Найти в Дзене

"Любовь поэта" Роберта Шумана. Часть 1

Проживем эту музыку вместе? 1840-й год в жизни великого Роберта Шумана называют "годом песен" - за считанные месяцы он написал более 100 вокальных миниатюр. Причина вдохновения прозаична и прекрасна - композитор наконец соединился браком с Кларой Вик - возлюбленной, которая была на 9 лет младше него. Не просто женился, а добился судебного решения о том, что их брак легитимен - отец Клары, Фридрих Вик, был сильно против. Примерился тесть с зятем только три года спустя, в 1843 году. Вот только не бывает вокальных циклов о счастливой и безоблачной любви - контекст эпохи сказывается. Романтический герой должен страдать, должен пережить измену, одиночество, разлуку. Собственно, безоблачной история отношений у Роберта и Клары не была. Но то, что запечатлено в музыке... Это выходит далеко за рамки жизнеописания отношений композитора и его жены. История в этом вокальном цикле - не только о любви, но и глубочайшая притча о принятии себя. Эта музыка тонких нюансов, эмоциональных полутонов и, пр
Оглавление

Проживем эту музыку вместе?

1840-й год в жизни великого Роберта Шумана называют "годом песен" - за считанные месяцы он написал более 100 вокальных миниатюр. Причина вдохновения прозаична и прекрасна - композитор наконец соединился браком с Кларой Вик - возлюбленной, которая была на 9 лет младше него. Не просто женился, а добился судебного решения о том, что их брак легитимен - отец Клары, Фридрих Вик, был сильно против. Примерился тесть с зятем только три года спустя, в 1843 году.

Вот только не бывает вокальных циклов о счастливой и безоблачной любви - контекст эпохи сказывается. Романтический герой должен страдать, должен пережить измену, одиночество, разлуку. Собственно, безоблачной история отношений у Роберта и Клары не была. Но то, что запечатлено в музыке... Это выходит далеко за рамки жизнеописания отношений композитора и его жены.

История в этом вокальном цикле - не только о любви, но и глубочайшая притча о принятии себя. Эта музыка тонких нюансов, эмоциональных полутонов и, при этом, высшей экспрессивности. Здесь - исповедь Шумана с одной стороны и полет его неудержимой фантазии с другой.

Говорить об этой музыке - дело неблагодарное - ее надо просто слушать и подмечать некоторые особенности.

№1. "В сиянии теплых майских дней"

Растворитесь в первых звуках фортепианного вступления. Космос.

Вокальный цикл ''Любовь поэта'' - №1 ''В сиянии теплых майских дней''.mp3

Первая песня цикла - мир абсолютной гармонии. Нет, здесь нет юношеского восторга любви. Это и есть самое сокровенное чувство любви - сладкая тоска, ожидание грядущей встречи с любимой. Лирический герой только на пороге своего нового путешествия.

Томлений слышен громкий пульс,
Тепло любви ласкает душу,
И проникает в разум грусть,
Хоть радостно весну мне слушать.
Ст. Генриха Гейне здесь и далее (пер. Т. Сорокиной)

№2. Цветов венок душистый

Вокальный цикл ''Любовь поэта'' - №2 ''Цветов венок душистый''.mp3
Из слёз моих много родится
Роскошных и пёстрых цветов,
И вздохи мои обратятся
В полуночный хор соловьёв.
(пер. А. Фета)

Удивительно, что по характеру и складу письма этот номер очень напоминает протестантский хорал - сокровенную молитву. Вот только герой не молится. Он с созерцанием думает о прошлом, которое принесло ему много слез. Почему - мы не знаем, да это и не важно. Это еще одна особенность романтической поэзии - чем меньше деталей мы знаем о герое, тем больше мы сопоставляем с ним себя.

Запомните эту особенность мышления лирического героя! Смотря в будущее, он думает, что его прошлое остается с ним навсегда и послужит ему на пользу. Но пока он смотрит в прошлое, он там и остается, разве нет?

№3. И розы, и лилии

Вокальный цикл ''Любовь поэта'' - №3 ''И розы, и лилии''.mp3

Ну вот, наконец! Восторг любви! Мимолетная вспышка безудержного, почти юношеского счастья!

А есть ли у него причины, друзья? Сообразно тексту, кажется что нет.

Роза, лилия, голубка, солнце -
Я любил их всех когда-то в блаженстве любви.
Я больше не люблю их, я люблю только
малютку, красоту, чистоту,  одиночество;
Она и есть наслаждение любовью.

Почему и в кого герой влюбился, как к нему относится его возлюбленная? Цикл практически не даст ответов на этот вопрос - да и обратите внимание, что уже третья песня цикла пролетает как видение, не подкрепленное никакими размышлениями. Переживая радость в этом номер вместе с лирическим героем, подумайте, а чем она вообще вызвана? Не беспочвенны ли все его эмоции?

Ответим на этот вопрос в следующей статье о вокальном цикле "Любовь поэта"...