Найти тему
Ветка сирени

По крайней мере, это - разные Пасхи

А Музей Л.Н. Толстого представляет их как одну и ту же, 1898 года. Хотя на одном из "наших", как раз, изображений, есть надпись "1897 год, Москва". Но думаю, что 1897 как раз вот эта вот Пасха:

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Эта фотография явно сделана в доме в Хамовниках. Здесь никаких сомнений нет. И Татьяна Львовна, хоть и нечётко, хоть и спиной к нам, но видно, что нарядная, весёлая, в хорошем настроении, и обращается к родственницам своего будущего мужа, Сухотина, смешит их. Эти родственницы - Елена Фёдоровна и Вера Фёдоровна Соллогуб.

Е.Ф. и В.Ф. Соллогуб. 1896 год. Елена - 1874 г.р., Вера - 1875. Соответственно, девушкам в 1898 году где-то 23-24 года, а в 1897 на год меньше. Так они и выглядят: чуть за двадцать.
Е.Ф. и В.Ф. Соллогуб. 1896 год. Елена - 1874 г.р., Вера - 1875. Соответственно, девушкам в 1898 году где-то 23-24 года, а в 1897 на год меньше. Так они и выглядят: чуть за двадцать.

А  на этом фото Елена  (слева) и Вера Соллогуб - за круглым столом, - около 1901 года. Похоже, Вера челку не носила...
А на этом фото Елена (слева) и Вера Соллогуб - за круглым столом, - около 1901 года. Похоже, Вера челку не носила...

Итак, скорее всего, вот эта Пасха - 1897 года.

А вот эта - 1898.

Фото из книги "Толстой и Москва". Из открытых источников.
Фото из книги "Толстой и Москва". Из открытых источников.

Татьяна Львовна здесь (возле стены слева, за мужчиной) сидит закутанная в какую-то верхнюю одежду и похоже, что ей нездоровится. Из её Дневника можно узнать, что именно в феврале-апреле 1898 она мучилась зубами, у неё был флюс, и даже пришлось делать операцию. (Но чтобы сидеть в верхней одежде - дома?..).

И та женщина, которую представляют музейщики как всё ту же Елену Соллогуб, выглядит тут более полной и постарше.

1898 год                                                    1896 год.
1898 год 1896 год.

Хотя, у старших девушек сходство есть, конечно. Причёска, высокий лоб... Но у младших сестёр я его почти не нахожу. И - опять же, если это и они, то в других нарядах, не в тех, что в Хамовниках (фото вверху).

И на 24 года старшая на нашем снимке не выглядит. Я бы ей дала 30 с чем-то. И, на мой взгляд, она беременна. А у Елены Соллогуб никогда не было детей, и замуж она не выходила.

Татьяна Львовна Толстая выйдет замуж за Михаила Сергеевича Сухотина в 1899 году. Пока он только жених (или даже ещё и не жених, поскольку ещё не умерла его первая жена?).

М.С. Сухотин. Из открытых источников.
М.С. Сухотин. Из открытых источников.

Сухотин, вроде бы, присутствует на "наших" фотографиях, - у стены.

Здесь Сухотин сидит - 4-й справа.
Здесь Сухотин сидит - 4-й справа.

Хотела сравнить потолок. Но, видимо, он стандартный для того времени, что у нас, что у Толстых.

Потолок в доме в Колпачном, 2-й этаж. Фото 1998 г.           Фото Пасхи 1898 г..
Потолок в доме в Колпачном, 2-й этаж. Фото 1998 г. Фото Пасхи 1898 г..
Фото большой гостиной в Хамовниках. Современный вид. Из открытых источников.
Фото большой гостиной в Хамовниках. Современный вид. Из открытых источников.

Почему ещё этот снимок (т.е., получается, оба (даже три) снимка) относят к 1898 году, - потому что в этом году приехал в Россию из Италии скульптор Паоло Трубецкой. Хотя встречается в интернете информация, что приехал он в 1897, и даже в 1896 году, но всё же чаще упоминается именно 1898 год.

