Найти тему
История культуры СССР

Святослав Рихтер:большего безобразия я, пожалуй, не видел и не слышал,

Продолжу публикацию Дневников Рихтера. Оставлю, в основном, его критические замечания. Про глянец пианиста вам расскажут другие.

Март 1983 года

Wiener Opernhaus ( премьера). Верди "Риголетто". 
Джильда-Груберова
Риголетто - Бруссон
Дирижер: Риккардо Мути
Слушал с Б. Азуви
"Большего безобразия я, пожалуй, не видел и не слышал, несмотря на то, что Мути более-менее брал верные вердиевские темпы ( за что ему из публики кричали:" Мути, бу-у! ") (Извините, забыл, исключение была грозы в непозволительно быстром темпе.) И певцы безусловно обладали выдающимися голосами, но они пели (в особенности Груберова) так невыразительно и без всякого чувства, что сочинение (!! Гениальное) теряло всякий смысл... О трогательности никакого помина. Бруссон был обыкновенный Риголетто и делал всё то же самое, что я уже сто раз видел. Герцог был просто идиот. Ну а постановка - пример такой запылённой и бездарной рутины, что дальше уже невозможно...
Самое же страшное, это публика! Она вопила, прикрывала своими криками (истошными) музыку, вела себя как толпа умалишённых и притом, по видимому, получала от этого большое удовольствие.
Не хватало только поставить пулемет.
Мути торжественно принимал поздравления , а Маазель с гордостью продемонстрировал свой директорский кабинет ( он теперь директор Венской оперы).
Как отвратительно и противно всё это! Поздравляю!

Здесь нужно пояснить непосвящённым кто есть кто.

Эдита Груберова / Риккардо Мути
Эдита Груберова / Риккардо Мути

Эди́та Гру́берова (1946-2021), словацкая оперная певица. В Википедии названа: "одна из выдающихся певиц последнего времени". Ну что ж, и у выдающихся бывают неудачи.

Ренато Брузон (1936 г. р) считается "одним из наиболее видных вердиевских баритонов конца XX и начала XXI века".

Рикардо Мутти (1941 г. р). В 1986 году возглавил Миланский театр Ла Скала. Вплоть до 2005 года. Затем Чикагский филармонический оркестр. В 2022 чуть не стал Президентом Италии. ... Однако.

Мюнхен. Апрель.

Кинофильм "Die Fruhligssymphonie" с музыкой Шумана.
Исп: Гидор Кремер, Иво Погорелич, В. Кемпф, Д. Фишер-Дискау и др.
"Музыка, иллюстрирующая этот неплохой фильм, подобрана со вкусом и умением.
Соблюдено чувство меры, что очень редко бывает в "музыкально-биографических" фильмах. В фильме много удач ( и сам Шуман, и Настасия Кинская в роли Клары, и ее отвратительный папаша). Единственный гаф - это роль Мендельсона. Это ужасно. "

Речь идет о фильме "Весенняя симфония". Роль Мендельсона играл актер Андре Хеллер. 

Афиша фильма
Афиша фильма

27/IV

Bayerischer Rundfunk (Студия) (запись с концерта). Рахманинов. Исп.: Владимир Горовиц.
"Исполнение Горовицем (по-видимому уже весьма в летах и не в хорошей форме) совершенно не могу принять - это манерно, грязно, поверхностно, "халтурно" и банально.
Сверхуспех у аплодирующей публики Карнеги-холла".
Владимир Горовиц в расцвете и в зрелом возрасте
Владимир Горовиц в расцвете и в зрелом возрасте

М-да. Интересно, что несколько лет спустя, Перестройка Горбачева на ТВ начиналась с музыки и рассказов о Горовице. Видимо пианист-невозвращенец был связующим мостом между США-старой Россией-СССР. Ведущие с советской стороны , тогда, умилялись в восторге, видя как старец за 80 лет, едва передвигающий ногами, дрыгает пальцами по клавишам. Особенно балдели парни из "Взгляда", будто что-то понимая в классической музыки. Наивному советскому обывателю внушалась нестареющая гениальность эмигранта из Союза. Мол, ТАМ талант точно поддержат. 

А вот позитивная запись в Дневнике:

10/V,

Москва, запись Дебюсси Симфония "Море",
дирижер: Р. Дезормьер.
"Сколько я ни проигрывал эту пластинку, у меня было чувство каждый раз, что это в первый раз ( я проигрывал ее около ста раз) (вульгарно говоря, "до дыр").
Какая редкая удача. Вдохновение поймано техникой, это ведь почти чудо! Не знаю лучшего качества пластинки. А об исполнении нечего говорить - это уникально.
Роже Дезормьер!! "

Увы, я смог найти в интернете только вот этот вариант "Моря". Но, по крайней мере, у моего читателя будет представление чем восхищался Святослав Рихтер.

4/VI 

Домашняя репетиция. Гендель ария из оратории "Самсон", Персель ария из "Королева фей", Брамс "Ода Сафо"
Исп: Эрик Курмангалиев (который впервые был у нас. Ни капельки не волновался, как ни в чем не бывало)
Слушали:
В. Журавлева, Д. Журавлев ,С. Нейгауз, Е. Лелина, И. Антонова, Н. Дорлиак, В. Зива, Ю. Николаевский, Н. Даутов и др.
Приподнятая обстановка !Пожалуй, это больше концерт, чем репетиция.Сначала "необычный" человек и певец поет своим необычным голосом три строгих сочинения. Потом я с Димой Сканави на двух роялях.Кажется, вечер удался, и все остались довольны.Все переходят в столовую. "

Эрик Курмангалиев (1959-2007), обладал редчайшим голосом контртенор и был "не той ориентации". В 90-ые он станет культовой фигурой в сообществе "не тех".

А в том же 1983 году Курмангалиев вместе с Аллой Пугачевой должен был исполнить со сцены консерватории, специально для них написанную Альфредом Шнитке кантату «История доктора Иоганна Фауста».... Аллу Пугачеву заменила солистка Большого театра Раиса Котова.

26/XII

Рождественская елка. Запись Моцарт Соната С dur K.521 ( в четыре руки) исп: С. Р. и Б. Бриттен
Концерт Es dur N22, исп: С. Р
"Гости в традиционный праздник рождественской елки на шестнадцатом этаже по Большой Бронной.
Как угощение .... также музыка... своего рода дисциплина...
И музыка Моцарта , ангельская и блестящая в своем роде.
Соната в четыре руки с Бриттеном, записанная с концерта в Ольдборо ( думаю, что было не больше (!) трех репетиций).
А потом моя "новая" запись концерта с каденцией Бриттена под капельмейстерской палочкой Мути...
Каденция Бриттена спорна .
Каденция Бриттена великолепна! И почему-то так получается , что я ее лучше играю, чем самый концерт. Бэн наверное улыбнулся и промолчал. 
Он такой был симпатичный! "

Ну вы поняли, читатели, смысл последней фразы мастера)

Другое исполнение этой симфонии Моцарта

31/XII 1983

Встреча нового года. Музыкальный вечер. Бриттен. Исп: А. Слободяник и С. Р.
Гости:
Н и А. Слободяник, М. Кавашима, Н. Зархи, В. Сканави, Ю. и Н.Башмет, Н. Гутман, О. Коган, И. Херович, Л. Вильсон
Довольно странная встреча нового года, и много странных гостей - всё совершенно случайно.
Лиза Вильсон из Лондона....
Херович - священник из Локенхауза...
Наша верная Мидори, без которой в Японии ни шагу. Странное и опасное было также наше совместное выступление (единственное!) со Слободяником, но, к счастью, мы не разошлись. Затем опасная ( в смысле ансамбля) виолочельная соната с Наташей.
Стол в комнате с роялями.... не слишком большой порядок. Вино, алкоголь, салаты и еще всякая всячина.
После всего - грязная посуда и мытье ее на Ниночкиной кухне.
В этот вечер гармония не снизошла на Бронную.
Кухня квартиры Святослава Рихтера. Фото лета 2024 года
Кухня квартиры Святослава Рихтера. Фото лета 2024 года

