Найти тему
Мужские Мысли

Огненное испытание Лота: борьба добра и зла на холсте Дюрера

Оглавление

В истории искусства есть произведения, которые становятся символами борьбы добра и зла, света и тьмы. Одно из таких творений — картина Альбрехта Дюрера «Бегство Лота». Это масштабное полотно, созданное в конце XV века, до сих пор поражает зрителей глубиной смысла и мастерством исполнения.

Альбрехт Дюрер «Бегство Лота» (1496–1499) Дерево, масло. 52,4 × 42,2 см
Национальная галерея искусства, Вашингтон.

«Бегство Лота» написано на обратной стороне панели «Мадонны Халлер» (1496 - 1499). 

Поскольку обе сцены на картине не связаны между собой, было высказано предположение, что они предназначены для частного почитания. Каждая из них изображает пример праведной жизни и Божьей милости.

Согласно другой интерпретации, картина изначально была частью диптиха, на котором также был изображён заказчик. Лот и его дети находились на левой панели.
Альбрехт Дюрер «Бегство Лота» (1496–1499) Дерево, масло. 52,4 × 42,2 см Национальная галерея искусства, Вашингтон. «Бегство Лота» написано на обратной стороне панели «Мадонны Халлер» (1496 - 1499).  Поскольку обе сцены на картине не связаны между собой, было высказано предположение, что они предназначены для частного почитания. Каждая из них изображает пример праведной жизни и Божьей милости. Согласно другой интерпретации, картина изначально была частью диптиха, на котором также был изображён заказчик. Лот и его дети находились на левой панели.

Сюжет картины основан на библейской истории о Лоте, который был предупреждён Богом о грядущем разрушении Содома и Гоморры. Жители этих городов были известны своим развратом и безнравственностью, и Бог решил наказать их за грехи. Лоту было приказано покинуть город и уйти в горы.

На картине Дюрер изобразил момент, когда Лот и его семья покидают Содом. Они бегут от огненного столба, который поднимается над городом. Этот столб — символ Божьего гнева и возмездия за грехи жителей Содома.

Дюрер мастерски передал атмосферу страха и тревоги, которая царит на картине. Лица персонажей напряжены, их движения быстры и хаотичны. Кажется, что они не знают, куда бежать и как спастись от огненного столба.

Когда Лот стоял у ворот Содома, к нему пришли два ангела, чтобы убедиться в правдивости слухов о происходящем в городе. Лот с радостью пригласил гостей в свой дом, но они отказались, предпочитая спать на улице. Однако Лот был настойчив, и в итоге ему удалось уговорить ангелов. Он приготовил для них угощение и испек пресные хлеба.

Но не успели они лечь спать, как жители города пришли к дому Лота и потребовали выдать им гостей, чтобы «познать» их. Лот вышел к содомлянам и отказался, предложив им взамен двух своих дочерей, чтобы они могли делать с ними всё, что захотят.

Это предложение не понравилось жителям города, и они начали проявлять агрессию по отношению к Лоту. Тогда ангелы ослепили содомлян, а Лоту и его семье велели покинуть город, так как он будет разрушен.

Зятьям, которые взяли в жёны дочерей Лота, это показалось шуткой, и из Содома вышел только Лот, его жена и две дочери. Ангелы приказали им бежать на гору, не останавливаясь и не оглядываясь, чтобы спасти свои души.

Но Лот заявил, что на горе он не сможет спастись, и решил спрятаться в городе Сигор. Бог согласился с этим решением и оставил Сигор нетронутым.

По дороге Лот нарушил указания и обернулся, и его жена превратилась в соляной столб, который можно увидеть на среднем плане картины.

Выйдя из Сигора, Лот поселился в пещере под горой вместе с дочерьми. Дочери, оставшиеся без мужей, решили напоить отца и переспать с ним, чтобы родить от него детей и восстановить свой род.

Сначала так поступила старшая дочь, а на следующий день — младшая. Обе забеременели от своего отца.

Старшая родила Моава, предка моавитян, а младшая — Бен-Амми, предка аммонитян.

Однако в этой сцене есть и другой смысл. Дюрер показывает, что даже в самых сложных ситуациях человек может сохранить свою веру и надежду. Лот и его семья бегут от огненного столба, но они не теряют надежды на спасение.

Картина «Бегство Лота» стала одним из самых известных произведений Альбрехта Дюрера. Она была написана в период, когда художник искал новые художественные приёмы и экспериментировал с композицией и цветом. В этой картине Дюрер сумел соединить реалистические элементы с символизмом, что делает её уникальной в его творчестве.