Паоло Трубецкой сидит по левую руку от Л.Н. Толстого.
Паоло Трубецкой сидит по левую руку от Л.Н. Толстого.
Из открытых источников.
Из открытых источников.

Возможно, я не права, что настаиваю, что это не Хамовники, а Колпачный переулок. Но что это две разные Пасхи, в разные годы, - скорее всего, 1897 и 1898, - по-моему, очевидно.

И опять же, обратите внимание на вторую дверь, за первой двустворчатой: откуда она в Хамовниках? Да ещё такая грязная. И свет в неё попадает из окна, которое напротив (а в Хамовниках напротив нет окон). К тому же, видна перекладина оконной решётки, которой в Хамовниках никогда не было, а в Колпачном установили как раз в 1897 году.
И опять же, обратите внимание на вторую дверь, за первой двустворчатой: откуда она в Хамовниках? Да ещё такая грязная. И свет в неё попадает из окна, которое напротив (а в Хамовниках напротив нет окон). К тому же, видна перекладина оконной решётки, которой в Хамовниках никогда не было, а в Колпачном установили как раз в 1897 году.
Окна той самой комнаты, - на первом этаже, два из трёх, третье (справа налево) окно - следующей комнаты. В той самой решётке, которая тогда ещё не менялась с 1897 года (посмотрим, что будет после ремонта).
Окна той самой комнаты, - на первом этаже, два из трёх, третье (справа налево) окно - следующей комнаты. В той самой решётке, которая тогда ещё не менялась с 1897 года (посмотрим, что будет после ремонта).

И, кроме самой четы Толстых, Татьяны Львовны (на 2-х фото), молодого человека, который вот здесь рядом с Татьяной Львовной, может быть, молодого человека, которого мы видим у маленькой двери, и М.С. Сухотина, на фотографиях "двух Пасх" - разные люди. Человек третий слева, вроде бы, Олсуфьев - на фото вверху. Его нет на других фото. А в двух мужчинах с бородой, один из которых с чашкой и блюдцем, я вижу братьев Шнаубертов, - Владимира и Бориса. Фото есть только Бориса Николаевича, и через 12 лет.

Волосы зачёсаны в другую сторону, но, возможно, фото было перевёрнуто? А так похож, вроде... / Из открытых источников.
Волосы зачёсаны в другую сторону, но, возможно, фото было перевёрнуто? А так похож, вроде... / Из открытых источников.

В мужчине в белой косоворотке и пиджаке, с несколько назойливым взглядом, музейщики видят одного из секретарей Толстого, - не помню, кого именно, а фотографию, где все расписаны, куда-то задевала. Сейчас сразу не найду.

Я предполагаю в нём сослуживца, свата и друга нашего прадеда, - Виктора Ивановича Никольского. Он так же, как и прадед, проживал в квартире в Колпачном переулке, поскольку служил по Почтово-телеграфному ведомству.

У нас нет его молодых фотографий, где он ещё не облысел. Есть вот такая, тоже около 1910 года.

Предполагаю В.И. Никольского, - в 3-м справа. В.И. Никольский с женой. Около 1910 г..
Предполагаю В.И. Никольского, - в 3-м справа. В.И. Никольский с женой. Около 1910 г..

Почему я так хочу видеть здесь комнату в Колпачном? Ну, потому что, когда я впервые увидела это фото, - в книге "Толстой и Москва", - у меня зашлось сердце: я узнала вот это пространство между двумя двустворчатыми дверями, - в которое входила тысячу раз! В советское время там продолжали висеть портьеры перед дверями. И стол, - правда, не такой, - но так же длинный, стоял так же, торцом к стене. И так же нас с кузиной за него усаживали... И дверь внизу была немного деформирована, - как, кажется и тогда, за семьдесят почти лет до моего рождения.

Такие дела...