Продолжу публикацию Дневников Рихтера. Оставлю, в основном, его критические замечания. Про глянец пианиста вам расскажут другие.
Март 1983 года
Wiener Opernhaus ( премьера). Верди "Риголетто".
Джильда-Груберова
Риголетто - Бруссон
Дирижер: Риккардо Мути
Слушал с Б. Азуви
"Большего безобразия я, пожалуй, не видел и не слышал, несмотря на то, что Мути более-менее брал верные вердиевские темпы ( за что ему из публики кричали:" Мути, бу-у! ") (Извините, забыл, исключение была грозы в непозволительно быстром темпе.) И певцы безусловно обладали выдающимися голосами, но они пели (в особенности Груберова) так невыразительно и без всякого чувства, что сочинение (!! Гениальное) теряло всякий смысл... О трогательности никакого помина. Бруссон был обыкновенный Риголетто и делал всё то же самое, что я уже сто раз видел. Герцог был просто идиот. Ну а постановка - пример такой запылённой и бездарной рутины, что дальше уже невозможно...
Самое же страшное, это публика! Она вопила, прикрывала своими криками (истошными) музыку, вела себя как толпа умалишённых и притом, по видимому, получала от этого большое удовольствие.
Не хватало только поставить пулемет.
Мути торжественно принимал поздравления , а Маазель с гордостью продемонстрировал свой директорский кабинет ( он теперь директор Венской оперы).
Как отвратительно и противно всё это! Поздравляю!
Здесь нужно пояснить непосвящённым кто есть кто.
Эди́та Гру́берова (1946-2021), словацкая оперная певица. В Википедии названа: "одна из выдающихся певиц последнего времени". Ну что ж, и у выдающихся бывают неудачи.
Ренато Брузон (1936 г. р) считается "одним из наиболее видных вердиевских баритонов конца XX и начала XXI века".
Рикардо Мутти (1941 г. р). В 1986 году возглавил Миланский театр Ла Скала. Вплоть до 2005 года. Затем Чикагский филармонический оркестр. В 2022 чуть не стал Президентом Италии. ... Однако.
Мюнхен. Апрель.
Кинофильм "Die Fruhligssymphonie" с музыкой Шумана.
Исп: Гидор Кремер, Иво Погорелич, В. Кемпф, Д. Фишер-Дискау и др.
"Музыка, иллюстрирующая этот неплохой фильм, подобрана со вкусом и умением.
Соблюдено чувство меры, что очень редко бывает в "музыкально-биографических" фильмах. В фильме много удач ( и сам Шуман, и Настасия Кинская в роли Клары, и ее отвратительный папаша). Единственный гаф - это роль Мендельсона. Это ужасно. "
Речь идет о фильме "Весенняя симфония". Роль Мендельсона играл актер Андре Хеллер.
27/IV
Bayerischer Rundfunk (Студия) (запись с концерта). Рахманинов. Исп.: Владимир Горовиц.
"Исполнение Горовицем (по-видимому уже весьма в летах и не в хорошей форме) совершенно не могу принять - это манерно, грязно, поверхностно, "халтурно" и банально.
Сверхуспех у аплодирующей публики Карнеги-холла".
М-да. Интересно, что несколько лет спустя, Перестройка Горбачева на ТВ начиналась с музыки и рассказов о Горовице. Видимо пианист-невозвращенец был связующим мостом между США-старой Россией-СССР. Ведущие с советской стороны , тогда, умилялись в восторге, видя как старец за 80 лет, едва передвигающий ногами, дрыгает пальцами по клавишам. Особенно балдели парни из "Взгляда", будто что-то понимая в классической музыки. Наивному советскому обывателю внушалась нестареющая гениальность эмигранта из Союза. Мол, ТАМ талант точно поддержат.
А вот позитивная запись в Дневнике:
10/V,
Москва, запись Дебюсси Симфония "Море",
дирижер: Р. Дезормьер.
"Сколько я ни проигрывал эту пластинку, у меня было чувство каждый раз, что это в первый раз ( я проигрывал ее около ста раз) (вульгарно говоря, "до дыр").
Какая редкая удача. Вдохновение поймано техникой, это ведь почти чудо! Не знаю лучшего качества пластинки. А об исполнении нечего говорить - это уникально.
Роже Дезормьер!! "
Увы, я смог найти в интернете только вот этот вариант "Моря". Но, по крайней мере, у моего читателя будет представление чем восхищался Святослав Рихтер.
4/VI
Домашняя репетиция. Гендель ария из оратории "Самсон", Персель ария из "Королева фей", Брамс "Ода Сафо"
Исп: Эрик Курмангалиев (который впервые был у нас. Ни капельки не волновался, как ни в чем не бывало)
Слушали:
В. Журавлева, Д. Журавлев ,С. Нейгауз, Е. Лелина, И. Антонова, Н. Дорлиак, В. Зива, Ю. Николаевский, Н. Даутов и др.
Приподнятая обстановка !Пожалуй, это больше концерт, чем репетиция.Сначала "необычный" человек и певец поет своим необычным голосом три строгих сочинения. Потом я с Димой Сканави на двух роялях.Кажется, вечер удался, и все остались довольны.Все переходят в столовую. "
Эрик Курмангалиев (1959-2007), обладал редчайшим голосом контртенор и был "не той ориентации". В 90-ые он станет культовой фигурой в сообществе "не тех".
А в том же 1983 году Курмангалиев вместе с Аллой Пугачевой должен был исполнить со сцены консерватории, специально для них написанную Альфредом Шнитке кантату «История доктора Иоганна Фауста».... Аллу Пугачеву заменила солистка Большого театра Раиса Котова.
26/XII
Рождественская елка. Запись Моцарт Соната С dur K.521 ( в четыре руки) исп: С. Р. и Б. Бриттен
Концерт Es dur N22, исп: С. Р
"Гости в традиционный праздник рождественской елки на шестнадцатом этаже по Большой Бронной.
Как угощение .... также музыка... своего рода дисциплина...
И музыка Моцарта , ангельская и блестящая в своем роде.
Соната в четыре руки с Бриттеном, записанная с концерта в Ольдборо ( думаю, что было не больше (!) трех репетиций).
А потом моя "новая" запись концерта с каденцией Бриттена под капельмейстерской палочкой Мути...
Каденция Бриттена спорна .
Каденция Бриттена великолепна! И почему-то так получается , что я ее лучше играю, чем самый концерт. Бэн наверное улыбнулся и промолчал.
Он такой был симпатичный! "
Ну вы поняли, читатели, смысл последней фразы мастера)
Другое исполнение этой симфонии Моцарта
31/XII 1983
Встреча нового года. Музыкальный вечер. Бриттен. Исп: А. Слободяник и С. Р.
Гости:
Н и А. Слободяник, М. Кавашима, Н. Зархи, В. Сканави, Ю. и Н.Башмет, Н. Гутман, О. Коган, И. Херович, Л. Вильсон
Довольно странная встреча нового года, и много странных гостей - всё совершенно случайно.
Лиза Вильсон из Лондона....
Херович - священник из Локенхауза...
Наша верная Мидори, без которой в Японии ни шагу. Странное и опасное было также наше совместное выступление (единственное!) со Слободяником, но, к счастью, мы не разошлись. Затем опасная ( в смысле ансамбля) виолочельная соната с Наташей.
Стол в комнате с роялями.... не слишком большой порядок. Вино, алкоголь, салаты и еще всякая всячина.
После всего - грязная посуда и мытье ее на Ниночкиной кухне.
В этот вечер гармония не снизошла на Бронную.
Эти встречи Нового года на 16-м этаже в квартире у Рихтера были традицией. Многие деятели советской культуры мечтали попасть в число избранных. Пока до меня дошли лишь обрывочные воспоминания этих праздников. Если найду что-то достойное моего и вашего интереса, то обязательно опубликую.
Июнь 1984.
Париж. Пуччини III акт из оперы "Турандот". К. Ричарелли, Б. Хенрикс, П. Доминго, дирижёр: Х. фон Караян
"Как же это не понравилось мне! Ползущие темпы, все "слишком" всерьёз, без увлечения, не по-итальянски. И в результате... скучно.
Вот вам и Герберт фон Караян.
Герберт был личность масштабная и оригинальная. С ним связано немало историй. Что касается его взаимоотношений с Рихтером, то как-то они делали совместную запись концерта вместе с Ростроповичем и Ойстрахом. Рихтеру что-то не понравилось и попросил Караяна сделать ещё один дубль, на что Караян его мягко послал, ссылаясь на то, что фотосессия для прессы важнее.
Мюнхен с 10 по 15/VII
Пфицнер "Палестрина" Петер Шрейер, Курт Моль, дирижер: В. Савалиш
"Впечатление от исполнения негативное. Чувствовалось, что это повтор, без досточных репетиций - а оперу не стпвили с прошлого сезона.
Савалиш - поверхностно и неубедительно.
Шрейер в партии Палестерины также неубедительно - это не его дело. Борромео очень хороший, Папа Пий также.Постановка совсем неинтересная ( вот они, оперные будни).
При том, что я так ценю и люблю это произведение, можно представить мое огорчение и разочарование".
Для справки. Вольфганг Заваллиш (1923 — 2013), которого Рихтер записал как Савалиша, немецкий дирижёр и пианист.
Петер Шрайер (1935-2019), на тот момент оперный певец из ГДР. Лауреат двух госпремий ГДР. В 1970 году дебютировал как дирижёр. Специализировался на духовной музыке.
23/VIIII
Ярославль-Москва. В машине у Ю. Башмета (магнитофонная лента). Иоганн Штраус Вальс "Ласточки Австрии", "Весенние голоса". Дрижер: Г. фон Караян
Гайдн Концерт С dur для скрипки иикамерного оркестра
"Юра Башмет, Ниночка, я.
Чудесный солнечный день. Россия. Леса. Ростов. Переславль-Залесский и музыкальное удовольствие от Иогана Штрауса, ну и....Караяна (... Ласточки, выстрелы , и полуденно венское веселье).
Затем после возможного "завтрака на траве" и Юриных попыток сделать "неожиданные" фото опять музыка....
Вот мы уже и ближе к Москве, чувствуется , как люди много сделали, чтобы испортить природу своей страны. "
В наши дни сделали еще больше. В 30 км от столицы, на престижной рублёвке, отдыхающие у реки могут наблюдать верхние этажи новых многоэтажек города Звенигорода и, конечно, соседних Горок X.
Продолжить публикацию Дневников? Дайте знать, читатели. Можно лайками, а лучше комментариями.
Все статьи и С.Рихтере: