Найти тему
Тропики в Москве

Искусство видеть Владимира Куприянова и Лины Бо Барди

ММОМА на Гоголевском 10/1, выставка «Владимир Куприянов. Возвращение времени», до 24.11.2024

О чем я: Российский фотохудожник & прорыв в бразильском экспозиционном дизайне

Чтение в тему: Джон Бергер "Искусство видеть"

Вид экспозиции выставки «Владимир Куприянов. Возвращение времени»
Вид экспозиции выставки «Владимир Куприянов. Возвращение времени»

Вчера зашла на открывшуюся на днях в ММОМА на Гоголевском бульваре выставку немного подзабытого сегодня, но очень интересного фотохудожника Владимира Куприянова. Проект-ретроспектива «Владимир Куприянов. Возвращение времени» при участии галереи pop/off/art и под кураторством мэтра Виктора Мизиано ожидаемо получился очень интересным.

Безусловно рекомендую к посещению. А я, как обычно, вспомнила о релевантном случае из бразильского искусства. Делюсь этой параллелью с вами.

Вид экспозиции «Владимир Куприянов. Возвращение времени»
Вид экспозиции «Владимир Куприянов. Возвращение времени»

Владимир Куприянов, один из ведущих художников независимой художественной сцены 1980-1990-х годов, родился в Москве в 1954-м. Он получил образование театрального режиссёра, что очень заметно в его художественной практике. В 1984 году начал преподавать в Московском Полиграфическом институте, где работал доцентом до 2003 года. В 2007 году он стал профессором кафедры арт-фотографии Московской школы фотографии и мультимедиа им. Александра Родченко. Художник скончался в Москве в 2011 году. Получается, он совсем недолго преподавал в этой школе современного искусства, чьи выпускники сегодня – заметные и сильные молодые художники. Можно только позавидовать тем, кто застал Куприянова во время своего там обучения. Потому что Куприянов, чье творчество развивалось в кругу Дмитрия Пригова, Андрея Монастырского, Ростислава Лебедева и других, создал совершенно новый подход к фотографии и ее презентации.

Мизиано пишет в кураторском тексте: «Основой работ Куприянова неизменно являлась фотография — как его собственная, так и найденная. Однако мастера всегда интересовала не столько сама фотография, сколько возможности ее репрезентации, для чего он использовал различные художественные эффекты: отражение, засвечивание, деление на части, кадрирование, наложение нескольких слоев, имитирующих мультиэкспозицию».

В результате этих экспериментов происходит важное: ломается автоматизм восприятия того или иного медиума, всегда имеющийся у зрителя, особенно если речь идет о таком виде искусства, как фотография.

-3
-4
-5

Фотография в своей конкретной форме, еще и использующаяся часто для чисто прикладных бытовых нужд, таких как простое сохранение информации, воспринимается зрителем определенным, привычным способом. Этот способ «видеть» Куприянов ломает очень эффективно и каждый раз удивляет, прибегая к неожиданным приемам. В итоге, мы видим не «фотографию», а как бы «мысль о фотографическом изображении»

-6
-7
-8

Теперь про бразильский экспозиционный дизайн и почему я вспомнила про него на выставке Куприянова.

В 1968 году Лина Бо Барди, итальянка, большую часть жизни проработавшая в Бразилии, спроектировала для нового музея современного искусства в Сан-Паулу (MASP) специальные мольберты для экспонирования картин. Как одаренный архитектор, проектируя новое здание для музея, она хотела привести в соответствие форму и содержание, то есть, архитектуру здания и выставочную архитектуру. Дизайн этих подставок на тот момент был смелым и инновационным, как визуально, так и технически. И, как показало время, все еще остается, потому что, на мой взгляд, делает то же, что и Куприянов с фотоизображением и его зрителем – заставляет по-новому смотреть на привычные вещи, управляет зрительским опытом.

Оригинальные мольберты в MASP дизайна Лины Бо Барди
Оригинальные мольберты в MASP дизайна Лины Бо Барди

Мольберты Лины убрали из музея в 1996 году. В 2015-м, новый директор MASP Адриану Педроза, вернул их, заказав точные копии в новых, более технологичных материалах.

Точные копии мольбертов Лины Бо Барди, воссозданные в 2015 году
Точные копии мольбертов Лины Бо Барди, воссозданные в 2015 году

Ходить между прозрачными стойками с возможностью посмотреть на задники известных шедевров, увидеть живописную поверхность под таким углом, под которым невозможно посмотреть на картину, висящую на стене - все еще потрясающий опыт.

Буду рада лайкам и, конечно, разговорам в комментариях!

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал про латиноамериканское искусство "Тропики за углом" https://t.me/tropikizauglom