Эпизод, в котором Раскольников приходит к Соне- один из ключевых эпизодов в романе "Преступление и наказание". В нем затрагиваются такие важные темы, как вера, духовное перерождение, раскрываются характеры Сони и самого Родиона. Этой главе можно было бы дать название "Преступник и блудница".
Мрачная атмосфера комнаты Сони идеально подходит их непростому диалогу: "… комната походила на сарай… желтоватые, и истасканные обои почернели по углам…". С первого взгляда можно заметить, что в комнате царят бедность, запустение, обречённость, что совершенно не подходит ее хозяйке. Соня- девушка с чистой, искренней душой, у неё богатый внутренний мир и светлые мысли. Словом, комната подошла бы любому почти нищему человеку, но не Соне.
Итак, оглядев комнату, имевшую вид неправильного четырёхугольника, Раскольников начинает задавать Сонечке жестокие вопросы о семье, о ней самой. Он узнаёт от неё, что ни о ком на свете она не думает плохо, никого не винит, даже саму себя. Ей стыдно появляться в приличном обществе, так как она считает, что не имеет на это права, но выхода у неё нет. В ее словах прослеживается любовь к семье, она не хитрит и говорит прямо все, что чувствует, но боится поделиться внутренними переживаниями и услышать о переживаниях Родиона. А вот он ведёт себя абсолютно противоположно- он жесток, спокоен и уравновешен, каждое его слово четко взвешено, и он обрисовывает жизнь с объективной точки зрения, не поддаваясь чувствам. Ему искренне непонятно ее мнение, а именно то, почему каждое действие, событие в ее жизни она списывает на волю Бога, а каждое страдание и удары- на то, что для того, чтобы обрести истинное счастье, человек должен мучаться. Раскольников узнает, что у Сони есть свой мир, в котором всё подчиняется божьему закону, она не противится ему, а, наоборот, находит в нем утешение. Ему хочется встряхнуть ее, заставить посмотреть на мир реально или разрушить свой замкнутый круг и уйти из жизни. Но Соня ему не поддаётся, у неё есть семья, и никто кроме нее помочь не сможет, а от веры она никогда не откажется, и в этом ее жизненный принцип. Сонечка верит, что вера приносит в души умиротворение, она старается пробудить веру и в нем, как когда-то пробудила ее в Лизавете, но он совсем другой человек.
Выходит так, что они оба искренне не понимают друг друга, Родион начинает считать ее слишком зацикленной на вере и немного сумасшедшей. Даже живя так, как живет она, Соня по-прежнему остаётся верной своим убеждениям, чистой и доброй девушкой без тени лукавства и порочности.
На смену их напряженному диалогу приходит ещё большее потрясение, Раскольников решает заставить Соню читать о воскресении Лазаря. Он выбирает именно этот отрывок неслучайно- он как нельзя более подходит его душевному состоянию, он чувствует себя почти умершим, упавшим на самое дно и жаждет переродиться, верит, что и он достоин искупления. В момент чтения Евангелия они оба сильно меняются. Сонечка начинает читать неохотно, "в глазах ее темнело", а заканчивает "громко и восторженно". В ее глазах появляется блеск глубоко верующего человека со светлыми помыслами, и даже сам Раскольников проникается, чувства берут верх над разумом, его речь становится эмоциональной и отрывистой, он раскрывает свою душу и даже целует Соне ноги. В эту секунду он понимает, что вся его теория не имеет смысла, он не поможет людям, убив старуху- процентщицу, а вот Соня, не забирая ничьи жизни, поддерживает существование своей семьи, он преклоняется перед ее самоотверженностью и самопожертвованием. Этот момент и является кульминацией эпизода.
Они оба чувствуют духовную близость, и, несмотря на то, что их принципы разные, Раскольников выбирает ее на роль слушателя, ведь они оба преступили нравственные законы. Каждая их встреча имеет нечто общее, они каждый раз стараются убедить друг друга в своих теориях, заставить задуматься и посмотреть на мир с другой стороны.