Найти в Дзене
Спроси учителя

Задание 22 ЕГЭ по русскому языку 2025

В будущем году задание 22 ЕГЭ по русскому языку, с одной стороны, упростилось: не надо рыскать по тексту в поисках средств выразительности. С другой - усложнилось: теперь нет подсказки в виде указания на группы (синтаксические, лексические, тропы). Надо уметь распознавать их в данных предложениях. 3.2.2. Изобразительно-выразительные средства фонетики. (В том числе аллитерация и ассонанс.) 3.3.2. Изобразительно-выразительные средства лексики: эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, сравнение. (Ряд терминов (например, литота) был изучен на уровне основного общего образования.) 3.6.2. Изобразительно-выразительные средства синтаксиса. Синтаксический параллелизм, парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, анафора, эпифора, антитеза; риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение; многосоюзие, бессоюзие. (Цит по "Кодификатор КИМ ЕГЭ 2025 г." в соответствии со "Спецификацией КИМ ЕГЭ 2025 г." Уровень сложности -
Оглавление

В будущем году задание 22 ЕГЭ по русскому языку, с одной стороны, упростилось: не надо рыскать по тексту в поисках средств выразительности. С другой - усложнилось: теперь нет подсказки в виде указания на группы (синтаксические, лексические, тропы). Надо уметь распознавать их в данных предложениях.

Формулировка задания

-2

Проверяемые элементы

3.2.2. Изобразительно-выразительные средства фонетики. (В том числе аллитерация и ассонанс.)
3.3.2. Изобразительно-выразительные средства лексики: эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, сравнение. (Ряд терминов (например, литота) был изучен на уровне основного общего образования.)
3.6.2. Изобразительно-выразительные средства синтаксиса. Синтаксический параллелизм, парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, анафора, эпифора, антитеза; риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение; многосоюзие, бессоюзие. (Цит по "Кодификатор КИМ ЕГЭ 2025 г." в соответствии со "Спецификацией КИМ ЕГЭ 2025 г."

Уровень сложности - повышенный. Максимальный балл за выполнение задания - 2.

Одно радует: для аллитерации и ассонанса нужные буквы подчёркнуты. Всё остальное искушённому знатоку легче лёгкого, новичку - тёмный лес.

Давайте будем разбираться, что есть что. В этой статье планируется наглядное разъяснение звукописи и тропов (изобразительно-выразительных средств лексики). Использованы слайды из анимированной презентации, которую можно приобрести по ссылке.

Изобразительно-выразительные средства фонетики (звукопись)

Достаточно не путать гласные и согласные. Это самое лёгкое.

Изобразительно-выразительные средства лексики (тропы)

-4

Это уже посложнее. В чём главная сложность?

"Троп" - это слово в переносном значении. Как научиться их различать между собой? Сравните цитаты из определений и попробуйте отгадать, о каких тропах идёт в них речь?

качества одного явления (предмета, состояния) переносятся на другое с целью его художественного описания

переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому

сближение, сопоставление понятий, основанное на замене прямого названия предмета другим по принципу смежности

оборот, в основе которого лежит контраст видимого и скрытого смысла высказывания...

Как понять, что метафора - это скрытое сравнение, когда в словаре мы находим и понятие "скрытое сравнение", и это именно сравнение, а не метафора?

Разберёмся по порядку и наглядно

Сравнение

Обычно сравнение состоит из трёх компонентов: то, что сравнивается, то, с чем сравнивается, и то, при помощи чего сравнивается. Если отсутствует только один компонент из названных - то, при помощи чего сравнивается, - это скрытое сравнение.

-6

Например: “Был спрятан человек и щёлкал соловьём”.

1-й компонент - "человек" (он сравнивается); 2-й компонент - "соловьём" (с ним сравнивают), а 3-й компонент (при помощи чего сравнивается) отдельным словом не представлен, а скрыт во втором компоненте (Т.п. - соловьём). Это называется скрытое сравнение.

"Как стих без мысли в песне модной, дорога зимняя гладка”.

1-й компонент - "дорога" (она сравнивается); 2-й компонент - "стих без мысли" (с ним сравнивают) и 3-й компонент - "как" (с помощью сравнительного союза сравнивают).

Метафора

-7

Метафора похожа на загадку: в ней сравнение зашифровано полностью. Но тем не менее, не случайно словари в один почти голос гласят: "Метафора - скрытое сравнение". Добавим: очень скрытое, но при этом раскрыть его возможно, обладая совсем небольшой долей воображения.

-8

Для этого просто нужно восстановить недостающие компоненты.