Эти встречи Нового года на 16-м этаже в квартире у Рихтера были традицией. Многие деятели советской культуры мечтали попасть в число избранных. Пока до меня дошли лишь обрывочные воспоминания этих праздников. Если найду что-то достойное моего и вашего интереса, то обязательно опубликую.

Июнь 1984.

Париж. Пуччини III акт из оперы "Турандот". К. Ричарелли, Б. Хенрикс, П. Доминго, дирижёр: Х. фон Караян
"Как же это не понравилось мне! Ползущие темпы, все "слишком" всерьёз, без увлечения, не по-итальянски. И в результате... скучно.
Вот вам и Герберт фон Караян.

Герберт был личность масштабная и оригинальная. С ним связано немало историй. Что касается его взаимоотношений с Рихтером, то как-то они делали совместную запись концерта вместе с Ростроповичем и Ойстрахом. Рихтеру что-то не понравилось и попросил Караяна сделать ещё один дубль, на что Караян его мягко послал, ссылаясь на то, что фотосессия для прессы важнее.

С. Рихтер, М. Ростропович, Г. ф. Караян, Д. Ойстрах
С. Рихтер, М. Ростропович, Г. ф. Караян, Д. Ойстрах

Мюнхен с 10 по 15/VII

Пфицнер "Палестрина" Петер Шрейер, Курт Моль, дирижер: В. Савалиш
"Впечатление от исполнения негативное. Чувствовалось, что это повтор, без досточных репетиций - а оперу не стпвили с прошлого сезона.
Савалиш - поверхностно и неубедительно.
Шрейер в партии Палестерины также неубедительно - это не его дело. Борромео очень хороший, Папа Пий также.Постановка совсем неинтересная ( вот они, оперные будни).
При том, что я так ценю и люблю это произведение, можно представить мое огорчение и разочарование".

Для справки. Вольфганг Заваллиш (1923 — 2013), которого Рихтер записал как Савалиша, немецкий дирижёр и пианист.

Петер Шрайер (1935-2019), на тот момент оперный певец из ГДР. Лауреат двух госпремий ГДР. В 1970 году дебютировал как дирижёр. Специализировался на духовной музыке.

23/VIIII

Юрий Башмет / Святослав Рихтер
Юрий Башмет / Святослав Рихтер
Ярославль-Москва. В машине у Ю. Башмета (магнитофонная лента). Иоганн Штраус Вальс "Ласточки Австрии", "Весенние голоса". Дрижер: Г. фон Караян
Гайдн Концерт С dur для скрипки иикамерного оркестра 
"Юра Башмет, Ниночка, я.
Чудесный солнечный день. Россия. Леса. Ростов. Переславль-Залесский и музыкальное удовольствие от Иогана Штрауса, ну и....Караяна (... Ласточки, выстрелы , и полуденно венское веселье).
Затем после возможного "завтрака на траве" и Юриных попыток сделать "неожиданные" фото опять музыка....
Вот мы уже и ближе к Москве, чувствуется , как люди много сделали, чтобы испортить природу своей страны. "

В наши дни сделали еще больше. В 30 км от столицы, на престижной рублёвке, отдыхающие у реки могут наблюдать верхние этажи новых многоэтажек города Звенигорода и, конечно, соседних Горок X.

Продолжить публикацию Дневников? Дайте знать, читатели. Можно лайками, а лучше комментариями.

Все статьи и С.Рихтере:

Дневники Рихтера | Интересные истории | Дзен