Найти в Дзене
InFocus

Выборы - это не про танцы с бубнами

Оглавление

Что думают представители закрытого ордена о последнем Едином дне голосования.

Хочешь разобраться в том, что происходит на политической арене и, в частности, на выборах, – иди к политтехнологам. К разным. Где их всех собрать? На “Ночи выборов”. Наш корреспондент проанализировала ситуацию вокруг недавних ЕДГ с разных сторон. Вот, что получилось.

НЕЙРОСЕТИ И ДИПФЕЙК-КОМПРОМАТ

Я пришла на 10-ю «Ночь выборов» часам к 9-ти вечера, когда политтехнологический народ уже заполнил пространство Цифрового Октября.

Первое, что вижу! Двое мальчишек, дай бог лет по 16 им, стоят в уголочке, шушукаются, украдкой фотографируют людей в толпе, склоняются над одним смартфоном, смотрят в него сосредоточенно, через несколько секунд оба вскрикивают, и тут же с жаром что-то начинают обсуждать.

Я наблюдала за ними минут 5. Что эти дети делают здесь?? За это время все вышеописанное повторилось раз 7 или 8. «Шпионим?» - наскакиваю на них грозной училкой. «Нет-нет! - с ужасом прижимаются пацаны к стене, - Мы людей распознаем! Мы здесь никого еще не знаем!»

Оказалось - юные телеграмеры. Ведут (пока) небольшой канал про политику, пришли на «Ночь выборов» впервые. Фотографируют, кропят лица, загружают в нейросеть, она опознает людей по фото и выдает результат - кто это может быть. Евгения Минченко, кстати (президент РАСО), опознала безошибочно, выдала все регалии объемным списком…

Я мальчиков за целеустремленность похвалила, их прогрессивный подход оценила, удачи пожелала - и отошла от них весьма довольной училкой. Через минуту пацанов в углу уже не было, а через час они бойко носились от человека к человеку и брали, брали интервью почти без остановки. И аудио писали, и кружочки, и на ходу строчили текстовые посты с эмодзиками.

До чего дошел прогресс! Теперь не обязательно кого-то на мероприятии знать - ИИ всё подскажет, вплоть до года рождения и полной биографии, выгруженной из разных, даже самых закоулков интернета. Работай в свое удовольствие, пили контент.

Воистину - старую гвардию спецов заменят не нейросети, а те, кто умеет ими пользоваться.

Денис Терехов, генеральный директор агентства социальные сети, депутат заксобрания Красноярского края считает, что это только начало, и уже через 2 года искусственный интеллект вытеснит человека из профессии политтехнологии вообще:

«У меня есть гипотеза, что если через 2-3 года у нас ещё останутся какие-то избирательные технологии, то, скорее всего, они все будут проходить без прямого контакта кандидата с избирателем. Предвыборные кампании уже сейчас могут быть заменены решениями в области искусственного интеллекта».

И нейросети действительно уже могут писать тексты, создавать дизайн, видеоролики, планировать кампании, заниматься аналитикой, считать социологию. И уж цифры-то ИИ считает лучше человека.

«Нейросети в политтехнологиях уже используют, но пока это все баловство, и системно этим никто не занимается, – продолжает Терехов. – Хотя к следующему избирательному циклу, я думаю, в любой избирательной кампании так или иначе будет задействован искусственный интеллект».

Политтехнолог и журналист Алина Жестовская уверена, что ИИ будет использоваться больше в недобросовестных и черных приемах: «создавать дипфейки – интереснее, чем писать тексты для листовок. Это точно никому не делегируешь, кроме нейросетей, потому что создавать видеоподделку вручную – слишком дорого. А нейросети сделают это дешево. Я думаю, что к следующим выборам будут генериться компрометирующие видео с политиками, и качество нейросетей уже года через два позволит создавать такие подделки, которые даже проверка от оригинала не отличит».

Как всегда: нет вещей плохих или хороших, таковыми их делает человек.

Для защиты от подделок возрастёт спрос на верификацию личности - «всякие разные синие галочки станут необходимостью и средством защиты, - говорит Денис Терехов. – Эту необходимость можно сравнить с «Честным знаком», который позволяет проверить истинность происхождения продукта прямо в магазине. И как на продуктах ставится штамп “без ГМО”, так на наших аккаунтах будет стоять штамп “без ИИ”. Все настоящее, истинное - это будет такая новая роскошь. Как бумажная книжка станет новой роскошью, как живой человеческий разговор, так и настоящий живой человек - очень скоро станет новой роскошью».

СКУЧНАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ

Пока нейросети не научились подделывать политиков и чиновников, выборы проходят спокойно и без скандалов. На “Ночи выборов” вообще почти все спикеры отметили, что Единый День Голосования прошел, можно сказать… скучно!

Ни тебе серьезных нарушений, ни толковых провокаций, даже фейковых тем случилось всего 20, и те были слеплены на коленке и моментально разоблачены. Ну, просто тоска зеленая…

«Вот мне не понять вашу боль, уважаемый журналист, - посмеивается надо мной Алёна Булгакова, председатель комиссии общественной палаты России по общественному контролю и работе с обращениями граждан. — Я юрист, и для меня выборы - это не про танцы с бубнами. Это юридически ответственный шаг. Это процесс, который позволяет сегодня людям участвовать в управлении государством. Формировать власть, если уж говорить совсем глобально. И это прекрасно, когда они проходят “скучно”!».

По мнению Булгаковой, общество перешло на новый сознательный этап восприятия выборного процесса: «мы перестали обманывать себя и больше не оглядываемся на то, что нам говорят внешние игроки, так называемые “партнёры”. Мы стали чётко ориентироваться на своего избирателя. Потому что именно они – главное мерило нашей работы».

Алёна Булгакова, председатель комиссии общественной палаты России по общественному контролю и работе с обращениями граждан
Алёна Булгакова, председатель комиссии общественной палаты России по общественному контролю и работе с обращениями граждан

Что у нас в стране с избирателями? Как они себя чувствуют? Почему стали так активно голосовать? Явка на ЕДГ составила 47,1%, и это был рекорд с 2013 года. В 83-х регионах России выбрали более 35 000 кандидатов от 15 политических партий и более 2000 самовыдвиженцев.

Сергей Старовойтов, директор федеральной экспертной сети клуб регионов говорит, что избиратель в этом году удивил: «я давно занимаюсь практической политикой в России, поэтому мало чему удивляюсь. Но в этот раз меня удивили избиратели – своей активностью и желанием все-таки влиять на политическую ситуацию в стране. Казалось бы, они должны стать более апатичными, а происходит обратное».

Несмотря на то, что совсем недавно была большая, эмоционально насыщенная президентская кампания, которая, казалось бы, все эмоции вытянула из людей… но вот проходит несколько месяцев, и региональные выборы снова показывают высокие показатели явки. Это говорит о том, что общество у нас в хорошем смысле слова политизировано, и благодаря этому политикам есть с кем работать.

Станислав Наумов, заместитель руководителя фракции ЛДПР в Государственной Думе, считает так: «избиратель сейчас сердитый. С одной стороны, есть консолидация в связи с задачами СВО, а с другой стороны, посмотрите, сколько косяков сегодня допускает исполнительная власть на всех уровнях».

«Выборы это вообще эмоциональная процедура, – продолжает Сергей Старовойтов. – Люди связывают с кандидатами свои надежды, поэтому, конечно, это очень эмоциональная сфера, не рациональная».

Похоже, что комбинация этих факторов - консолидирующего и раздражающего, гонит человека на избирательные участки, чтобы участвовать в изменениях. Или это заслуга агитации?

Как бы не так!

-3

ЗНАТЬ В ЛИЦО, А НЕ В КАРТИНКУ

Я не могла не спросить экспертов по поводу качества агитации. Первые выборы, которые я застала в своей сознательной жизни, проходили в 1991 году. Тогда возле каждого метро в Москве прохожих «атаковали» агитаторы с газетами и листовками, а заборы были уклеены плакатами. На дворе 2024 год… заборов нет, расклейка плакатов урегулирована, но возле метро прохожих по-прежнему атакуют агитаторы с газетами и листовками (которые теперь стали называться флаеры).