Ещё раз уточним: сравнение состоит из трёх компонентов. Метафора всё сравнение заключает в одном переносном значении слова. Фраза с метафорой никогда не называет напрямую, какой объект сравнивается, мы воспринимаем условность текста, понимая небуквальность смысла. То есть нам не сказал автор "Слова о полку Игореве", что Игорь и Всеволод не являются его сыновьями. Он это от нас скрыл, утаил. И во втором примере мы понимаем, что Пугачёв не бился в припадке буквально. Но нам об этом опять же никто не сообщал напрямую.

Олицетворение - разновидность метафоры

Олицетворение - так же слово в переносном значении, так же может быть превращено в сравнение. НО олицетворение работает как волшебная палочка, превращающая неживое в живое. В этом главное отличие. Сравните:

-11

Очевидно, что я (как любое живое существо) могу вздыхать, шептаться и, при известных условиях, царствовать. А вот ни раствориться в буквальном смысле, ни закрыться не смогу. Тут важно быть внимательным к прямому значению слова. При этом необходимо помнить, что олицетворение неприменимо к одушевлённым объектам, так как их одушевлять не требуется.

Причина того, что мы часто не видим метафору или олицетворение, проста. Мы привыкли к переносному значению слов. Мы постоянно говорим: солнце встало или зашло, душа поёт. При этом не задумываемся о том, где у солнца ноги, а у души лёгкие, губы, язык и зубы.

Поэтому простой совет: если ученики не видят метафоры в тексте, почаще ищите в словаре прямое значение слов.

Эпитет

Хочу обратить внимание на возможность двоякого толкования выражений типа "золотая осень", "грустный дождь". Не надо спорить, что здесь на самом деле: метафора, олицетворение или эпитет.

Надо просто помнить о том, что олицетворение - это разновидность метафоры. Поэтому, если при наличии олицетворения в предложении вас просят найти метафору, и не упоминают про олицетворение, это не ошибка. Так же точно, если вы видите явный эпитет, а в задании его нет, а вместо него просят найти олицетворение, значит перед нами олицетворяющий эпитет.

Как быть?

Просто, на мой взгляд. Тяжело в учении - легко в бою. Пока мы учимся, мы обращаем внимание на упомянутые нюансы. Фиксируясь на том, что метафора, как правило - это глагол или имя существительное, а эпитет - имя прилагательное.

Метафора: как кто, что делает? Эпитет: какой?

А в задании ЕГЭ путаницы не будет, так как здесь формулировки должны составлять ответственные эксперты, которые суть проблемы понимают и не станут морочить головы.

Следует запомнить: "Эпитет - красочное определение"! В буквальном синтаксическом смысле. Почти. Обстоятельство тоже может являться эпитетом: "Что ты жадно глядишь на дорогу". Имя существительное, особенно в роли приложения, также может быть эпитетом: "Мороз-воевода" (Примеры здесь взяты из комментариев И.П.Цыбулько).

Метонимия

-13

Метонимия - это такой троп, переносное значение которого в сравнение не превращается. Так как сравниваем мы предметы (явления) похожие между собой по форме, цвету, вкусу, фактуре, действию. Поэтому в конце концов можем сказать: "Такой же красный закат, как пламя. Солнце так же перемещается в пространстве, как тот, кто ходит".

С метонимией так у нас ни за что не получится!

Не знаю, станете ли вы возражать, но тарелка на суп не похожа точно так же, как человек не похож на произведение литературы. Ни формой, ни цветом, ни текстурой!

Для большей уверенности предлагается запомнить, что метонимия - это сопоставление:

  • содержимого и содержащего (суп и тарелка);
  • предмета и материала, из которого он сделан (пить из хрусталя);
  • автором и произведением (читать Пушкина);
  • местом и людьми (стадион ликовал);
  • действием и орудием этого действия (погибнуть от меча).

И ещё не забыть про синекдоху! Она, хоть и не упоминается в списке Кодификатора, но является разновидностью метонимии. Иногда её выделяют как количественную метонимию, потому что происходит употребление

  • единственного числа вместо множественного;
  • множественного вместо единственного;
  • части вместо целого;
  • целого вместо части;
  • вида вместо рода;
  • родового понятия вместо видового.

В статье были использованы слайды из анимированной презентации, которую приобрести можно здесь.

Средства выразительности. Фрагмент

Если же вы планируете использовать материал для онлайн уроков, советую вам приобрести PDF версию здесь, так как она весит меньше и не будет зависать при недостаточной скорости интернета.

Подписывайтесь на канал. Делитесь своими впечатлениями.