Найти в Дзене
Думократия

... А у нас ликбез идет, вот!

Оглавление

История образования в России, часть 2

В предыдущей статье (ссылка внизу) мы с вами поговорили о том, как от древних времен до правления Николая I в России развивалось образование. Сегодня продолжим начатое и посмотрим на последние 160 лет истории отечественной школы.

***

После Николая I на российский престол взошел его сын, Александр II.

Правление Александра характеризовалось масштабными изменениями во всём государственном устройстве. В то время стало очевидно, что крепостное право тянет Россию на дно, и чтобы справляться с текущими задачами и успешно конкурировать с другими державами, надо сделать упор на промышленном развитии и свободной рабочей силе.

Исходя из этого в 1861 году крестьяне были освобождены, произошли административная, судебная, военная реформы.

Борис Кустодиев, "Чтение манифеста"
Борис Кустодиев, "Чтение манифеста"

Наконец, дело дошло до образования – 1863 году началась череда изменений. Так, была обновлена его структура, которая стала выглядеть следующим образом:

Начальная школа. Задачи этого этапа не особо поменялись в сравнении с предыдущей редакцией, однако теперь учреждение могло быть открыто частным лицом или организацией, а не только государством. Обучение длилось 3 года

Гимназия. Устройство гимназий переформатировалось: теперь их разделили на реальные, где преподавались естественные науки, и классические, с высокой долей гуманитарных наук. Соответственно, отучившись на первом направлении, студенты получали возможность пойти работать на технические специальности или углубить знания в этой области на следующем этапе обучения; второе направление открывало дорогу в университет. Другая важная деталь реформы – теперь официально человек любого сословия мог получить такое образования. Кстати, чуть раньше, в 1862 году девушкам было позволено учиться в гимназиях, т.е. слой женщин, имеющих возможность получить образование, расширялся. Обучение длилось 8 лет

Университеты. Тут стоит сказать лишь то, что Александр II вернул университетам автономию, ограниченную ещё его отцом Николаем. Кроме того, для женщин расширили возможности обучения в университетах – теперь они могли посещать практически любые курсы, правда, в качестве вольных слушателей, а не полноценных студентов.

В общем и целом, система образования, сформировавшаяся в правление Александра II, стала хорошей базой для активного развития России в дальнейшем.

6. Перед революцией

И вполне возможно, что реформы могли продолжиться, если б не трагическая смерть Императора после очередного покушения.

изображение взято с сайта starya.net
изображение взято с сайта starya.net

Впечатленный смертью отца, наследник и новый царь Александр 3 несколько затормозил реформы и направил их в другое русло: во-первых, была (опять) упразднена автономия университетов – они ставились под государственный контроль. Во-вторых, в 1887 году вышел в свет закон, названный позднее “О кухаркиных детях”. Суть его в том, что плата за обучение в гимназии резко повышалась, из-за чего беднякам попасть туда стало почти невозможно. Наконец, в-третьих, крестьянское образование было отдано в ведение Святейшего Синода, а потому начальные школы в основном воспитывали нравственность.

Вместе с этим происходила централизация образования: все учебные программы составлялись в соответствии с единым планом государства, была улучшена система администрирования школ.

Отдельно стоит упомянуть о решениях Николая II. Прежде отмечу, что его правление – предмет многочисленных споров. Так, одни говорят, что Николай был совсем бездарным, а другие наоборот восхваляют каждое движение последнего царя. Истина, как всегда, лежит где-то посередине.

Но факты есть факты, и имеем следующее:

За время правления Николая в России началось широкомасштабное школьное строительство: по разным оценкам количество учебных заведений в России выросло с 70 тысяч в 1896 году до 140 с лишним тысяч в 1917. Задумка была такой, чтобы одна школа собирала детей в радиусе 3,2 километра.

Существенным достижением было создание условий для непрерывного образования. Работало это так, как, в целом, и сейчас: после начальной школы ученик получал возможность поступить в любую среднюю школу, после окончания средней – в гимназию, а из любой гимназии в университет.

Данная система была прогрессивной, т.к. во-первых, у бедных слоев населения стало гораздо больше возможностей для продвижения, а во-вторых раньше все эти ступени обучения стояли несколько обособленно и далеко не везде принимали выходцев из каких-нибудь малых городов и сел.

По данным исследователей у Николая Второго существовал план по полной ликвидации безграмотности до 1922 года, однако по ряду причин этому не суждено было сбыться.

7. Советское образование – лучшее в мире!

И если с первой причиной – Мировой войной – ещё можно было что-то сделать, то две революции подряд повергли страну в полный хаос.

Большевики, быстро взяв власть в свои руки, стали активно преобразовывать страну, подстраивая её под свою идеологию. Одним из первых декретов правительства стало отделение церкви от школы (напомним, что ранее церковь являлась главным институтом воспитания нравственности). Кроме того, образование на всех уровнях объявлялось бесплатным и доступным для всех, в обязанность гражданина вменялось его получение.

изображение взято с сайта drive2.ru
изображение взято с сайта drive2.ru

1920-е годы также были временем смелых экспериментов в школе – на территории СССР массово создавались учреждения, применявшие нестандартные методы воспитания.

