Найти в Дзене
Летучая кышь

Об исторической вине в романе Джона Максвелла Кутзее «Бесчестье»

Оглавление

Было бы неправильно в короткой рецензии рассматривать все проблемы и конфликты книги. Мне пока хочется остановиться только на теме, которая, на мой взгляд, является центральной в романе. Имею в виду разность между светло- и темнокожими людьми в Африке, последствия апартеида, историческую вину европейцев.

Больше об этой книге я рассказываю в Telegram.

Прежде всего, в романе не одна точка зрения на проблемы, вытекающие из колонизаторской политики и не так давно рухнувшего апартеида. Основных две — выражающая мнение пожилой части белого населения, высказанная профессором Лури; и та, которой придерживается молодая белая женщина Люси. Не раскрыта позиция темнокожего населения (по крайней мере прямо об этом не сказано). Как читатель, я могу догадываться по формулировкам, использованным Петрасом, Поллуксом, — несмотря на малое количество его реплик — а также родителями Мелани Исаакс.

В «Бесчестье» нет ответа на вопрос о цвете кожи Мелани и ее семьи, однако по описанию можно догадаться, что она не относится к белокожему населению ЮАР. Отец ее не был представлен как белый, а во внешности матери очевидны черты местной женщины. Либо Мелани метиска (как в фильме «Бесчестье» 2008 года, где ее сыграла Антониетта Энджел), либо же ее цвет кожи в диапазоне стандартном для коренных жителей ЮАР.

Профессор Дэвид Лури: взгляды пожилого поколения белых в ЮАР

Пожилой Лури в силу своей непреклонности, невозможности изменить собственный образ мышления, не представляется частью истории — лишь сторонним наблюдателем, которому дозволено следить за ростом деревень. Как такового чувства вины у него нет, что неоднократно подтверждается мыслями Дэвида. Он не считает нужным становиться частью истории, в ходе которой заложена месть белым колонизаторам, не поддерживает в этом и дочь, смиренно принимающую свою роль.

Снисхождения к Петрасу и его семье Лури также не выказывает, что было бы свойственно человеку с чувством вины за ошибки предков. Он определенно сознает, что ошибки имели и имеют место. Однако он в некоторой степени стремится к равенству без компенсации лишений коренному населению ЮАР.

Если говорить проще, то Дэвид Лури не согласен с необходимостью уступать темнокожим людям, чтобы загладить вину предков, ведь в таком случае неравенство все равно останется. Довольно сложный вопрос. Если эту фразу немного «покрутить» в голове, у нее появятся более глубокие и общие смыслы. Указываю на это моему читателю намеренно.

Люси Лури: взгляды молодого поколения белых в ЮАР

В отличие от отца, Люси не только сознает вину предков, но и стремится к ее искуплению. Здесь надо понимать, что даже в случае, когда девушка умалчивает о насилии и принимает это как должное, как расплату за грехи европейских колонизаторов, она все равно принимает на себя образ белой спасительницы (White Savior). В то время, как темнокожие мужчины пользуются ее телом втроем, она позволяет себе проявить милосердие. Люси становится их спасительницей в буквальном смысле.

Человек, никогда не бывший на месте Люси, не способен представить, что на самом деле ей движет. Она либо сознательно примеряет на себя образ белой спасительницы, позволяя отомстить, либо действительно опасается за свою жизнь в дальнейшем — несомненно, Дж. М. Кутзее вкладывает в голову сельской молодой девушки идею о том, что полиция Черного континента не сможет защитить ее.

Все же я склоняюсь к тому, что Люси неосознанно становится White Savior. Эту мысль, пожалуй, стоит вести от образа ЮАР, который выстроил автор романа в речах девушки, в ее мыслях, окружении и действиях.

Мистер Исаакс: взгляды темнокожего городского населения ЮАР

Выбрать в качестве транслятора позиции темнокожих можно было Петраса или Поллукса, однако я буду цепляться за эпизод с извинениями Дэвида Лури в финале. Однако мысли и истинные намерения профессора оставлю в стороне — только поведение Мистера Исаакса.

Как христианин, Исаакс не мыслит о мести, однако заставляет носителя бесчестья, Дэвида Лури, преклонить колено перед темнокожей женщиной. В этой сцене подразумевается комплексное извинение перед всеми, кто был обижен в лице Мелани. Перед женщинами, перед темнокожим населением ЮАР, перед людьми иного социального статуса.

Собственными руками свершить месть Мистер Исаакс не может, однако он согласен с тем, что потомки белых колонизаторов должны понести наказание за вседозволенность, которой пользовались долгое время и пользуются до сих пор.

В моем Telegram можно обсудить книгу со мной и другими читателями. Если у вас есть замечания или иные мысли по поводу сказанного мной выше, буду рада видеть их в комментариях.