Я как-то остановилась возле одной такой группы, взяла их листочек, покрутила в руках и не удержалась от вопроса:

— Это до сих пор работает?

— Понятия не имею, – пожал плечами веселый парнишка в футболке с большими буквами КПРФ, и широко так, счастливо заулыбался.

— А тебе - всё равно? – уточнила я.

— Абсолютно! – еще шире расплылось в улыбке его лицо.

Я решила узнать, что думают представители поллитехнологического цеха о современной политической агитации? Разное. Весь спектр от «слива бюджетов» до «как работало, так и будет работать»

«Какие-то виды агитации уже стали классикой, - говорит Александр Назаров, член правления российской ассоциации политических консультантов, эксперт Высшей Школы Экономики. – она будет работать всегда. Есть книги, интернет, газеты, есть радио и телевидение, и даже театр и комиксы. Комиксы, кстати, многие научились использовать довольно эффективно.

В любом случае, все всегда работает на конкретную группу избирателей. Но самое интересное сейчас, это, конечно, каким образом кандидат может бесшовно построить перетекание своего образа из оффлайна в онлайн и обратно. Это уже искусство политтехнологий».

И этим искусством, похоже, владеют немногие.

Три месяца почти возле каждой станции метро, где мне приходилось пробегать, я наблюдала одну и ту же картину: стоят молодые ребята, суют в руки прохожих бумажки, на которых написано имя, фамилия, и часто есть флаг России, под флагом может быть написано “ЛДПР”. Выходишь на другой станции, у выхода тебя встречают другие ребята, с другими бумажками, где тоже есть имя и фамилия, только уже другие, тот же флаг, но под ним написано “КПРФ”.

Что мне хотят сказать этими бумажками, я – без понятия, разбираться в этих агитационных клонах у меня, как у избирателя, нет никакого желания. Я продолжаю видеть банальности и формальности в агитации. Как будто некоторые партии просто «отрабатывают бюджеты» без расчета на результат. И так считаю не только я.

«Выборная кампания это всегда во все времена очень простое действие, главная задача любого штаба сообщить потенциальным избирателям свой главный месседж, – говорит Игорь Минтусов - вице-президент российской ассоциации политических консультации, член совета директоров европейской ассоциации политических консультантов. – И делать это нужно на всех доступных носителях. Чем больше носителей, тем лучше. Но главное, что характеризует качество компании, это то, понимаете ли вы, что кандидат то хочет вам сказать? И если вы не понимаете, то это очень плохая компания. Это означает, что тратятся деньги на то, чтобы создать видимость кампании».

Таких “видимостей” - видимо-невидимо по всей стране. Почему кандидаты продолжают использовать заведомо нерабочий инструмент?

«Это происходит, потому что даже у парламентских партий очень низкая мотивация бороться, – считает Минтусов, и поясняет, – электорат почти каждой партии сформирован годами, а за молодежь у метро не борются». Поэтому все эти печатные материалы все больше становятся как будто обязательно формальностью: отдать дань «старичкам», напомнить о себе, показать, что партия жива и здравствует. Вот и всё незамысловатое послание таких агиток.

По мнению Игоря Евгеньевича, логика этой формальности такая же незамысловатая как и содержание: «Когда не проходит тот или иной кандидат, на которого в партии делалась ставка, начинается анализ - почему не прошел? И тогда анализируются бюджеты - была ли выборная кампания, была ли агитация? И нужно показать, что она была».

За молодежь борются в социальных сетях и совсем другими форматами. Комиксами, например. На «Ночи выборов» было несколько примеров. Сказать, чтобы их было интересно читать - не скажу. Однако, логика в их использовании, безусловно, есть.

Есть такая маркетинговая шутка: подходишь к людям, и если они не обращают на тебя внимание, громко говоришь какое-то внезапное триггерное слово, вроде «секс!» И когда все оборачиваются, продолжаешь: «ну, что ж, я привлёк ваше внимание, а теперь поговорим о делах».

