Эти библейские слова покажутся странными, пожалуй, каждому современному человека. Зачем подставлять левую щеку, после того, как тебя ударили по правой?..
Эту неоднозначную заповедь можно встретить в Евангелиях от Матфея и от Луки.
"Я же говорю вам: не мсти сделавшему тебе зло. Кто ударит тебя в правую щеку, то поверни к нему и другую" (Матфей 5:39)
"Тому, кто оскорбит тебя, ударив по щеке, подставь и другую, а тому, кто забирает у тебя верхнюю одежду, не мешай забрать и рубашку" (Лука 6:29)
Многие считают, что Иисус, давая эту заповедь, видел пользу и для обидчика, и для того, кто терпит удар. Последний же должен отнестись к этой ситуации с должным великодушием и смирением. Обидчик же будет пристыжен, если ударит человека второй раз. Так, в образной форме находит выражение заповедь: на зло отвечать не злом, а добром.
Здесь следует обратиться к первому посланию апостола Петра, в котором говорится буквально следующее:
"Чтобы остановить зло, не надо отвечать злом на зло. Но и подчиняться злу никогда не нужно".
Действительно, стойкое перенесение обид и поруганий является своеобразной победой. В этой связи стоит вспомнить истории святых, которых жестоко истязают.
Таким образом, подставляя другую щеку, человек не просто мужественно переносит, но и добавляет себе страдания. Кроме того, некоторые богословы и вовсе говорят о том, что Иисус Христос обустроит жизнь терпящего еще лучше, если тот сумеет сохранить смирение в своем сердце, ведь:
"Господь для приумножения Своей славы подставил Свои щеки для ударов и спину для бичевания".
Это, в свою очередь, является отсылкой к Книге пророка Исаии:
"Я подставил спину бьющим Меня, щеки — тем, кто рвал Мне бороду; Я не прятал лицо от насмешек и плевков". (Исаия 50:6).
Таким образом, спаситель призывает терпеть унижение, как бы отменяя закон возмездия, ведь христиане должны быть выше обидчиков. Христос сам был кроток и призывал всех научиться от него (Мф. 11:29).
Во время Нагорной проповеди он устремил своих учеников к достижению богоподобной святости: "Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5:48), и указал на добродетели, способные сделать человека сопричастником подлинного блаженства.
Учение Господа шло вразрез устоявшимся нравственным идеалам ветхозаветного сознания. Мы помним, что во времена Ветхого Завета месть пресекалась тем, что воздаяние должно было быть равным нанесенному ущербу: "Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб" (Лев. 24:20).
Новый закон же обращал внимание не на внешнем, а на внутреннем преображении человека. Теперь обратимся к событию, которое произошло в последние часы жизни Иисуса Христа на допросе у первосвященника Анны (описание мы найдем у евангелиста Иоанна Богослова).
Возмущенный ответом Господа первосвященнику, один из служителей ударил Христа по щеке. Как же отреагировал Спаситель, ранее призывавший учеников подставлять другую щеку и не противиться злому? Вместо смиренного и унизительного молчания мы видим возражение:
"Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?" (Ин. 18:23).
Важно отметить, что для того, чтобы понять заповедь верно, нужно знать о том, что в древнееврейском государстве существовал особый обычай, позволяющий выразить человеку свое презрение.
Наивысшей формой демонстрации презрения в те времена было нанесение удара ладонью по одной щеке, а затем тыльной стороной ладони по другой щеке. Если человек виновен и достоин публично выраженного презрения, и согласен с предъявленными обвинениями, то он должен смиренно подставить одну, а потом и другую щеку. Таким образом человек показывает то, что признает свою вину и покорно принимает эту унизительную процедуру. Если же человек не виновен, то ему не следует подставлять вторую щеку, а доказать свою невиновность.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: