Не поленилась, дошла до шкафа и посчитала сколько у меня в арсенале брюк. Запас на все сезоны составил 11 пар, не считая джинсов, спортивно-походных штанов и шорт. У мужа меньше)).
Тем более, что в повседневной жизни он отдает предпочтение джинсам. Молодому поколению может показаться, что брюки "принадлежали" женщинам всегда. Брючные костюмы давно вошли в гардероб офисных тружениц, учителей (разрешено же?), светских дам и заядлых театралок. Широкие брюки палаццо и узкие "дудочки", капри для отдыха и роскошные шелковые шальвары для светского раута... Они способны сделать из обычной среднестатистической женщины как "мальчика-студента" так и шикарную богемную "львицу"
Но так было не всегда. За дерзость носить предмет мужского гардероба можно было и угодить в тюрьму.
Итак, с чего же все началось ?
Распространенное убеждение гласит — «брюки пришли в гардероб женщин от мужчин». На самом же деле, в восточных странах женщины носили широкие шаровары с древних времен, а первые штаны на Запад были завезены именно оттуда.
Так, писательница и путешественница Мэри Монтегю в XVIII веке привезла в Лондон с Востока несколько пар женских шаровар. И хотя тогда явлению не придали должного значения, этот момент очень важен для истории борьбы женщин за право носить брюки.
Мужскими штаны долгое время считались из-за традиции «разграничивать» детей разных полов с помощью этого предмета одежды. Так, в XVIII–XIX веках мальчиков и девочек до 7 лет одевали в гендерно-нейтральную одежду.
А вот в школьном возрасте мальчик обычно проходил своеобразный «обряд посвящения в мужчины» — ребенку заказывали первые брюки и мужские рубашки. Именно поэтому в западной культуре штаны закрепились как гендерная «маркировка» мужчин.
Из-за того, что брюки были мужским признаком, женщин могли не только освистать за ношение такой одежды, но и даже посадить в тюрьму. Так, например, в Америке 1863 года действовал закон, запрещающий носить в общественных местах одежду «не соответствующую своему полу».
Историки предполагают, что запрет на ношение брюк был связан с мужским страхом конкуренции за рабочие места. В XIX веке зарплата у мужчин была на $20 выше, чем у женщин. По этой причине многие представительницы женского пола переодевались в мужские образы, чтобы получать соответствующую оплату труда. Некоторых таких женщин ловили и задерживали, но кому-то удавалось оставаться незамеченными.
Долгое время носить брюки женщинам можно было только для специальных занятий, например, — для езды на велосипеде
Естественно в Европе находилось множество женщин, стремящихся нарушить этот закон. Однако долгое время для общества они были не вдохновительницами на борьбу за свои права, а маргиналами «переодетыми в мужчин».
Первыми брюками, «официально» оказавшимися в женском гардеробе, стали панталоны. Их обычно поддевали в виде нижнего белья под тонкие муслиновые туники. Эти штаны должны были защищать женщину от лишних взглядов и неловких ситуаций. Однако и панталоны, которые должны были «помогать» женщине сохранять скромность, первое время воспринимали как что-то постыдное.
Однако мода на длинные панталоны все равно распространялась, и в один момент эти штаны стали неотъемлемой частью женского гардероба. Надевать их под юбки было практически обязательно. Однако носить брюки как самостоятельный элемент женщинам по-прежнему не разрешали.
История брючного комплекта начинается в 1851 году. Амелия Блумер, одна из активисток суфражистского движения, шокировала общественность, выйдя на публику в шароварах. Предпосылкой такой «выходки» стала борьба женщин за равные права.
Этот перформанс взбудоражил умы. Общество не было готово к подобным радикальным изменениям, но они были неизбежны. В то время многие женщины стали заниматься спортом, ездить на велосипеде, устраивать дружеские посиделки на природе. В юбках это было трудно и иногда опасно для жизни.
Первые брюки не стали частью повседневного гардероба, но женщины надевали их для занятий спортом. А свое название — блумерсы — они получили в честь Амелии Блумберг.
В 1910-е мода оказалась под влиянием балетных сезонов Сергея Дягилева на восточную тематику. Женщины стали надевать «восточные» брюки. Но только на костюмированные вечеринки — в повседневной жизни такие образы порицались обществом.
Великолепная Коко Шанель еще не будучи знаменитой, чтобы сделать себе более комфортной езду на лошади просто напросто попросила мальчишку конюха одолжить ей его штаны.
Десятилетие спустя Коко Шанель явилась в свет в брючном мужском костюме. Это стало одновременно и успешным пиар-ходом, и причиной скандала. Брючный образ сыграл роль в становлении Шанель, хотя сама она предпочитала платья и юбки.
По-настоящему «заразила» женский гардероб брюками Марлен Дитрих. Ее брюки палаццо с высокой посадкой стали культовыми.
В 1930-е Дитрих часто появлялась в обществе в брючных костюмах, а на премьеру фильма «Шанхайский экспресс» вовсе пришла в смокинге. Любимым выражением актрисы было: «Ни одна дама не надела бы юбку, если бы знала, как удобны брюки».
Другая голливудская знаменитость — Кэтрин Хепберн — тоже предпочитала брюки платьям и юбкам. Из-за этого ей нередко приходилось отбиваться от нападок в свой адрес. В некоторых отелях ей даже запрещали входить через парадный вход, если она была одета в брючный костюм.
С приходом 1960-х все изменилось, и брюки окончательно прижились в женских гардеробах. Для многих первооткрывателем женского костюма является Ив Сен-Лоран, который надел на женщин смокинги в 1966 году. Именно он доказал всему миру, что девушка в правильно скроенном костюме может быть желанной и сексуальной.
С 1980-х брючный костюм прочно закрепился в женском гардеробе. В это время складывается образ холодной, но прекрасной бизнес-леди. Женщины стали занимать высокие позиции в деловых и бизнес-сферах.
Распространение женских брюк в СССР произошло немного позже, чем на Западе. Сначала женщины носили штаны только на заводах или во время занятий спортом. Однако красивые брюки, сшитые по фигуре, долгое время были им недоступны.
Все изменилось во время оттепели. В 50-е годы СССР налаживал связи с Западом: артисты и спортсмены стали отправляться в командировки за границу, а возвращаться оттуда — с модными новинками. Отправной точкой стал VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов — с того момента брюки превратились в неотъемлемую часть гардероба многих женщин.
К 60-м годам в магазинах Союза уже можно было найти брючные костюмы для женщин и даже мини-юбки. Для советских женщин это было настоящей революцией в мире моды. О брюках писали в журналах «Работница», в советских журналах мод стали появляться выкройки женских брюк
Сейчас брючным костюмом никого не удивишь. Хотя, юбки и платья это все-таки намного женственнее... Но нынешнее поколение выбирает в первую очередь комфорт)
Спасибо, что дочитали!
Надеюсь, #история_одежды не оставила вас равнодушными. И да, заявки по теме принимаются)
А чтобы не пропустить новые публикации нажмите "ПОДПИСАТЬСЯ" и "Лайк" если понравилось