Осенью 1861 года испанский миссионер Франческо Боргеро был любезно приглашен королем Дагомеи (африканского государства, существовавшего на протяжении более трех веков на побережье Западной Африки, на территории современных Бенина и Того) Глеле на военный парад. Под одобрительные крики аборигенов перед взором монарха, который восседал на троне, украшенном черепами врагов, мимо изумленного священника, промаршировали вооруженные до зубов женщины.
Отец Боргеро стал свидетелем торжественного шествия "черных амазонок" – женщин-воинов, особого спецназа армии и главной боевой единицы африканского королевства Дагомея.
Дагомейские амазонки — женское военное формирование специального назначения, в королевстве Дагомея (народа фон), существовавшее от XVII до конца XIX веков.
Они получили своё название от историков, сравнивавших этих женщин со скифскими амазонками, жившими в древности на территории Малой Азии и по берегам Чёрного моря.
Дата основания Дагомеи исчезла в веках, правда, географ Лев Африканский (1491-1540 гг.) упоминал государство Даума в этих краях, подразумевая Дагомею.
Больше всего экономика Дагомеи выиграла от работорговли на побережье. Около двух миллионов рабов, или одна пятая часть всей трансатлантической работорговли, были вывезены из Дагомеи с XVII по XIX веков. Продавая европейцам рабов для Америки, короли Дагомеи закупали огнестрельное оружие, с помощью которого проводили политику экспансии. Европейцы называли Дагомею то "Черной Спартой", то "Невольничьим Берегом".
Каждую весну воины Дагомеи отправлялись грабить соседей и захватывать рабов, часть которых продавали, а часть оставляли себе. Но несчастным пленникам могла быть уготована и более страшная судьба, чем отправка в Вест-Индию. В Дагомее практиковались человеческие жертвоприношения – ритуал, позже известный как культ ВУДУ.
Королевство обогащалось благодаря работорговле. Львиная доля «черного дерева» поставлялась европейским работорговцам именно дагомейскими королями. До середины XIX века они ежегодно продавали до 20 тысяч рабов. На вырученные деньги покупали – огнестрельное оружие, с помощью которого можно было захватить еще больше рабов. Это было деспотичное африканское государство, наживавшееся работорговлей.
В XVII веке главным городом региона был Аллада. В 1724 году дагомейцы его разрушили и убили всех жителей, что не помешало впоследствии объявить это место священным. Отныне главным городом стал Абомей. В 1725 году дагомейцы предприняли успешный поход и подчинили королевство Айюду со столицей Сави (португальское «Ксавье») главным портом Фидой (Уидой). Уида стала символом скорби: отсюда в Америку ежегодно отправлялись десятки тысяч людей в трюмах кораблей.
Уида стала некоронованной столицей Невольничьего Берега, а Дагомея – его самым процветающим государством, затмив королевство Ашанти на западе и Эгбу на востоке, на земле йорубов.
После обретения Бенином независимости на песчаном берегу, в самом конце «дороги рабов» был поставлен памятник – «Ворота невозвращения».
Третий король Дагомеи - Хоуэгбаджа (время правления 1645-1685 года), создал первое в Африке специальное формирование женщин (народа фон), в качестве отряда охотников на слонов, носивших название «гбето», которое впоследствии превратилось в «амазонок».
В основе религии народа фон лежал культ предков. Этот культ был государственной религией, во дворе королевского дворца периодически отправлялся ритуал, цель которого - пополнение «обслуживающего персонала» умерших королей Дагомеи – людей умерщвляли с тем, чтобы они служили высокочтимым предкам в загробном мире в качестве слуг, причем вместе с «челядью» на тот свет отправлялся кто-то из знатного рода, чтобы служить «официальным послом умершего короля».
Помимо этих повседневных обрядов проводилось массовое заклание жертв в дни похорон королей, которых хоронили тут же, на территории дворца. Жертвы должны были нести в руках связки ракушек каури и калебасы с брагой «тафией» в качестве «платы за переезд» в другой, лучший мир. «Простых людей» было положено хоронить под тем ложем, на котором они скончались. При этом хорошим тоном считалось перерезать горло ребенку и положить эту жертву вместе с усопшим. Впрочем, тела совсем простых и никому не нужных дагомейцев просто выбрасывались в степь или в лес на съедение диким зверям.
Позднее, сын короля Дагомеи - Агаджа, на основании женских подразделений «гбето», создал отряд женщин-телохранителей в своей армии и успешно использовал их в завоевании соседнего царства Сави. Сведения об их существовании встречаются в записях европейских торговцев, которые сообщали об аналогичных воительницах среди народа ашанти. В течение следующих ста лет они получили репутацию бесстрашных воинов. Хотя они воевали редко, но зарекомендовали себя как очень хорошие бойцы. "Амазонки" принимали присягу девственницы, прикосновение к ним каралось смертью. Этим женщинам было запрещено выходить замуж или иметь детей, пока они служили, считалось, что они были замужем за королем. Их визитной карточкой было мгновенное отсечение головы.
