6-8 месяцев — это переходный возраст: физический рост малыша замедляется, социальный интеллект растет, видны некоторые черты характера.
Развивается наш нынешний младенец еще более плавно, поэтапно, чем третий сын. Никаких скачков, как у старших братьев с РАС у него пока и близко нет.
На его примере мы видим как много пропусков было у старших детей в развитии. Ничего хорошего эти пропуски и скачки детям не принесли. Потом вскрылось, что за скачками стоял гипертонус, слабая нервная система, неравномерное (парциальное) развитие мозга и тела.
К примеру, у первенца с РАС за социальность мы принимали режим импульсивного "радио". Когда ребенок в семье один ошибиться в его оценке, придумать то, чего нет, родителям легко. Когда детей в семье прибавляется, то иллюзий убавляется.
- Первые зубы.
Первый зуб прорезывался у всех моих детей в интервале 5,5 — 6,5 месяцев. Независимо от того, какой у кого был статус относительно аутистического спектра.
Зубы беспокоили сына с четырех месяцев, в пять месяцев вдруг беспокоить перестали, и вот, когда оставалось несколько дней до семи месяцев, прорезался первый зуб.
В семь месяцев зубов было уже четыре. В восемь прорезались еще два. К году должны прорезаться еще два, то есть всего должно быть восемь, если следовать моей генетике.
Чем старше ребенок, тем медленнее и безболезненнее вылезают зубы.
Есть мамы, уверенные, что детям в период прорезывания первых зубов ничего кроме объятий не нужно. И есть те, кто считает, что не давать детям в этот период медикаменты — жестоко.
Споры связаны с тем, что либо у мам было детей мало, либо все они были "как на подбор" одного роста, веса, генетической линии развития.
У меня четверо детей, но генетических линеек две: схожи между собой первый и третий, второй и четвертый. Насмотрелась на всякое при прорезывании зубов.
Нынешний младенец — "золотая середина": основные страдания у него происходят ближе к ночи. Прорезыватели его не заинтересовали.
Гель при прорезывании зубов, свечи на ночь, частые объятия и прикладывания к груди — вот, что приносило сыну облегчение.
- Прикорм.
Сын с самого начала был на смешанном вскармливании, более 90% питания составляло грудное молоко. В 7 месяцев сын отказался от смеси совсем, ее место занял прикорм.
С прикормом сын знаком уже пару месяцев. Кушает руками более или менее аккуратно, жует все более эффективно, глотает с ложки, пьет из трубочки.
Но случаи, когда по неопытности пытается запихать в рот больше, чем пережевать, еще бывают. Оставлять его одного с едой нельзя ни на миг.
С 6 месяцев в рационе:
- хлеб твердой текстуры (со сливочным маслом и без),
- детский творожок с наполнителем (груша, банан, черника, яблоко),
- сырые фрукты (банан, яблоко),
- детские пюре (овощи, пюре),
- детские каши 6+ особо мелкого помола,
- обычное, но качественное печенье, без вредных добавок (овсяное, песочное); обычный витаминный крекер в виде фигурок зверей (не покупаем специальные печеньки для малышей).
С 8 месяцев частично осваивает кусочковое питание и общий стол.
Предлагаю немного обычной, недосоленой каши (овсяной, гречневой, рисовой), картофельное пюре недосоленое, на воде. Не каждый день.
Яйца не предлагали, подождем. У первенца с РАС был отек Квинке на яйцо.
Мясо в баночках сыну не нравится. Подождем еще немного, когда можно будет предложить котлеты и фрикадельки кусочками.
Наличие 6 зубов позволяет ребенку лихо грызть сушки и прожевывать мягкий лаваш.
Мягкий хлеб отщипываю и выдаю по чуть-чуть, по мере прожевывания и сглатывания, чтобы сдоба во рту не превратилась в единый кусок теста и не перегородила ребенку дыхательные пути.
Я очень надеюсь, что у сына обойдется без РПП (расстройство пищевого поведения) — частый диагноз при аутизме. Посмотрим, как дальше будет расширяться его рацион питания.
- Допаивание.
До 6 месяцев не допаивали, не было необходимости:
- не было запоров,
- не было признаков обезвоживания,
- не было температуры, красных щек, потения, потницы и мокрого белья у ребенка,
- не было желания со стороны ребенка пить что-то помимо грудного молока,
- следили за увлажнением и проветриванием воздуха — боремся с перетапливанием.
