Найти тему

Весь мир балета мы разрушим до основанья

«Аполлон». Хореография Джорджа Баланчина, музыка Игоря Стравинского
«Аполлон». Хореография Джорджа Баланчина, музыка Игоря Стравинского

В предыдущей статье мы попытались найти характерные особенности хореографического языка Георгия Мелитоновича, часть из которых

  • Отсутствие специальной демонстрации техники исполнителей,
  • Отсутствие историко-бытовых танцев и национальных вариаций,
  • Предпочтение сольным вариациям коллективного или дуэтного танца,

могут показаться отказом от классической балетной структуры спектакля, разработанной Чайковским и примененной им во всех своих балетах – «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Лебединое озеро». Вот уж где зрителю предоставляется возможность увидеть большое количество историко-бытовых танцев и индивидуальных вариаций!

Но не стоит забывать, что это специально написанная балетная музыка, созданная в тесном контакте с Петипа и основанная на глубоком понимании особенностей балетного искусства того времени.

Балет Джорджа Баланчина "Сон в летнюю ночь" критики дружно окрестили «сном о русском балете»
Балет Джорджа Баланчина "Сон в летнюю ночь" критики дружно окрестили «сном о русском балете»

То же, чем мог располагать Баланчин, находилось в области симфонических и камерных музыкальных произведений, предназначенных для прослушивания, а не танцевального сопровождения. Поэтому можно смело сказать, что так же, как Петипа с Чайковским создали форму классического балета, так и Баланчин с Чайковским создали форму балета неоклассического, основывающегося в том числе и на не только для него предназначенных музыкальных формах.

«Сон в летнюю ночь» Джорджа Баланчина, музыка Мендельсона
«Сон в летнюю ночь» Джорджа Баланчина, музыка Мендельсона

Кстати, о музыкальных формах. Именно они, точнее, стремление к их благозвучности, создали в том числе и фамилию Баланчина, который до своих 20 лет был Георгием Мелитоновичем Баланчивадзе.

Он родился 23 января 1904 года в Санкт-Петербурга, столице Российской Империи, в семье Мелитона Антоновича Баланчивадзе и Марии Николаевны, в девичестве Васильевой. Закончил балетную школу при Мариинском театре, в 1921 году был принят в его кордебалет, поступил в Петроградскую консерваторию, где изучал игру на фортепиано, теорию музыки, контрапункт, гармонию, композицию и закончил обучение в 1923 году.

А в 1924 году Георгий поехал на гастроли в Германию, откуда вместо возвращения в Россию направился в Париж, где получил приглашение от Дягилева занять место хореографа в его Русском балете.

Сергей Дягилев был известным эстетом, обращавшим внимание на самые незначительные мелочи, что, очевидно, и помогло ему создать своё искусство и свою славу. Такой неприемлемой для него и незаметной для других мелочью было неблагозвучие имени и фамилии «Георгий Баланчивадзе». Он поменял их своему хореографу на мелодичные «Джордж Баланчин». И тут не обошлось без музыки.

Как же правильно обращаться к нему — Джордж Баланчин или Георгий Мелитонович Баланчивадзе? У нас есть несколько свидетельств того, что сам он предпочитал русский вариант. Мэлор Стуруа писал: «Джорджа Баланчина я называл Георгием Мелитоновичем даже когда мы говорили по-английски, и это ему очень нравилось».

Мы же будем использовать оба варианта в зависимости от того, какую часть его натуры важно подчеркнуть — всемирно-космополитическую или наследственно-русскую, о какой культуре мы говорим, новой или классической, тем более, что в самом названии созданного им стиля они соединились неразрывно. Неоклассицизм.

Неоклассический балет и его соавтор Георгий Мелитонович Баланчин.

Читайте продолжение...

Подпишитесь, чтобы не пропустить

Мария Хорева — честный балет от первого лица | Дзен

Читайте часть 1

В статье использовались фото Светланы Аввакум

Балерина Мария Хорева. Цикл статей «Чайковский и Баланчин»
Балерина Мария Хорева. Цикл статей «Чайковский и Баланчин»