223-ФЗ о закупках простыми словами можно описать как нормативно-правовой акт, который определяет общие принципы закупок со стороны отдельных юридических лиц.
В частности, закон уточняет, кто может стать участником закупок, по каким принципам они проводятся, какие требования должны выполняться.
По 223-ФЗ работают организации, в уставном капитале которых, помимо собственных средств, есть доля государства в размере 50% и больше.
Главная особенность 223-ФЗ — сравнительно небольшой объём требований к проведению госзакупок. Фактически в тексте закона содержатся общие правила реализации подобных мероприятий. Детальные условия их проведения разрабатываются непосредственно заказчиками и подлежат официальному опубликованию.
Закон позволяет заказчикам самостоятельно разрабатывать правила проведения закупочных процедур. Из-за этого участвовать в торгах по правилам 223-ФЗ сложнее — в каждом конкретном случае приходится тщательно изучать документацию и подстраиваться под требования организатора торгов.
А теперь немного подробнее:
Основные документы закупочного процесса по 223-ФЗ
Их всего 5:
- Положение о закупках;
- План закупок;
- Извещение о закупке.
- Документация о закупке;
- Закупочные протоколы;
- Договор по итогам проведения закупки;
- Иные документы.
Положение о закупках.
Публикуется на неопределенный срок, не может противоречить законодательству, обязательно соответствует положениям 223-ФЗ и 135-ФЗ. Содержит базовые нормы, регулирующие закупки организации на всех этапах: от планирования до заключения договора и приемки товаров, работ, услуг. Именно в Положении о закупках определяются возможные способы закупки, как конкурентные, так и неконкурентные, а также случаи их использования, что находит отражение в плане закупок, закупочных процедурах.
План закупок.
По общему правилу публикуется на календарный год, содержит базовые параметры каждой будущей закупки, при этом закупочная документация противоречить ему не может.
План закупки инновационной и высокотехнологичной продукции, лекарственных средств размещается на срок от пяти до семи лет. План закупки у СМП размещается на срок не менее чем три года.
Извещение о закупке.
Действует на время проведения конкретной закупки, не может противоречить ее параметрам, заданным планом, и содержит резюмированное описание условий, которые раскрываются в документации о закупке (при наличии).
Документация о закупке,
в том числе конкурсная документация, аукционная документация и пр. Действует на время проведения конкретной закупки. Комплект документов формируется в соответствии с Положением о закупке и содержит необходимую и достаточную информацию для участия в ней, а также об условиях договора, заключаемого по результатам закупки, в том числе:
- требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам продукции, требования к условиям поставки и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемой продукции потребностям заказчика;
- требования к содержанию, форме, оформлению, составу, сроку действия заявки на участие в конкурентной закупке, инструкцию по ее подготовке;
- требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик и потребительских свойств, его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;
- место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
- сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формулу цены и максимальное значение цены договора, либо цену единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;
- форму, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
- формы, порядок, дату и время окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о конкурентной закупке;
- описание предмета конкурентной закупки в соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ и Положением о закупке;
- предмет закупки с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, за исключением случая, когда невозможно определить количество товара, конкретный объем работ, услуг;
- и другие существенные условия, определенные Положением о закупке заказчика.
Закупочные протоколы,
в том числе протокол подведения итогов закупки, которые фиксируют основные этапы и результат закупки. Не могут противоречить условиям закупочной документации. Итоговый протокол фиксирует также предложение победителя закупки и становится частью заключаемого договора.
Договор по итогам проведения закупки.
Фиксирует соглашение сторон об объеме взаимных обязанностей в рамках поставки товаров, работ или услуг. Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты публикации итогового протокола. Договор не может противоречить условиям закупочной документации и предложению победителя закупки. Если эти условия стороны уточняют по итогам преддоговорных переговоров, то результаты переговоров также публикуются.
Иные документы в ходе исполнения договора,
в том числе дополнительные соглашения об изменениях условий, расторжении договора и др.
Участники закупок по 223-ФЗ и их преференции
Участниками закупок могут быть любые юридические или физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели и самозанятые. Закон № 223-ФЗ предусматривает ряд преференций для отдельных участников:
- для СМП и самозанятых при проведении закупок исключительно для СМП в части предельных размеров обеспечительных мер;
- для поставщиков «отечественных» товаров (из России, Беларуси, Казахстана, Армении, Кыргызстана) — в рамках реализации ПП РФ № 925.
Защищены ли права участников закупок
Поставщики, органы исполнительной власти субъектов РФ и Корпорация развития малого и среднего предпринимательства могут обратиться в ФАС, чтобы подать жалобу в рамках 223-ФЗ на действия заказчика.
Жалоба подается, когда:
- нарушены правила размещения Положения о закупке в ЕИС;
- от поставщиков требуют документы, не предусмотренные закупочной документацией;
- закупка проводится без действующего Положения и применения положений 44-ФЗ;
- в ЕИС опубликована недостоверная информация о годовых объемах закупки у субъектов СМП или она отсутствует.
Жалоба в ФАС также целесообразна, если заказчик нарушил 223-ФЗ или свое Положение о закупке. Такая жалоба рассматривается в течение семи рабочих дней, в то время как жалобу на нарушения антимонопольного законодательства рассматривают в течение месяца (ч. 4 ст. 44 Закона № 135-ФЗ).
Отдельного внимания заслуживает особенность подачи жалобы. Обжаловать действия или бездействие заказчика, комиссии по осуществлению закупки, оператора электронной площадки может в том числе и участник, не участвующий в закупке, но только до момента окончания срока подачи заявок. Жалоба может касаться нарушений установленного порядка размещения информации о закупке и порядка подачи заявок.
После окончания срока подачи заявок обратиться с жалобой может исключительно участник, подавший заявку на участие в закупке (ч. 10, 11 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
Обратите внимание на сроки подачи жалобы:
- три месяца, если договор по итогам процедуры не был заключен или закупка признана несостоявшейся;
- 10 календарных дней в остальных случаях.
Сроки отсчитываются со дня размещения результатов закупки в ЕИС. Если информация о ней не публикуется в ЕИС, то с даты, когда подведены итоги закупки (ч. 4, 5 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ).
Жалобу можно направить почтой, факсом, электронной почтой, курьером или лично.
Участник должен направить жалобу в территориальное управление ФАС России по месту нахождения заказчика.
Но следует направить ее в центральный аппарат ФАС России, если обжалуется:
- закупка стоимостью свыше 1 млрд руб.;
- закупка стоимостью свыше 100 млн руб., проводимая заказчиком, который указан в приложении к Письму ФАС России от 05.07.2019 № ИА/57470/19.