С 6 месяцев ввели допаивание водой, детским яблочным соком (по потребности ребенка), так как прикорм более густой / сухой, чем мамино молоко.
Соки даем не каждый день, они слишком сладкие — формируют привычку к сладкой пище.
- Сон.
При необходимости может укладываться спать без колыбельных. Укачивать тоже не требуется, достаточно сытости, чистого носа, отсутствия боли от зубов и обнимашек с мамой. Но ко времени укладывания должен наиграться, подвигаться, устать. Поэтому после 19:00 спать не даем. Спать по времени ложится вместе с нами (взрослыми), и при вставании ориентируется на нас.
Ночью проверяет наличие "спящего" родителя рядом.
Несколько раз за ночь встаю с ним на несколько минут, так как еще пьет по ночам грудное молоко, и нужна помощь, чтобы оно ушло вниз, а не вверх.
На сон сына влияет качество воздуха, естественная освещенность, общее самочувствие (зубы, прививка, болезнь, сопли), наличие родителя рядом, постельные принадлежности (степень жесткости матраса, мягкости и тяжести одеяла).
Если все эти проблемы решены, то шумы его не пугают. Сквозь сон он чувствует меня рядом, и слышит, что "надо спать, все хорошо, я рядом, мама охраняет". Мама — это главный фактор безопасности для него.
В новогоднюю ночь наш восьмимесячный малыш спал. А вот мы с мужем спали плохо из-за постоянных баханий за окном, необходимости открывать и закрывать окна. Днем его звуки петард тревожат, но не плачет.
В этом году количество выпущенных фейерверков и петард в микрорайоне было нереально большое по сравнению с пятью прошлыми годами.
Для примера: на сон нашего первенца с РАС влияли полнолуния, сильный ветер, магнитные бури, качество воздуха, освещенность, события дня (перевозбуждение), предметы в комнате (порождающие страхи), всевозможные шумы, игрушки (спал с мягкими игрушками), общее самочувствие, мультики (под них засыпал). Основным способом уложить его на ночь была ежедневное вечернее купание в теплой ванне. Много пела.
Нынешней зимой на улице температура около нуля или небольшой минус. Это позволяет в каждой комнате держать окна на режиме проветривания.
В комнатах, где спят дети работают увлажнители воздуха (без них дети жалуются на сухость в горле, хуже спят). Ночью температуру понижаем, чтобы ребенок не перегревался.
Спит большую часть времени ребенок у меня под боком. Я сплю как акула, чутко. По ночам перекладываю его на диван, примотанный к нашей кровати.
При соплях, скопившейся мокроте, отеке носа, желании поспать у другого бока сын приподнимается среди ночи и "скрипит", ноет. Рукой шлепает так, что легко будит — это преимущество крупного ребенка.
Впервые сын уснул без меня (на папе) днем в 8 месяцев.
- Прогулки.
Пустышки не используем.
Ребенок в целом спокойный, подвижный, любознательный, любит наблюдать за любыми изменениями вокруг, крутит головой во все стороны.
Любит кататься на руках, на лошадке, на санках, в автомобиле, автобусе.
Слинг у первенца с РАС вызывал непрекращающуюся истерику, из объятий он пытался выскальзывать. Оба старших сына с РАС боролись с коляской.
Третий ребенок готов был кататься на чем угодно пока не проголодается.
Качаться на лошадке-качалке любили все дети.
С ним можно гулять часик или ходить в поликлинику на это же время без истерик. О своем недовольстве (устал, где-то мерзнет, надо сменить положение) дает знать, тихо мякая время от времени.
Есть проблема: при одевании в комбинезон и курточку сопротивляется и возмущается, ноет, как и при пристегивании в санках. Как только одет и пристегнут — тих, спокоен, ждет, когда повезут и что покажут дальше.
Думаю, дело в том, что зимняя одежда ощутимо тяжелее домашней, в ней труднее двигать руками и ногами.
- Речь.
В 6 месяцев некоторые дети уже способны выдать первое слово, но норма — это с 10 месяцев.