Вот этим «сексом работает» комикс - на привлечение внимания. «И если мы говорим, что цель агитации поднять узнаваемость, то это рабочий инструмент, – считает Александр Назаров. – Может ли он поднять рейтинг доверия? Вряд ли. На доверие работают только дела и личное общение кандидата с избирателями».

«Правильно. Избиратель должен знать своего кандидата в лицо, а не в картинку» - доносится до меня комментарий за спиной. К сожалению, я так и не поймала автора этих слов, но они мне, что называется, зашли.

Тем более, что как бы кандидат ни креативил, главным инструментом агитации по-прежнему являются личные встречи с избирателями.

И вот тут становится очевидным несовпадение с реальным человеком того образа, который создан на бумаге или в интернете. «Значит, это очень плохие кампании. Кандидат не может быть на картинке в образе прекрасного рыцаря, а в жизни – орком, – смеется Александр Назаров. – Тем более, сейчас уже невозможно обмануть избирателя типа “это я для выборов такой прекрасный, для публичной плоскости, а в быту я хам и негодяй”. Такое больше невозможно. Избиратель давно все считывает, он уже давно не наивный, и его уже почти невозможно обмануть какой-то креативной агитацией. Привлечь внимание - да, можно. Обмануть, как 30 лет назад - уже нет».

Зато именно здесь можно говорить о реальной пользе, которую может принести ИИ. Именно он в состоянии обеспечить полную персонификацию агитации. Только ИИ может осилить анализ сотни тысяч избирателей и для каждого - да, для каждого конкретного человека создать свой дизайн и свое сообщение. Использовать ИИ нужно для того, что не в состоянии сделать человек - написать за несколько минут сотни тысяч разных писем, в которых будут учтены интересы, поведение и характер каждого получателя.

«Вот представьте, что на выборах в Москве какой-то кандидат сделал бы 6 000 000 разных листовок и разнёс бы их по шести миллионам избирателей, – предлагает Денис Терехов. – И каждая листовка - уникальна. И та, что создана для Васи, не подойдет Ване или Маше, она вообще никому другому кроме Васи не подойдет, она для него создана - специально для него. Не просто для женщины или для мужчин, для молодого или для пожилого, для худого или толстого. А буквально - вот для этого конкретного Васи. Вот такое не под силу сделать даже самому богатому штабу, но это под силу сделать искусственному интеллекту.

Ах, боже, боже! Что же будет с нашими персональными данными! - возопит перепуганный обыватель, узнав, что ИИ способен написать письмо, которое этот обыватель не в состоянии будет проигнорировать. Какие персональные данные, товарищи? - хочу я спросить. И Денис Терехов меня в моем риторическом вопросе полностью поддерживает:

«Все свои личные данные мы сами оставили в многочисленных салонах красоты, магазинах и ресторанах, когда заполняли данные для дисконтных карт. Каждый должен просто решить, что ему нужно: приватность или возможность еду получить через 10 минут. Невидимость для ИИ или возможность забронировать билет на самолёт в 2 клика. Если вам нужна приватность и невидимость, то зачем вы вообще читаете этот текст?? Отправляйтесь в леса в глубь страны, живите в землянке и пейте воду из ручья. И будет вам сплошная приватность».

Только не забудьте выкинуть телефон, компьютер, любую умную электронику, и даже компьютерную мышку (на всякий случай), закрыть все счета в банках, все банковские карты, уничтожьте симку и подайте заявление на смену паспорта. И, конечно же, этот новый паспорт ни в коем случае не забирайте…

Если что, эти советы вредные, и делать так не надо.

Политолог Алёна Август
Политолог Алёна Август

ЗАВЕТЫ ЖИРИНОВСКОГО

На старшее поколение по-прежнему действуют длинные тексты, большие спокойные рассудительные форматы. На молодежь - короткие, динамичные, тут без сюрпризов. А вот с использованием юмора придется быть осторожнее.

