Найти в Дзене

Трансформационная игра "ЛИЛА": от истории создания до наших дней

Оглавление

Игра "Лила", название которой с санскрита можно перевести как "Божественная Игра", считается прародительницей современных трансформационных игр. Она имеет индийские корни и богатую историю.

Изначальное название этой игры – Джняна-чаупада (джняна – знание, чаупада – игра в кости). Эта игра предназначалась для изучения принципов Дхармы - важнейшего понятия в индийской философии.

Игровое поле символизировало жизненный путь игрока, иллюстрированный добродетелями (ступенями) и изъянами (змеями). Цель игры - познавая свои внутренние состояния и освобождаясь от страстей, переходить от нижних уровней сознания к более высоким.

В мировых музеях находится десятки вариантов досок для игры, большинство из которых найдены в разных регионах Индии, Непала, Бирмы, Тибета.

Разнообразие версий игры ЛИЛА

На протяжении истории в различных культурах существовали разные версии оригинальной игры, но все они сохраняли ее основную структуру и механику:

  • Джайнистская классическая версия: самая древняя из сохранившихся датирована 1735 годом; цель в джайнизме - достичь нирваны, высшего состояния просветления;
  • Индуистская версия: была наиболее популярной среди браминов; цель в индуизме - освобождение от цикла рождений и смертей;
  • Мусульманская (суфийская) версия от XVII - XVIII вв.: цель - очищение сердца от дурных качеств;
  • Непальская версия: на поле изображены различные божества, демоны и мифологические существа; цель - обучение нравственности и достижение нирваны;
  • Буддийская версия: змеи-изъяны на поле представлены в 4х цветах: красные - агрессия, зеленые - зависть и ревность, синии - печаль, черные - невежество; цель - преодоление страданий и достижение нирваны.

Восточная философия приходит на Запад

Индийская игра была привезена в Англию в конце XIX века во времена британского колониального правления. Изначально индийская символика сохранялась, но постепенно игра адаптировалась под викторианскую мораль.

-3

В западной адаптации "Змеи и лестницы" (Snakes & Ladders) уравняли количества змей и лестниц: в индийской версии змей было больше, чем лестниц, но согласно протестантской морали, для каждого порока должна существовать возможность искупления. Изначально эта игра предназначалась для взрослых, затем ее адаптировали для детей с целью обучения связи между причиной и следствием.

Современную индийскую версию игры "Лила" впервые описал в 1974 году знаток и хранитель индийской традиции Хариш Джохари (Harish Johari) в своей книге "Лила - игра самопознания" (Leela - the game of Cosmic Consciousness). Он популяризировал идею объединения учений индуизма с научными достижениями западного мира в одну целостную философскую систему.

Современная игра "Лила" адаптирована для западного менталитета, хотя сохраняет свою первичную концепцию и философию. В последнее десятилетие интерес к ней снова возрос.


Сегодня “Лила” используется в различных целях:

  • Как инструмент психологической помощи
  • В качестве пути духовного развития
  • Для развлечения

Структура и процесс игры

Игра "Лила" имеет структуру, которая отражает философский и духовный смысл. Это инструмент, развивающий понимание взаимоотношений индивидуального "я" с Абсолютным "Я". Прохождение через игру с сохранением этой позиции помогает игроку освободиться от иллюзии, крепко опутавшей его личность, и увидеть свою жизнь как отражение макрокосма.

Основные элементы игрового поля:

  • поле состоит из 72 клеток с различными аспектами человеческого опыта и состояния сознания; оно делится на 8 горизонтальных уровней по 9 клеток на каждом из них; первые 7 уровней соответствуют 7 чакрам человека, а высший восьмой уровень соотносится с божественным (космическим) сознанием;
  • на поле изображены Змеи, которые символизируют изъяны и падения в духовном развитии, и Стрелы, олицетворяющие добродетели и духовные взлеты;
  • для определения количества ходов используются игральные кости с 6 гранями.
-4

Игроки двигаются по доске согласно выпавшим на костях числам, от клетки к клетке. Клетки поля названы на санскрите, и нет прямого точного перевода на русский язык. Поэтому существует много интерпретаций, и игрокам предлагается не заострять внимание на переводе, а стараться вникнуть в суть данной клетки. Попадая на ту или иную клетку, игрок начинает обдумывать идеи и концепции, связанные с названием данного поля, до тех пор, пока снова не придёт его очередь бросить кость, чтобы перейти к следующему состоянию.

При попадании на начало стрелы игрок поднимается к ее острию, продвигаясь к верхним уровням; при встрече же со змеей игрок опускается вниз и продолжает игру уже с нижних уровней. Структура игры Лила создана таким образом, чтобы отражать жизненный путь человека, его духовное развитие и трансформацию сознания. Каждая клетка, змея и стрела имеют свое значение, которое игрок должен понять и интерпретировать в контексте своего жизненного опыта и заданного в начале игры вопроса.

Современная игра “Лила” используется для самопознания и личностного роста, помогает прорабатывать ограничивающие убеждения, травмы и находить новые пути решения проблем. Она хорошо сочетается с психологическими практиками, элементами коучинга и психотерапией.

💬 Делитесь в комментариях своим личным опытом участия в игре “Лила” - как оно было, что понравилось или нет.

Приглашаю вас в свой Телеграм-канал, где вы можете поучаствовать в них онлайн бесплатно и узнать что-то новое и интересное по психологии игр.

Зинаида Стрепетова, практический психолог, игротерапевт