При этом к первому году должно быть примерно десять слов либо слогов, которые употребляются именно в качестве слов, то есть обозначают действие, объект или признак предмета ("ба" — бабушка, "ма" — мама, "па" — папа, "тя" / "тё" —тетя, "бо" — больно, "ва" — вода / вава, "на" — возьми, "дай" и так далее). И ребенок должен отзываться на свое имя.
Мой первенец с РАС в 6 месяцев, встречая со мной папу с работы, выдал: "Папа... Папа. Папа!". К году было десять слов.
У сына-инвалида первое слово было "да", появилось оно, когда я его спрашивала про еду (у сына хороший аппетит). И только потом появилось слово "мама". К году было меньше десяти слов, и вскоре те, что были стали пропадать. На имя не отзывался много лет.
У четвертого сына с 6 месяцев наблюдаются попытки сказать "надо", "надо (с)пать", "маме", "папа", "ай-яй-яй". Но четкой, постоянной идентификации с объектом или действием еще нет. На имя не откликается (еще рано для этого), но понимает, когда говорят о нем, проявляет ревность.
- Восприятие музыки.
Любит слушать музыкальные инструменты, репетиции брата на виолончели и пианино, игрушки с музыкой, голосами и песнями.
Забраковывает колыбельные с пронзительными, тревожными, крикливыми или писклявыми интонациями, которые нравились брату-инвалиду с РАС.
Барабанную дробь не боится. С интересом слушает инструменты, близкие к человеческому голосу (виолончель), с медитативным звучанием (глюкофон, колокольчик), клавишные (пианино). Спокойно воспринимает не слишком быструю танцевальную поп-музыку, оркестровое исполнение.
Ставлю разную музыку по чуть-чуть: тестирую нервную систему, слух и личные вкусы ребенка.
Старший сын с РАС в его возрасте сильно оживлялся под очень быструю, орущую композицию про вычурный стиль одежды у корейской "золотой молодежи".
Сын-инвалид с РАС долго никакую музыку не любил, первое что стало нравится — что-то с истеричными интонациями. Радио в машине его отвлекало, и пока оно играло — он не орал в поездках. Книжку с песенками, стихами и алфавитом не выносил.
Четвертый сын сразу запротестовал против давнего корейского суперхита. С интересом смотрел ритмичный казахский хит о мужской гигиене и дезодоранте (пытался плясать, двигать частями тела), серьезно слушал европоп 90-х. К радио относится как к данности.
Ему уже мало коротких безыскусных импровизаций от мамы типа: "Спи, наш (имя), баю-бай, / Спи, наш (имя), засыпай". Любит детские песенки смотреть, трогать музыкальные и светящиеся игрушки, игрушки с кнопками и разными звуками.
- Когнитивное развитие.
Памяти сыну хватает от силы на пару дней. Нужны постоянные повторы, поэтому каждый день в разном порядке показываю похожий набор видео, с паузами на сон, еду, игры.
Видео, где мало слов или только музыка и движение объектов не любит.
С удовольствием смотрит обучающие логопедические видеокарточки с первыми 50-тью словами-действиями и предметами (на примере реально выглядящих людей и животных), первыми цветами, на тему далеко-близко, высоко-низко, ягоды, быт, народные песни (про калинку-малинку, сени, валенки, серенького козлика...) и про времена года в виде детской анимации.
Смотрит экранизацию сказки "Колобок", считалочку про дележ апельсина.
Разнообразить представления об окружающем мире помогают хождения со мной и папой по квартире, поликлинике, поездки, показы того, что за окном, контакты с братьями. В Шую его брали с собой на два дня, жили в домике, катали по городу, брали в музей.
Из других детей особо выделяет брата с инвалидностью по РАС: охотнее идет к нему, чем к остальным, так как тот играет с ним каждый день (недолго, но часто). Если я занята, то ползет к нему.
Любит наблюдать за биомеханикой человеческого тела: как едят, ходят, играют, разговаривают и взаимодействуют другие люди. Расстраивается, если слышит, что кого-то отчитывают рядом.
Хватает предметы со столов, пола, ковра, кроватей, дивана, щупает детали на одежде (замки, пуговицы, шнурки), тянет в руки и в рот провода. Жмет кнопку на пылесосе, крутит ручки на духовке.
Выпрашивает ласку (погладить по голове, поцеловать, на коленях посидеть и так далее).
Узнает папу и маму на фотографии (показывает пальцем).