Каждой амазонке прислуживали личные рабы, в том числе евнухи из пленников. Воительниц кормили и одевали в униформу за государственный счет. Им было разрешено употребление алкоголя и табака. В свободное время они занимались совершенствованием боевого искусства и ритуальными танцами.
Женщины-воины были довольны своим положением в обществе. Одна из них на параде, где присутствовали европейцы, заявила: «Как кузнец кует железный прут и огонь меняет его образ, так и мы изменили нашу природу. Мы уже не женщины, мы – мужчины». Амазонки, похоже, на самом деле считали себя мужчинами, если не физически, то по социальному статусу.
У амазонок был полусвященный статус, имевший непосредственное отношение к культу ВУДУ. Воительницы совершали кровавые жертвоприношения. Каждая носила на шее амулет, защищавший от врагов и злых духов, а дамы-офицеры щеголяли в рогатых шлемах. Амазонки были вооружены копьями, ножами для ближнего боя и длинными лезвиями на древке, которыми они отсекали головы и гениталии врагов. Позже к обычному вооружению добавились винтовки, а в конце XIX века король Беханзин закупил в Германии пушки и сформировал из них отряд женщин-артиллеристов.
Женщины-воительницы называлась «mino», что означает «наши матери» на языке фон. Со времён короля Гезо, Дагомея становилась всё более военизированным государством. Король придавал большое значение армии и увеличивал расходы на военные нужды, упорядочивая их структуру. «Mino» проходили специальный курс обучения, носили военную форму и были оснащены современным голландским оружием. К этому времени специальные отряды насчитывали от 4 до 6 тысяч женщин, что составляло треть всей армии Дагомеи.
Только самые сильные, здоровые и смелые девушки избирались для тщательной подготовки, которая превращала их в машины для убийства, наводившие ужас на всю Африку более двух веков. Их учили быть сильными, быстрыми, безжалостными и способными выдерживать нестерпимую боль. Упражнения чем-то напоминали гимнастику и включали в себя прыжки через стены, которые устилались колючей акации. Женщин-спецназовцев отправляли на так называемые голодные игры, где они проводили по 10 дней в джунглях, имея при себе только мачете. После таких тренировок они становились фанатичными бойцами. Чтобы доказать, чего стоят, они должны были стать выносливее мужчин. Дагомейские амазонки стояли в бою до последнего, и если от короля не поступал приказ отступать, они никогда не сдавались.
«Mino» были набраны из числа так называемых «ahosi» (буквально «царские жёны»), которых могло быть сотни. Некоторые женщины из народа фон становились «ahosi» добровольно, в то время как другие призывались насильно, если их мужья или отцы жаловались королю на их поведение. Служба в их рядах подразумевала оттачивание всех агрессивных черт характера для целей войны. Во время своей службы они не имели права иметь детей или вообще вести какую-либо семейную жизнь, многие из них были девственницами. Их подразделение имело полусвященный статус, который был связан с западноафриканским культом ВУДУ.
Амазонки служили опорой абсолютной власти королей Дагомеи. Монархи не опасались переворотов и бунтов, знали, что воительницы верны им буквально до самой смерти.
Пройдя боевое крещение, амазонка становилась королевской женой третьего ранга. Правда, звание супруги монарха было лишь формальностью – властитель не делил с ними постель. Но при этом ни один мужчина не имел права даже взглянуть на воительницу – жену короля.
Путешественник сэр Ричард Фрэнсис Бертон, который посетил Дагомею в 1860 году, писал: «Когда амазонки выходили из дворца, перед ними шли рабыни и евнухи, ударяющие в гонг. Звук гонга призывал всех встречных мужчин отойти на определенное расстояние и смотреть в другую сторону. Неповиновение каралось смертью».
Женщины, ставшие воинами, всю свою нерастраченную энергию любви и материнства трансформировали в яростную храбрость на поле боя и готовность умереть за короля. Среди амазонок царила железная дисциплина и жесткая иерархия.
Тренировки включали в себя интенсивные физические упражнения, дисциплина была очень строгой. В последний период своего существования они были вооружены винтовками-винчестерами, палицами и ножами. Командирами подразделения также были женщины. Пленников, которые попадали к ним в руки, амазонки обезглавливали.