Пытаться с избирателем говорить на языке юмора и условного КВНа – это не работает в политике. Никто не ждёт от политиков, что они будут стендаперами и комедиантами. У нас только один был политик, который кого-то смешил. Но больше - своей манерой, а не тем, что именно он говорил. Да, речь о Жириновском, которого за столько лет его политической карьеры так никто и не смог ни повторить, ни, тем более, переплюнуть.

«К тому же, Жириновский говорил вполне отличные вещи, – соглашается со мной Назаров. – Он был содержательный, умный, дальновидный политик. Да, у него была экспрессивная модель, но он такой один. И других таких жириновских у нас нет и не предвидится. У нас по всей стране больше полумиллиона депутатов, и что-то ни одного больше Жириновского. Яркие политики вообще неповторимые, и не стоит ждать, что модель, которая была идеальна для одного из них, будет работать еще на ком-то. Нет, это будет дешевая копия, фарс, не более».

Станислав Наумов, заместитель руководителя фракции ЛДПР в Государственной Думе подхватывает разговор о Жириновском: «Владимир Вольфович, я точно знаю, всегда интересовался теми дискуссиями, которые были на “Ночи выборов”. И когда выходил в зале Государственной Думы на трибуну, он во многом брал за основу ту полемику, которая была здесь».

О результатах ЕДГ представитель ЛДПР говорит с однозначной гордостью: «Мы победили коммунистов - это завет Жириновского!»

И похоже, Владимир Вольфович знал, о чем говорит.

— В 2026 году мы увидим совсем другую поляну, - вторит Наумову политик, пожелавший сохранить инкогнито, но дал согласие на то, что я могу привести здесь наш с ним диалог целиком. — Это будут другие правила игры, другие результаты, и не дай бог, если у коммунистов получится выскочить вперед и занять хоть сколько-то решающие позиции по стране.

— Чем вам так насолили коммунисты? – интересуюсь.

— Лично мне ничем. Руки коротки, – явно раздражается мой собеседник. – Но если вы посмотрите на их modus operandi, то увидите отчетливый привет из 90-х. И они, не скрываясь, проявляют этот модус в разных регионах. Чуть-чуть внимательнее на них посмотреть - и вы увидите однозначную закономерность: чем дальше от центра, тем коммунисты наглее, агрессивнее, бесстрашнее и оппозиционные. Они искусственно нагоняют протестность там, где центральная власть их либо не заметит, либо проигнорирует - потому что региончик какой-нибудь незначимый.

— Это какой это у нас “региончик незначимый”? - я слегка оторопела.

— Какой-нибудь мелкий, богом забытый район, про который без Википедии никто и не вспоминает. И название без подсказки не выговорит. Вот там они разворачиваются. А власть как будто не замечает.

— Думаете, договоренность?

— Вряд ли… мы же с вами не для протокола? Вы мое имя не будете упоминать?

— Разумеется. Мы договорились. Я наш диалог изложу, и запись сотру. И вообще я уже забыла, как вы представились.

— Вот это правильно, вот это хорошо (посмеивается). Ну тогда скажу, как думаю. Те, кто должен их контролировать из центра, либо не умеют этого делать, либо разучились. Или не могут оценить всю потенциальную опасность протестности, которую провоцируют коммунисты в отдаленных регионах.

— А какая в этом опасность?

— Всё же в центр притащится. Это как вирус - сначала одна летучая мышь больна, потом ее исследователь, потом семья исследователя, потом… ну вы поняли. Население перетекает из одного региона в другой, технологии тоже. Отработали на одном городе, понесли в другой. Начали с маленького муниципалитета, лет через 10 дойдут до миллионников. Протестность - это тоже всего лишь технология. Точнее - результат применения политтехнологий в оппозиционных целях, но это уже детали. Это осознанный метод. Вот всё, что нужно понимать про протестность и про коммунистов.

1000 И ОДНА НОЧЬ ВЫБОРОВ

По словам Сергея Старовойтова, директора федеральной экспертной сети клуб регионов, «публика здесь от года к году меняется медленно, хотя нынешняя «Ночь» удивила: процентов 40, наверное, новых людей, но кто они - непонятно. Не подходят, не знакомятся, не представляются. В основном, молодежь и новые журналисты, новые молодые политконсультанты».