Сегодня «Бегство Лота» можно увидеть в разных музеях мира. Эта картина продолжает вдохновлять художников и зрителей своей глубиной смысла и мастерством исполнения. Она напоминает нам о том, что даже в самые трудные моменты жизни можно сохранить веру и надежду на лучшее.;

О нём

Альбрехт Дюрер родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге, в семье ювелира Альбрехта Дюрера Старшего и Барбары Хольпер. В семье было восемнадцать детей, но некоторые умерли. В 1524 году были живы трое: Альбрехт, Ханс и Эндрес. Альбрехт был третьим ребёнком и вторым сыном. Его отец, венгр по происхождению, фамилию Айтоши перевёл на немецкий как Türer, которая впоследствии стала писаться Dürer. Мать Альбрехта, Барбара, была благочестивой женщиной и много болела. Крёстным отцом Дюрера стал Антон Кобергер.

Альбрехт Дюрер (нем. Albrecht Dürer; 21 мая 1471, Нюрнберг — 6 апреля 1528, там же) — немецкий живописец, рисовальщик и гравёр, один из величайших художников Северного Возрождения. 
Признанный крупнейшим европейским мастером ксилографии, Дюрер поднял её на уровень настоящего искусства. Он стал первым теоретиком искусства среди североевропейских художников и автором практического руководства по изобразительному и декоративно-прикладному искусству на немецком языке. В этом руководстве он пропагандировал необходимость разностороннего развития художников.

Дюрер также оставил заметный след в военно-инженерном деле, разработав теорию фортификации. Он стал первым европейским художником, написавшим автобиографию. Гравюры Дюрера широко представлены в музейных и частных собраниях.
Альбрехт Дюрер (нем. Albrecht Dürer; 21 мая 1471, Нюрнберг — 6 апреля 1528, там же) — немецкий живописец, рисовальщик и гравёр, один из величайших художников Северного Возрождения. Признанный крупнейшим европейским мастером ксилографии, Дюрер поднял её на уровень настоящего искусства. Он стал первым теоретиком искусства среди североевропейских художников и автором практического руководства по изобразительному и декоративно-прикладному искусству на немецком языке. В этом руководстве он пропагандировал необходимость разностороннего развития художников. Дюрер также оставил заметный след в военно-инженерном деле, разработав теорию фортификации. Он стал первым европейским художником, написавшим автобиографию. Гравюры Дюрера широко представлены в музейных и частных собраниях.

Дюреры снимали половину дома у юриста Иоганна Пиркгеймера, с сыном которого, Виллибальдом, Дюрер Младший дружил всю жизнь. Благодаря ему Дюрер вошёл в круг нюрнбергских гуманистов.

С 1477 года Альбрехт посещал латинскую школу и занимался живописью в мастерской Михаэля Вольгемута, где освоил гравирование по дереву. У Вольгемута Дюрер создал гравюру «Танец смерти».

Учёба завершилась странствиями, которые продолжались до 1494 года. Дюрер объездил Германию, Швейцарию и Нидерланды. В 1492 году Дюрер посетил Кольмар, где работал в мастерской Мартина Шонгауэра. Позднее переехал в Базель, где создал гравюры для изданий «Писем св. Иеронима» и «Корабля дураков».

В 1494 году Дюрер вернулся в Нюрнберг и женился на Агнесе Фрей, дочери Ханса Фрея. Семейная жизнь Дюрера не сложилась, брак был бездетным.

В 1494—1495 годах Дюрер путешествовал по Италии, где познакомился с творчеством Мантеньи, Полайоло, Лоренцо ди Креди и Беллини.

В 1495 году Дюрер открыл мастерскую и создал гравюры для издателей Кобергера, Гольцеля и Пиндара. В 1498 году Кобергер издал «Апокалипсис», для которого Дюрер создал 15 ксилографий. В 1500 году выпустил «Страсти св. Бригитты».

Дюрер общался с гуманистами Нюрнберга и украсил своими рисунками 14 книг из библиотеки Пиркгеймера. Он создал живописные портреты своего отца, Фридриха III и автопортрет.

В последние годы Дюрер создал множество гравюр на дереве и на меди. Он работал над иллюстрациями для изданий Росвиты и продолжил изучать античное искусство.

Дюрер умер 6 апреля 1528 года в Нюрнберге.

Материалы по теме