В X веке на Руси окончательно утвердилась княжеская власть. Апогеем этого явления стало требование Новгорода, чтобы Святослав Игоревич прислал им князя. В противном случае они грозились выбрать себе князя из другого рода.
Следует отметить, что княжеский титул могли носить исключительно члены Рюрикова рода. Этот титул принадлежал им всем без исключения, пожизненно. Князь не мог лишится титула не при каких условиях. Следовательно, княжеский титул приобретался только по праву рождения от Рюриковой крови. Это обстоятельство, не зависящее от каких-либо внешних факторов, объединяет и делает равными всех членов единого рода.
Не крепко бьются дружина и половцы, если с ними не ездим мы сами
Доносит до нас летопись князей при подготовке к походу 1125 года.
О исключительности княжеского титула говорят и слова Олега Святославича, сказанные им Владимиру Мономаху, когда тот пригласил его на суд в Киев.
Мономах шлет Олегу сообщение следующего содержания:
Приезжай, посоветуемся о Русской земле перед епископами, игуменами, пред мужами отцев наших и пред людьми городскими.
На это приглашение Олег отправил свой ответ:
Неприлично судить меня епископу, либо игуменам, либо смердам.
Из этого отрывка становится ясно, что князья относили все население, за исключением духовенства, к категории смердов. Кроме самого термина смерды, нередко используется понятие "черные люди". Так, во время похода на половцев, северские князья молвили:
Если побежим и сами спасемся, а черных людей оставим, то грех нам будет их выдать.
Следовательно, все члены из рода Рюрика именовались князьями. Старейший из рода носил титул великого князя. Впервые этот титул получил Ярослав Мудрый. Но как титул приставка "великий" была внесена в летопись позднее, поскольку в Южной Руси она использовалась крайне редко и, как правило, только после смерти того или иного князя. А вот в Северной Руси, начиная с Всеволода III, приставка "великий" стала применяться повсеместно.
Великими князьями названы Владимир Мономах, при описании его кончины, и Юрий Долгорукий, при описании кончины Всеволода III. И если к первому, данное обращение было связано с уважением к нему и всем его делам, то ко второму, скорее всего, из желания летописца угодить своему князю.
Подписывайтесь на мой канал в Телеграм. Там вы найдете массу уникальных и увлекательных публикаций, которых нет на моем канале на Дзен.