В это время в России появляются и детские сады.

Уникальным явлением советской эпохи были рабфаки – рабочие факультеты, готовившие крестьян и пролетариев к поступлению в университеты. Такая программа просуществовала до 30-х годов, а затем была упразднена за ненадобностью. Другое знаковое слово для образования в то время – ликбез. Детей и взрослых всех возрастов собирали в школах, на дому, в административных заведениях и давали базовые знания чтения и письма.

Среди прочих реформ, были организованы вечерние и заочные курсы обучения в техникумах и вузах.

Надо признать, что темп действий был сверхвысоким, однако эффективность страдала: часто в школах отсутствовали условия для обучения, а в вузах почти не осталось преподавателей – интеллигенция или эмигрировала, или была устранена в ходе революции. В результате даже в 1930 году грамотность держалась на уровне 50%.

Новое старое

Начиная с 1930 года бурные рывки заменила постепенная и осмысленная политика в образовании. Вновь выстраивалась иерархия обучения: теперь каждый ребенок должен был учиться 7 лет.

В дополнение к стандартным дисциплинам в школах преподавались такие интересные предметы, как логика, психология, чистописание.

Интересная деталь: незадолго перед началом Великой Отечественной войны у руководства страны были планы вернуть латынь в школьную программу.

В 1958 году “семилетка” была заменена на “восьмилетку”, а если ученик хотел лучше подготовиться к вузу и получению профессии, он мог остаться до 11 класса. Вообще, положение одиннадцатого года обучения долго было шатким: он то вводился, то отменялся, где-то просто не предоставляли такую возможность; но к 1985 году все-таки устоялась система “одиннадцатилетки”

8. Российская школа после перестройки

Развал СССР стал второй за столетие катастрофой разрушения страны. Но жизнь продолжается, и надо было как-то приспособиться к новым условиям демократии и тотальной свободы.

изображение взято с сайта cool-readers.ru
изображение взято с сайта cool-readers.ru

Поэтому теперь образование становится платным: за обучение в вузах и техникумах (даже государственных) надо платить. Да и в школе дела обстоят не лучше: долгое время родители вынуждены были платить не только за питание, но и, по сути, за поддержание здания в нормальном состоянии.

Свободой воспользовались не лучшим образом: книжные полки сразу наполнились самым большим количеством учебников, которые не всегда проверялись по содержанию. Разброд чувствовался и в школах – каждый учитель сам решал, по какому пособию заниматься с детьми.

Увеличился срок обучения: вместо восьмилетки теперь обязательно нужно отучиться 9 классов, ну и по желанию ещё два года.

Несколько изменилась классификация общеобразовательных учреждений: кроме школ существуют лицеи, с углубленным изучением технических и естественных наук, а также гимназии, с гуманитарным уклоном.

Конечно, девяностые годы XX века стали серьезным испытанием для нашей системы образования: многие ученые и профессора эмигрировали в поисках хороших зарплат и нормальной жизни, учителя перешли в другие отрасли, где хоть что-то платили. Но, к счастью, эта ситуация очень скоро начала исправляться.

В 2000 году в школах начали проводить новую форму итоговой аттестации – ОГЭ для 9-х классов и ЕГЭ для 11-х. Такая система довольно быстро прижилась: уже в 2009 году ЕГЭ был официально закреплен в качестве выпускного экзамена для старшей школы, а чуть позже, в 2014, такой же статус получил ОГЭ.

Большее внимание стало уделяться учебной литературе: были разработаны общие планы обучения, а в соответствии с ними составлен список учебников, в которых эти темы упоминаются.

Научно-технические достижения XXI века не обошли стороной такую сферу, как образование. Постепенно во все школы, вузы и ссузы проникли компьютеры, интерактивные доски, интернет, рабочие и групповые чаты и т.д., и т.п. …

Особенно сильно влияние цифровизации мы ощутили в период пандемии: дистанционные занятия и онлайн школы стали главным способом обучения.

И на протяжении всего этого времени происходило строительство новых и ремонт старых школ.

изображение взято с сайта msk.mosreg.ru
изображение взято с сайта msk.mosreg.ru

А что в настоящее время?

Думаю, кто следит за новостями, тому и так всё видно. Во всяком случае, в одной из следующих статей мы ещё вернемся в 2024 год, чтобы выяснить все преимущества и недостатки российской школы.

______________________________________

Если вам понравилась статья, то прошу поддержать канал лайками и подпиской. Кроме того, рекомендую присоединиться к моему телеграм-каналу, где вы сможете получить уведомление о новых публикациях и увидеть короткие реакции автора на текущие события -> https://t.me/POLandSOC

Ссылки на предыдущие статьи:

1) История образования в мире

https://dzen.ru/a/ZursDaaPODQW3JAm?share_to=link

2) История образования в России, часть 1

https://dzen.ru/a/Zv0vHtZ5c39jFAz8?share_to=link

4) Некоторые интересные черты школ мира https://dzen.ru/a/ZwubXQQfF0QP0dNg?share_to=link

5) Отечественные инновации в сфере образования

https://dzen.ru/a/ZwwjQbrcy2FpVFqP?share_to=link