В 1890 году король Беханзин начал войну с французскими войсками, получившую название Первая франко-дагомейская война. Многие из французских солдат, воевавших в Дагомее, колебались, прежде чем стрелять в амазонок или атаковать их штыками, в результате этого французы несли существенные потери. Однако, получив поддержку Иностранного легиона и вооружённые превосходящим оружием (включая пулемёты), а также обладая кавалерией и морской пехотой, французы нанесли "женской" дагомейской армии существенные потери. После многолетних сражений французские войска все-же одержали победу. Легионеры позже писали о «невероятной смелости и дерзости амазонок».
В сентябре 1892 года трехтысячный французский корпус, состоящий из частей артиллерии, морской пехоты, кавалерии и с участием Иностранного легиона, отправился на штурм столицы королевства. В 50 километрах от столичного города Абомей французы встретили яростный отпор. В рядах колониального войска возникло замешательство, ведь на хорошо вооруженных и обученных солдат с остервенением набросились… женщины.
Дивизионный генерал Альфред Амеде Доддс в своих мемуарах писал, что французские солдаты сначала были обескуражены: как воевать с дамами? Но когда на землю полетели отрубленные головы товарищей, стало понятно, что девицы с длинными ножами – отнюдь не мадемуазели из парижских предместий, а умелые и храбрые воины.
В ближнем бою им не было равных. Прорвавшись сквозь огонь ценой немыслимых жертв, "черные амазонки" ловко орудовали своими ножами, оставляя вокруг горы трупов. Казалось, что они не испытывают страха. Даже оставшись в одиночестве, воительница сражалась до тех пор, пока не падала бездыханной.
Французы были поражены мужеством и яростью амазонок. Однако, несмотря на мощное сопротивление, дагомейская армия не могла противостоять европейцам, имевшим более совершенное оружие.
Во время Второй франко-дагомейской войны женские отряды спецназа также сыграли существенную роль, а их негативный образ использовался во французской печати как пропаганда в целях оправдания завоевания «варварской» и «нецивилизованной» Дагомеи. В частности, был опубликован рисунок (ныне находится в Музее на набережной Бранли в Париже), на котором французский офицер был убит такой «амазонкой» посредством её острых зубов, которыми она вырвала кусок мяса из его шеи.
Девушки не только сражались на поле брани и охраняли дворец. Из них получались отличные шпионки. Под видом бедных торговок, доступных женщин и нищенок они легко проникали на территорию врага и добывали нужную информацию. Кроме того, лазутчицы участвовали в репрессиях и приводили в исполнение приговоры. Карательный отряд состоял исключительно из женщин.
Осталось воспоминание Жана Байоля, французского морского офицера. В декабре 1889 года он наблюдал, как рекрут-подросток Наниска, «которая еще не убивала», прошла испытание: «Она приблизилась к молодому пленнику, сидевшему связанным, взмахнула своим длинным ножом, и голова юноши покатилась к ее ногам. Затем под рев толпы подняла страшный трофей для всеобщего обозрения и слизнула кровь жертвы с оружия».
Даже после усиления колониальной экспансии Франции в Африке "амазонки" продолжали вызывать страх. Солдат французской армии, которых затягивали в постель, находили утром с перерезанными глотками. Во времена франко-дагомейских войн многие французские солдаты колебались, прежде чем убить женщину. Такая недооценка врага приводила к многочисленным потерям во французской армии, а также воинственные девушки целенаправленно атаковали французских офицеров.
В XIX веке личная гвардия короля, помимо «женского батальона спецназа», состояла примерно из двух тысяч стрелков, вооруженных огнестрельным оружием. В случае войны войско можно было быстро увеличить в шесть-семь раз. Для подчинения маленьких племенных союзов и микро-государств этого было достаточно, но недостаточно для противостояния с европейскими державами.
Поскольку рабы были основой экспорта Дагомеи, постепенная отмена рабства стала причиной её ослабления уже начиная с начала XIX века. От Дагомеи отделились области Анло и Крепи, причем не без участия французов и немцев, чьи торговые фактории начинали преобразовываться в нечто большее. Порто-Ново стал французским протекторатом, хоть и управлялся формально одним из дагомейских «принцев». На севере область Махис со столицей в Савалу отвоевала полную независимость от Дагомеи.
В современном Бенине помнят об "черных амазонках".
На праздниках женщины наряжаются в одежду воинов и исполняют ритуальный танец, имитирующий сражение. Но это всего лишь карнавал, амазонки – в прошлом. В ноябре 1979 года в бенинской деревне Кинта в возрасте старше ста лет умерла женщина по имени Нави. Этнографы успели записать ее воспоминания о том, как она была воином, сражалась против французов, как пережила колониальные времена и дождалась свободы Дагомеи, теперешнего государства Бенин.
Нави была последней чернокожей амазонкой.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Дорогой читатель подпишись и узнай много интересного.