В предыдущей статье мы попытались найти характерные особенности хореографического языка Георгия Мелитоновича, часть из которых
- Отсутствие специальной демонстрации техники исполнителей,
- Отсутствие историко-бытовых танцев и национальных вариаций,
- Предпочтение сольным вариациям коллективного или дуэтного танца,
могут показаться отказом от классической балетной структуры спектакля, разработанной Чайковским и примененной им во всех своих балетах – «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Лебединое озеро». Вот уж где зрителю предоставляется возможность увидеть большое количество историко-бытовых танцев и индивидуальных вариаций!
Но не стоит забывать, что это специально написанная балетная музыка, созданная в тесном контакте с Петипа и основанная на глубоком понимании особенностей балетного искусства того времени.
То же, чем мог располагать Баланчин, находилось в области симфонических и камерных музыкальных произведений, предназначенных для прослушивания, а не танцевального сопровождения. Поэтому можно смело сказать, что так же, как Петипа с Чайковским создали форму классического балета, так и Баланчин с Чайковским создали форму балета неоклассического, основывающегося в том числе и на не только для него предназначенных музыкальных формах.
Кстати, о музыкальных формах. Именно они, точнее, стремление к их благозвучности, создали в том числе и фамилию Баланчина, который до своих 20 лет был Георгием Мелитоновичем Баланчивадзе.
Он родился 23 января 1904 года в Санкт-Петербурга, столице Российской Империи, в семье Мелитона Антоновича Баланчивадзе и Марии Николаевны, в девичестве Васильевой. Закончил балетную школу при Мариинском театре, в 1921 году был принят в его кордебалет, поступил в Петроградскую консерваторию, где изучал игру на фортепиано, теорию музыки, контрапункт, гармонию, композицию и закончил обучение в 1923 году.
А в 1924 году Георгий поехал на гастроли в Германию, откуда вместо возвращения в Россию направился в Париж, где получил приглашение от Дягилева занять место хореографа в его Русском балете.
Сергей Дягилев был известным эстетом, обращавшим внимание на самые незначительные мелочи, что, очевидно, и помогло ему создать своё искусство и свою славу. Такой неприемлемой для него и незаметной для других мелочью было неблагозвучие имени и фамилии «Георгий Баланчивадзе». Он поменял их своему хореографу на мелодичные «Джордж Баланчин». И тут не обошлось без музыки.
Как же правильно обращаться к нему — Джордж Баланчин или Георгий Мелитонович Баланчивадзе? У нас есть несколько свидетельств того, что сам он предпочитал русский вариант. Мэлор Стуруа писал: «Джорджа Баланчина я называл Георгием Мелитоновичем даже когда мы говорили по-английски, и это ему очень нравилось».
Мы же будем использовать оба варианта в зависимости от того, какую часть его натуры важно подчеркнуть — всемирно-космополитическую или наследственно-русскую, о какой культуре мы говорим, новой или классической, тем более, что в самом названии созданного им стиля они соединились неразрывно. Неоклассицизм.
Неоклассический балет и его соавтор Георгий Мелитонович Баланчин.
Подпишитесь, чтобы не пропустить
В статье использовались фото Светланы Аввакум