Люди часто неправильно понимают капитализм. Марксисты прожужжали вам все уши рассказами о плохом капитализме, но так и не объяснили, что это на самом деле. Придётся это исправить.
Если говорить о самой сути капитализма, то её можно описать одним словом — обмен.
Вот определение из Википедии — взял для простоты.
Капитали́зм — социальная и экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Главным критерием для принятия экономических решений является стремление к увеличению капитала, к получению прибыли
Что здесь ключевое? Не частная собственность, нет. Не ридическое равенство. Здесь главное — увеличение капитала за счёт прибыли.
А что такое капитал? «Капита́л — стоимость, используемая для получения прибыли посредством производственной и экономической деятельности, основанной на добровольном обмене.»
Видите? Капитал — это результат добровольного обмена. Строго говоря, обмен может быть только добровольным, ведь всё остальное — это уже не обмен. Если вас к чему-то принуждают (например, купить ненужную консерву вместе с нужной колбасой, как бывало в СССР), то это уже не обмен. Так что «добровольный обмен» — это масло масляное, но не будем придираться.
Сила обмена
Итак, ДНК капитализма — это обмен. И, по своей сути, любой капиталист это торговец, меняла. И появился капитализм не в 15-16 веке в Европе, а ещё в неолите, или даже раньше. Когда два племени догадались, что меняться чем-то выгоднее, чем воевать.
Допустим, у вас есть кремень, из которого можно сделать уйму полезных инструментов, а у нас красивые ракушки, в которых удобно запекать мясо. Мы можем устроить набег на вас и забрать кремень. Вы можете напасть на нас ради ракушек.
Но тут есть риск — а вдруг набег будет неудачным? Кого-то убьют, кого-то ранят. Но и тем, кто подвергся набегу, радости от победы мало — у них тоже кто-то погиб, кто-то ранен. Из-за этого всем тяжелее добывать еду, всем стало хуже жить.
Даже если грабёж будет успешным, то в долгосрочной перспективе могут возникнуть проблемы. Например, племя с ракушками может откочевать куда-нибудь с насиженного места. Они тратят ресурсы на передвижение. Второе племя вынуждено теперь самостоятельно тратить ресурсы на добычу этих раковин (а ведь туда ещё дойти надо!). Всем невыгодно.
Вот и в чьей-то нечёсаной голове появляется светлая идея — лучше не воевать, а менять. Всем — выгодно. Никто не ранен, все живы, от переизбытка избавились, нужное получили. Красота!
Конечно, я упрощаю. После появления светлой идеи обмена грабёж и войны не прекратились — дуракам часто кажется, что отобрать лучше, чем обменяться. Но моя задача сейчас заключается не в обзоре мировой истории, а в объяснении сути капитализма. Итак, обмен выгоден.
Перенесёмся в железный век. Вот у нас есть деревня землепашцев. Далеко от них — поселение рудокопов. А между ними — торговцы. Они берут излишек железных изделий у рудокопов, везут к землепашцам и меняют на излишек еды. Еду привозят к рудокопам.
Всем стало лучше: у крестьян появился железный инструмент, они могут добывать больше еды, у рудокопов появилась еда, они могут добыть больше железа. У торговцев появилось и то, и другое, они могут отправиться, скажем, в деревню портных.
Более того, системе стало лучше, в ней появился дополнительный продукт. Он и называется прибыль. У крестьян прибыль — это железный инструмент. У рудокопов — это еда. У торговцев и то, и другое. У них прибыли — разные. Это и есть капитализм. Обмен. в результате которого появляется прибыль.
Ещё раз подчеркну. Обменом я называю ТОЛЬКО добровольный обмен. Любое насилие или обман во время обмена будет являться ГРАБЕЖОМ. И любой грабёж в любой форме является антикапиталистическим действием, поскольку обедняет систему в долгосрочной перспективе. Эти вещи понятны даже маленьким детям.
А как же производство?
Мне марксисты уже плешь проели со своей прибавочной стоимостью: наёмный пролетарий производит товар полдня для себя, а за вторую половину дня у него злой буржуй забирает часть стоимости и вот это вот всё. Это не так.
Произвести мало. Само по себе производство не приводит ни появлению прибыли, ни даже к появлению стоимости. Вы можете производить что угодно и в каких угодно циклопических количествах. Если вы не можете это обменять, прибыли у вас не будет. Прибыль появляется только после обмена.
Самый простой пример: песка в пустыне миллиарды тонн, бери да пользуйся, даже производить не надо. Почему-то это не приводит к резкому обогащению владельцев пустынь. Потому что этот песок нужно обменять на что-то ценное для вас. А это уже совершенно другая по сложности и трудности задача.