Видимо, те самые мальчишки из угла, – подумалось мне. Интересно было наблюдать, как молодежь усердно встраивается в этот орден со своими, пока еще не очень популярными Телеграм-каналами, как усердно они пилили контент, как сосредоточенно снимали «кружочки» и бегали от спикера к спикеру с одухотворенно-сосредоточенными лицами. Они здесь - тише воды, ниже травы: впитывают и пропитываются. Все, кто здесь старше 30-ти, для них по умолчанию авторитет.

Вообще, «Ночь выборов» является однозначным объединяющим фактором для политической “тусовки”. Станислав Наумов считает, что своей политической карьерой обязан во многом именно этому мероприятию.

«Ночь выборов» я, как президент российской ассоциации по связям с общественностью, сам учреждал тогда, много лет назад, и до сих пор нахожусь в этом процессе. Прошёл все фазы, которые должен пройти любой участник «Ночи»: сначала ты работаешь на зачетку, потом зачетка работает на тебя. Я стал депутатом, в том числе, благодаря «Ночи выборов». Сначала комментировал результаты других, а потом стал реализовывать то, за что люди голосуют. Можно сказать, что моя “зачётка”, начиная с 2021 года, работает на меня».

«Основные игроки политтехнологического рынка не меняются уже десятилетиями. Все, безусловно, чувствуют себя участниками некого закрытого ордена, – говорит Старовойтов. – И это абсолютно нормально, потому что навыки и компетенции политтехнолога уникальны они не всем доступны, им невозможно научиться в учебных заведениях. Их можно получить только на практике. Поэтому само обладание этими навыками делает участников этого рынка членами некоего закрытого ордена, в котором мастерство передается от мастера к подмастерью. Это штучные эксперты немассовой профессии».

«Темы «ночных» дискуссий, они не только для участников цеха, они для того, что называется компетентная демократия, – утверждает Станислав Александрович. – С одной стороны, она должна быть понятна даже пятикласснику, а с другой - в ней должны быть смыслы. И про смыслы должны говорить умные люди. Я сам кандидат философских наук и считаю, что если нет смысла, вы никому ничего не объясните – ни народу, ни ни власти. А смысл «Ночи выборов» состоит в том, что именно здесь рождается понимание: что произошло на дне голосования? Как это все прошло? Почему всё прошло именно так? Вот сейчас, наверное, это самые последние выборы, которые проходят по устаревшей партийной модели».

Денис Терехов подтверждает: «Если раньше люди приходили на “Ночь выборов” потусоваться, то теперь это важная возможность для встречи профессионалов рынка, когда можно открыто обсудить тренды. Здесь нет случайных людей. Из тусовочки «Ночь» стала важным знаковым мероприятием. Здесь все больше обсуждают не прошлое, а будущее. И это делает мероприятие все более значимым для представителей цеха от выборов к выборам».

-5

СВО и ВНЕШНЕЕ ДАВЛЕНИЕ

Последние несколько «Ночей» так или иначе затрагивают главную тему: выборы в прифронтовых регионах. Теперь добавилась Курская область. Приходится обращать особое внимание на специфические условия, в которых проходит голосование на этих территориях. Сейчас выборы в новых условиях – это, наверное главный лейтмотив, который красной нитью проходил в выступлениях всех спикеров.

Вторая лидирующая тема - внешнее давление Россию. Да, в этот раз всего 20 уникальных фейковых тем, что для нашей территории действительно мало. Но причины этому эксперты видят в том, что «наше общество уже более образованно информационно, уже не ведётся на банальные провокации, которые легко проверить.

«Общий уровень критического мышления несколько вырос, и многие уже научились определять фейки, – отмечает Александр Назаров. – Да и уровень правовой грамотности стал гораздо выше. И у избирателей, и у команд, и у кандидатов. Никто уже не бегает за таким сиюминутным хайпом (лишь бы выскочить на первые полосы)».

На самом деле, кажется, выборы стали такими, какими должны быть - они проходят в рамках закона.