Добрый день. Первым делом поздравляю всех учителей с профессиональным праздником. Спасибо вам и наилучшие мои пожелания вам. И благодарных учеников.
Сегодня на любимом моем кулинарном форуме вспоминали наших учителей. Вот мои воспоминания.
Первые 5 классов я училась в небольшом поселке при шахте под Воркутой. Это было в 70-е годы.
Моя первая учительница - Людмила Васильевна. Мы тоже были у нее первыми... и последними учениками. Отучив нас, она сменила профессию, ушла работать что-то типа бухгалтером в какую-то контору. Людмила Васильевна была очень красивая (вчерашняя студентка блондинка с пышными волосами в кудряшках, которые она собирала в пучок), добрая, тихая, я ее любила. Но строгая. Помню, в словарном диктанте я сделала ошибки в словах коммунист и комсомолец, путала количество букв м. После уроков все (и я в том числе), кто сделал ошибки, остались в классе и каждое слово, в котором сделал ошибку, должен был написать 10 раз. Главное условие, если хоть одна помарочка, надо начинать всё сначала. Я думала, что у меня рука отвалится, я этих коммунистов с комсомольцами раз по сто написала. На всю жизнь запомнила и заодно научилась писать аккуратно.
В нашей школе многие учителя мыслили не совсем так, как завещала великая партия. Наверное, потому что в поселке много жителей были родственники заключенных или поселенцев. Не знаю, были ли такие среди учителей, но кто ж поедет туда в школе преподавать. У маминой подруги, тети Капы, был срок за то, что она сбила человека, тетя Капа была тогда вагоновожатой. Почему после освобождения она осталась там жить, я не знаю, я ее помню, когда она уже была продавцом книжного магазина, у нее был муж дядя Игорь и двое детей гораздо старше меня. Когда Капа и Игорь вышли на пенсию, они уехали на юг, купили там домик, а потом, продав домик, вернулись обратно к детям, дети так и осели в Воркуте, дочь в Ленинграде закончила горный институт и вернулась, сын никуда и не уезжал.
Люди в поселке активно общались, дружили семьями, ходили друг к другу в гости, у моих родителей тоже было несколько таких семей, с которыми они общались. Пока гости разговаривали за столом, мы-дети, быстренько поев, уходили играть с детьми хозяев дома. К нам ходили и мы были в гостях, даже в другие поселки в гости ездили - вокруг Воркуты было много поселков, каждый вокруг своей шахты, ведь шахты находятся не в самом городе. При чем это был винегрет из национальностей, как-то, будучи взрослой, глядя на фотографию класса, я сделала для себя открытие, что русских фамилий в классе почти не было. Молдова, Беларусь, немцы, прибалты. Но национального вопроса совсем не было, разве что татары немного отличались от нас - мусульмане, обычаи немного другие и между собой говорили на своем языке. Но не было такого, чтобы один человек считался хуже или лучше другого, потому что он другой национальности. Его могли считать хуже только из-за его поведения.
Еще на оленьих упряжках в магазин приезжали ненцы, мы их считали другими, но не знаю, можно ли это назвать национальным вопросом, скорее, они для нас были просто диковинными и вызывали интерес и любопытство, особенно олени. Одно дело из окна автобуса смотреть как в тундре пасутся многочисленные оленьи стада, другое дело - стоят у магазина нарты с запряженными оленями, и рядом - можно рассмотреть, и боязно - вдруг укусит или боднет.
Так вот, наши учителя тоже "варились" в этой среде, а нас учили не только школьной программе, они учили нас логически мыслить о жизни, под другим ракурсом смотреть на нее. Особенно об этом хорошо помнит моя сестра, она там закончила все 10 классов, а со старшеклассниками учителя были более откровенны. Всякое бывало, конечно, и на лошади старшеклассник на второй этаж в школу заехал, и помню математичку Батову (только по фамилии), у которой предмет знали все, даже двоечники по всем остальным предметам, но боялись на уроке пошевельнуться - линейкой могла врезать или по парте ею с размаха шлепнуть - внезапно с разворота, оглушительный треск. Дети тоже были разные, некоторые были детьми заключенных, и далеко не все их родители сидели за инакомыслие, были дети, и в моем классе тоже, из очень неблагополучных семей, не обязательно сидельцев.
А я училась потом еще в подмосковной школе - учителя были совсем другие люди. Не скажу, что плохие, разные, но не было таких как в моей первой школе. В первой моей школе учителя, кроме школьной программы, преподавали нам жизнь.
А еще запомнилось мне, как с учителем географии из подмосковной школы Ларисой Алексеевной мы классом ходили в однодневный поход, посмотреть на памятник панфиловцам в Дубосеково.
Наверное, у вас появился вопрос, я что же я делала под Воркутой. Я там родилась. Мой дедушка в 1953 году смог написать моей бабушке, что он жив и сидит в тюрьме. Бабушка тогда уже второй раз была замужем. Она оставила второго мужа и поехала к деду, а за ней и мои родители, тогда они только-только создали свою семью. Как только можно стало, дед с бабушкой уехали, а родители остались. Папа работал шахтером (заслуженный рационализатор Коми АССР - вот ведь), а мама сначала была буфетчицей в тюрьме, потом, при первой возможности, перешла работать в магазин - тогда для женщин на Крайнем Севере выбор рабочих мест был маленький. Мама всегда хотела учиться, совершенствоваться, и раз уж судьба забросила ее по торговой части, то мама (уже с двумя детьми) в Сыктывкаре закончила торговый техникум. До Севера после школы она в своем родном Загорске пошла учиться в технический техникум и подработала, сначала на текстильной фабрике, потом на заводе паяльщицей, но жизненная дорога оказалась другой.
Желаю всем вам на вашем жизненном пути только хороших учителей ,только добрых уроков.