Сознательно пытается выделять отдельные пальцы (формирует указательный жест), машет всей рукой при прощании, просит помощь хлопать в ладоши.
Реагирует на апплодисменты, похвалу в свой адрес, пытается позировать.
Активно играет сам в обществе братьев или одного из родителей. Продолжает играть в комнате даже после выключения света, если в соседней комнате светом освещена мама и он ее видит. Любит играть с ночником.
Страх темноты характерен в норме для детей после 1,5-2 лет. Однако наш первенец с РАС боялся темноты уже до года.
С тех пор мы всегда держим по ночам включенным свет возле туалета, докупаем ночники для новых малышей.
С 8 месяцев ощупывает не только себя и маму, но и папу, осознает внешние половые различия (мама — волосы в хвосте, папа — усы и так далее).
До 8 месяцев считал папу "конкурентом", пытался отобрать его вещи, занять его место в кровати, отобрать телефон.
Теперь делает похожие действия, но с другим мотивом. Наскакивает и налезает на папу, тормошит: просит так его с собой поиграть, что-то показать, смотрит в глаза, выполняя действие и ожидая похвалы или разрешения.
Наблюдает за папой, просит его поиграть с собой, пытается повторять за папой, пытается похвастаться своими успехами в передвижении, успокаивается у него на руках.
- Самостоятельное передвижение.
По методичности разработки своих мышц, регулярности и объему вкладываемых усилий, четвертый сын напоминает мне Арнольда Шварценеггера, биографию которого я недавно прочитала. Этот культурист тренировался по 5-6 часов ежедневно, сам разрабатывал систему тренировок, чтобы последовательно осуществить все свои мечты (и спортивные, и не связанные со спортом).
Если про других детей я могла сказать точно: сел в такой-то день, встает с такого-то дня, то тут совсем другой случай. Каждый день он продвигался во всем по чуть-чуть, разрабатывал и разрабатывает свои мышцы сам. Поэтому нет точного дня для сидения, ползания, ходьбы.
Садиться начал с опорой рано, еще до шести месяцев и вот, только в 9 месяцев стал садиться, делая прямой угол без опоры руками обо что-то.
С 7 месяцев пополз и вставал с опорой. С 8 месяцев ходит на четвереньках: быстро понял, что ползание на коленях неприятно, перешел к ходьбе, как у животных.
Сам приходит или приползает ко мне за молоком или утешением, способен уходить и играть в другие комнаты, где меня нет.
Первенца с РАС разными уловками заставляли учиться ползать, пересекать границу комнаты.
Второй сын с РАС был замотивирован сам сидеть и ползать, но в этом возрасте это были игры у ног мамы или в одной комнате с ней.
Много сидит и стоит, пытается карабкаться через препятствия и наверх, репетирует посадку вниз и поднятие себя наверх с места, раз в неделю пытается встать или постоять, отпустив обе руки от опоры.
После нескольких падений (с высоты ниже своего роста на спину), освоил приземление на пятую точку (бережет голову, ее трудно удержать при падении на спину).
Делает первые шаги у опоры (не больше одного) и отползает, потом опять встает, шаг и спуск вниз. Стопы меняются по мере его тренировок.
Ранняя ходьба его старшего брата-инвалида (в 8 месяцев) была следствием гипертонуса.
Первенец с РАС отколол другой номер: встал в 6 месяцев, сел в 8 месяцев. Из-за этого ходить учился долго с опорой на мебель, хорошо стал ходить к 13 месяцам. В плавании на спине всегда показывает худший результат, чем вольным стилем.
Третий сын, не РАС, пошел в девять месяцев (первые шаги).
Пробует двигать предметы (стулья, табуретки, кресла, коробки). Ищет в них надежную опору, но не ходит еще с ними, не научился пока напирать весом вперед.
Мозг явно заточен под исследование. Много сосредоточенно рассматривает пальцы на руках и ногах, растопыривает их, шевелит ими по всякому, сравнивает с моими пальцами и тем, что показывают в мультиках ("Братец-пальчик, где же ты?...").
Не припомню такого ни у одного из старших детей. У себя в раннем детстве помню отдельные моменты самонатаскивания на развитие моторики, привитие вкуса к классической музыке, рисование, не заходя за линию и так далее.
Предыдущие публикации о четвертом сыне: