Найти тему
Молодость в сапогах

Как примазаться к чужой славе

Те из читателей, кто имел счастье издавать во времена оные когда-либо свои работы или оформлять рационализаторские предложения, знают, что в число соавторов надо обязательно включить начальника отдела или завлаба, еще кого-нибудь из нужных людей и уж на последнем месте - так и быть - себя родимого. Вряд ли с тех давних пор что-либо поменялось в лучшую сторону кардинально. А уж если речь идет о ярком боевом эпизоде... Впрочем, см. далее.

Взятие «Тигра»

Б.Н.Григорьев

Источник: заметка Ф.И.Абакумова, см. журнал «Русская старина» том LXXII за 1891 год.

«Примазаться» к чужой славе всегда было достаточно желающих. Примером тому служит дело о взятии во время Крымской войны английского парохода «Тигр» в 1854 году. «Усердно прошу уважаемого редактора "Русской старины" восстановить истину – не для меня, уже старика, а для детей моих …, что я не н а х о д и л с я т о л ь к о при взятии неприятельского парохода-фрегата "Тигр", но д е й с т в и т е л ь н о взял его», - пишет отставной подполковник Ф.И.Абакумов 9 ноября 1890 года из Оренбурга.

Вот его рассказ.

Поручик Абакумов весной 1854 года командовал дивизионом, состоявшим из четырёх орудий и получившим задание контролировать участок берега на случай высадки английского десанта в районе колонии Люисдорф, находившейся в двенадцати верстах от Одессы. Англичане в это время уже крейсировали ввиду Люисдорфа, и опасность появления неприятельского десанта была вполне реальной. Подконтрольный участок занимал полосу длиной в 4 версты, а дивизион Абакумова подкреплялся эскадроном улан Симбирского полка.

30 апреля в 2 часа утра Абакумова разбудил казак одного из пикетов и доложил, что неподалёку от Одессы сел на мель пароход неприятеля и что его команда бросает за борт тяжести, чтобы сняться с мели. Скоро явился ещё один казак и сказал:

- Нехорошо, ваше благородие, если мы дадим ему сняться.

Абакумов придерживался того же мнения. Не предупредив улан, он взял один взвод артиллерии, оставив другой под Люисдорфом, посадил прислугу и в сопровождении двух казаков, с передышками для лошадей, поскакал в указанное казаками место. Стоял сильный туман, самого парохода не было видно, зато хорошо слышались всплески воды от сбрасываемых за его борт предметов.

Поручик приказал снять орудия с передков, зарядить их ядрами и готов был открыть огонь, только сдерживала вероятность того, что пароход мог оказаться своим. Впрочем, вероятность эта была минимальной, потому что со своего парохода уже давно бы прибыли люди и попросили помощи. По донесению казаков через минут десять на месте появился генерал-майор Корвин-Красинский[1], в ведении которого был участок, и Абакумов попросил у него разрешения открыть огонь по пароходу, но Красинский по тем же соображениям отказал ему в этом.

На генерала «насели» казаки и совместными уговорами удалось добиться от него согласия. После нескольких залпов с моря раздались выстрелы из штуцеров или из ружей, «но они были приятны как поцелуй хорошенькой женщины, потому что снимали с нас всякую ответственность», - пишет Абакумов. Огонь вслепую был безрезультатным с обеих сторон, в том числе и для артиллерийского взвода, находившегося примерно на 10 сажен выше уровня моря. Абакумов спустился к воде, пригнулся и примерно в 140 саженях от берега различил тёмный предмет. После этого он дал команду артиллеристам перейти на картечь.

Результат не заставил себя ждать: скоро к берегу подплыла лодка с помощником капитана парохода-фрегата «Тигр» ВМС Её Королевского Величества Виктории, который объявил, что судно сдаётся. Флаг о сдаче судна был выброшен, но из-за тумана с берега его не заметили. Огонь был прекращён, команде вместе с капитаном предложили сойти на берег. Пленных – по данным Абакумова, около 170 человек (см. сноску 2) – принимали подскакавшие уланы. Выяснилось, что капитану «Тигра» Готфару [2] (так у Абакумова) картечью оторвало ноги. К 9.00 судно осталось без экипажа.

Когда туман рассеялся, участники сдачи «Тигра» увидели, что рядом с ним показались 2 английских корабля, которые затеяли перестрелку с подошедшими из Одессы воинскими частями. Барон Сакен [3] приказал сжечь пароход, используя гранты, но когда это не удалось, на пароход были посланы казаки, которые и довершили дело.

Герой дня поручик Абакумов вместо похвалы за энергичные и своевременные действия получил от начальника артиллерии генерала Е.И.Майделя (1817-1881) нагоняй за самовольное оставление поста в военное время и приказ вернуться к месту службы. «Поручик артиллерии Абакумов, то есть я, повеся голову, со взводом возвратился в колонию Люисдорф», - пишет Абакумов. На третий день Абакумова вызвали к барону Сакену, и Дмитрий Ерофеевич торжественно объявил ему, что «государь император по реляции произвёл вас в штабс-капитаны». И поздравил. А при посещении Одессы великий князь Михаил Павлович передал благодарность от своего царствующего брата.

Вскоре начались работы по поднятию из воды ценных деталей с затонувшего «Тигра» (паровая машина, чугунные орудия и пр.) и для оценки судна, и Абакумова включили в состав комиссии, руководившей этими работами. Новоиспеченный штабс-капитан получил новые поздравления в связи с причитающимся ему призом за взятие «Тигра». Комиссия закончила свою работу только через 10 лет, когда Абакумов был уже в отставке. На его адрес пришёл конверт, в котором были …25 рублей, составивший упомянутый приз.

При выходе в отставку Абакумов прочитал в своём формулярном списке, что он «находился при пленении английского парохода фрегата "Тигр"».

Комментарии, как говорится, излишни, и мы отсылаем читателя к первому абзацу нашего очерка.

[1] Похоже, речь шла об А.И.Корвин-Красинском (1804-1866),

[2] Правильное имя капитана Генри Джиффард, он скончался от ран в Одессе. Колёсный пароход «Тигр» водоизмещением 1220 тонн был построен в 1849 году, экипаж составлял 225 человек, из которых 24 были офицеры. Сначала «Тигр» был яхтой королевы Виктории, а потом был вооружён 16 пушками и использовался как учебное судно. 10(22) апреля в составе эскадры из 9 кораблей участвовал в обстреле Одессы.

[3] Д.Е.Остен-Сакен (1793–1881) - командующий войсками Бессарабской и части Херсонской губерний, организатор обороны Одессы.