи леса именно на Вас... и Вы невольно находитесь в центре всех событий, именно Вы теперь участник побега и истории спасения Елены Прекрасной. Картина произвела особое впечатление на многих современников Васнецова и была сразу же приобретена Третьяковым после первой же выставки. И вот вроде бы одна тема и у "Серого волка" и у "Алёнушки" - герои былин, сказок, но одно полотно выкуплено без торга, а другое - нет... Всё дело в восприятии и испытываемых эмоциях...

Три царевны подземного царства, 1879-1881

Вот полотно, которое я достаточно долго рассматривалась и не раз возвращалась к нему - "Три царевны подземного царства".

Три царевны подземного царства, 1879-1881, сентябрь 2024, фото автора
Три царевны подземного царства, 1879-1881, сентябрь 2024, фото автора

Сарафаны всех трех царевен, олицетворяющих золото, драгоценные камни и каменный уголь, переливаются в сумрачном свете подземного царства (недра Земли), головные уборы играют блеском каменьев. Очень реалистично, красочно, таинственно... Удивительная особенность картины заключается в том, что если Вы заходите рассмотреть детали костюмов и подойдете чуть ближе дозволенного - таинство исчезает, всё сливается...отойдете на шаг, два дальше и магия возвращается. Полотно выполнялось под заказ для Саввы Мамонтова, чуть позже попала к известному коллекционеру Михаилу Морозову и впоследствии была передана в Третьяковскую галерею в дар по его завещанию.

Боярышня, 1884г.

А вот эта картина "Боярышня" известна, но в Москве её не часто встретишь - хранится она с 1910 года в Вятском художественном музее В.М и А.М. Васнецовых и презентована была в Маргаритой Кирилловной Морозовой, вдовой московского коллекционера Ивана Абрамовича Морозова. Завершив обучение в Петербурге и переехав в Москву, Васнецов влился в уникальное художественное объединение - Абрамцевский кружок, центром которого был без сомнения московский дом мецената Саввы Ивановича Мамонтова и его подмосковное имение Абрамцево, а его членами - художники старого и нового поколений. Участники кружка стремились к возрождению древнерусских традиций в различных видах искусства, а в творчестве Васнецова на долгие годы ведущей темой стал фольклор с воспеванием благородной старины и неорусского стиля.

Боярышня, 1884г., сентябрь 2024, фото автора
Боярышня, 1884г., сентябрь 2024, фото автора

Уверена, что Вас не оставит равнодушными лицо молодой девушки с мягким овалом лица, но серьезным взглядом больших темных глаз. Эти глаза внимательно и строго следят за Вами. К сожалению, фото не передает всю красоту головного убора, золотого шитья платья, набивной ткани покрывала, на котором сидит девушка. Смотришь и хочется протянуть руку, чтобы пощупать ткань наряда девушки - настолько реалистична она отображена Васнецовым.

Иван Грозный, 1897г.

Не знаю, отчего, но при осмотрах памятников старины, которой мы, художники, поселясь в древней столице, интересовались, перед нами всегда вставала тень Ивана Грозного. Бродя по Кремлю, я как бы видел Грозного, в узких лестничных переходах и коридорах храма Василия Блаженного слыхал поступь его шагов, удары посоха, его властный голос

Для меня это полотно сотни важных деталей - посмотрите насколько тонко написан костюм (чего только стоят бархатные сапожки, расшитые золотой вязью?!), как передан характер - царская стать, осанка, а взгляд черных очей. Грозный? Без сомнения!

Иван Грозный, 1897г., сентябрь 2024, фото автора
Иван Грозный, 1897г., сентябрь 2024, фото автора

В 1897 году Васнецова своей работой удалось поразить многих художников, а Третьяков в очередной раз без тогда выкупил полотно для своего собрания, и сегодня эту картину можно увидеть в рамках постоянной экспозиции в Третьяковской галереи.

Это можно сказать "классика" работ Виктора Васнецова, также на выставке представлены:

  • эскизы и наброски к опере Н.А. Римского - Корсакова "Снегурочка";
  • работы, выполненные мастером, в период работы в Абрамцево - пейзажи, портреты иных художников, портреты членов семей (жен и детей) этих художников, а также друзей Саввы Мамонтова;
  • полотна, относящиеся к тематике былин и сказок, выполненные в период с 1913 по 1917 годы.

Мы рассмотрим их детальнее,но чуть позже... Тут много красивого и интересного.

Отмечу, что перед посещением выставки, я предварительно ничего не читала о ней (не перечень планируемых к показу полотен, ни отзывы или мнения тех, кто уже успел познакомиться с экспозицией), что позволило мне в меру насладиться уже известными для меня полотнами, а также... открыть для себя нового и неизвестного Васнецова.

Продолжение следует!

Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые истории и путешествия!

Вам будет интересно прочесть:

#москва #выставка #васнецов #виктор_васнецов #искусство #культура #история #третьяковка #живопись #вечное #арт #художники #мамонтов #абрамцево