Поэтому все аргументы в стиле “мы пахали, я и трактор, нам положено!” не прокатывают. Чтобы получать прибыль при капитализме вы должны делать что-то полезное для других людей. И оценивать эту полезность будете не вы измерением своей усталости от процесса. А другие люди. И оценивать они будут рублём.
Следовательно, производство нам нужно для того, чтобы было чем обмениваться с другими людьми. Без обмена это либо натуральное хозяйство, либо развлечение.
Именно поэтому нужен анализ рынка (а что другим людям нужно), маркетинг (объяснить ценность своего предложения), сравнение с конкурентами (вдруг кто-то уже производит то же что и ты, только лучше и просит за него меньше) и так далее.
Для чего нужны капиталисты
Место, где происходит обмен, называют рынком. Я уже говорил, что первые капиталисты появились при обмене. И до появление капиталистов никакого рынка железных инструментов и еды не было. Грабители рынка не создали, они пришли и отобрали что-то что принадлежало другим людям.
Если нет обмена, если есть только грабёж, то у всей системы будут большие проблемы:
— такое общество не будет изобретать ничего кроме средств грабежа, все остальное будет подсматривать или отбирать у ограбленных.
— окружающие общества перестанут общаться с обществом-агрессором и организуют союз против него.
— подобная схема отбрасывает всю систему, всё человечество назад в развитии.
Капитализм заинтересован в обмене, капитализму не выгодна автаркия. Без обмена с окружающими сообществами автаракия. будет отставать от остального человечества. Просто потому что человечество больше и оно активно обменивается. А автаркия нет.
Всё, что препятствует обмену — это плохо. Грабители очень мешают, поэтому капитализму хочет от них избавиться. Но как я уже говорил, дураки уверены, что грабёж выгоднее. И не каждый торговец, не каждый капиталист является умным человеком. Всегда может показаться, что куда лучше ограбить (обмануть, украсть), чем обменяться.
Нужно что-то, что не позволяло бы дуракам соблазняться на грабёж. Этим «чем-то» является государство.
Для чего нужно государство
Итак, в идеальном мире розовых пони и безопасных водителей электросамокатов у нас происходит очень плодотворный и развивающий обмен товаров и услуг между людьми и обществами. Всё добровольно и честно.
Но мы знаем, что на практике есть плохие парни, которые стремятся нажиться за счет других людей. И вместо честного обмена они хотят отобрать у других людей что-то путем грабежа. Или мошенничества, это тоже грабёж, только более интеллектуальный .
И поэтому нам нужен арбитр, судья, который будет определять какая сделка честная, а какая нет. И в случае нечестных сделок штрафовать плохих парней за попытки грабежа.
При этом у нас есть две стороны сделки, они субъектны, у каждой из них своё понимание честности, справедливости, прибыли. Поэтому арбитр должен быть максимально объективен, а сделка максимально прозрачна. То есть арбитр должен задавать одинаковые правила для всех, при этом иметь возможность определять плохих парней, нейтрализовывать и перевоспитывать или, в худшем случае, наказывать их. И это очень сложная и трудоёмкая задача.
И именно таким арбитром является государство. Гражданство для государства является подписью, согласием гражданина соблюдать правила, которое пишет государство для всех. Государство по этим правилам обладает насильственным, некапиталистическим аппаратом, чтобы определять, нейтрализовать и перевоспитывать или наказывать плохих парней. Вызвано это не выдуманной “классовой борьбой”, а наличием плохих парней. Посмотрите какие-нибудь криминальные сводки: сразу поймёте как много людей хочет отобрать у вас всё, что есть, и ничего не дать взамен.
И государство на данный момент это лучшее из имеющихся решений. Не потому что оно идеальное, а потому что все остальные еще хуже. Например, анархия, и война кучи разношёрстных банд грабителей друг с другом.
Выводы
Капитализм это лучшая система, которая у нас есть на данный момент. Ее основа это обмен, который приводит к тому, что все стороны этого обмена начинают жить лучше, чем жили до него. Это называется прибыль.
Чтобы получить максимум прибыли нужно учиться обмениваться с другими людьми. Чем лучше вы умеете обмениваться, чем лучше вы понимаете и решаете проблемы других людей, тем более богатым вы будете.
Обмен не приводит к обеднению других людей. К обеднению других людей приводит грабёж (обман, мошенничество, воровство и так далее) со стороны плохих парней. Государство следит, чтобы эти плохие парни получили по заслугам. Но и вы держите нос по ветру — государство институт относительно молодой, бюрократизированный и медлительный.
------------------------
Если согласны, ставьте лайк. Если нет — пишите в комментариях свои возражения. Я не марксист, я спокойно отношусь к чужому мнению, даже ошибочному
Мой телеграм-канал
https://t.me/ZloyCapitalistOfficial
Поддержать автора канала можно здесь
https://www.donationalerts.com/r/zloycapitalist