Найти в Дзене
ДАО ИСКУССТВА

Как Малевич подсидел Шагала. История о революции, предательстве и искусстве

У Галилео и Папы Римского было небольшое недопонимание, а между Шагалом и Малевичем была война. Они ревновали, ненавидели друг друга и не смогли ужиться в одной стране. Так твердит молва, но не врёт ли? Малевич переманил к себе всех студентов Шагала и попросту выжил того из училища живописи, который Марк Захарович не просто возглавлял, а основал. Рейдерский захват образца 1919 года. Да, страсти кипели, но заочно. Во время той войны художники встретились несколько раз и, конечно же, открыто не враждовали. Шагал не малевал поверх радужных пейзажей Малевича черных и красных квадратов, а Малевич не дорисовывал к летающим влюблённым Шагала испражняющихся людей, каждый творил своё искусство собственноручно. Конфликт их был на другом уровне. Шагал жил в Париже, в 1914 году вернулся в родной Витебск, чтобы жениться. После свадьбы новобрачные планировали отбыть во Францию уже вместе, но случилась война и художника с супругой не выпустили из страны. А после 17-ого и подавно не выпустили бы, они
Оглавление

У Галилео и Папы Римского было небольшое недопонимание, а между Шагалом и Малевичем была война. Они ревновали, ненавидели друг друга и не смогли ужиться в одной стране. Так твердит молва, но не врёт ли?

Фото и автопортрет Марка Шагала
Фото и автопортрет Марка Шагала
Фото и автопортрет Казимира Малевича
Фото и автопортрет Казимира Малевича

Арт-рейдер Малевич

Малевич переманил к себе всех студентов Шагала и попросту выжил того из училища живописи, который Марк Захарович не просто возглавлял, а основал. Рейдерский захват образца 1919 года.

Да, страсти кипели, но заочно. Во время той войны художники встретились несколько раз и, конечно же, открыто не враждовали. Шагал не малевал поверх радужных пейзажей Малевича черных и красных квадратов, а Малевич не дорисовывал к летающим влюблённым Шагала испражняющихся людей, каждый творил своё искусство собственноручно. Конфликт их был на другом уровне.

«Влюблённые над городом», Марк Шагал
«Влюблённые над городом», Марк Шагал
«Чёрный квадрат», Казимир Малевич
«Чёрный квадрат», Казимир Малевич

А вас, Шагал, я попрошу остаться

Шагал жил в Париже, в 1914 году вернулся в родной Витебск, чтобы жениться. После свадьбы новобрачные планировали отбыть во Францию уже вместе, но случилась война и художника с супругой не выпустили из страны. А после 17-ого и подавно не выпустили бы, они и не пытались.

Шагал получает должность, объединившую в своём названии старое и новое время — уполномоченный комиссар по делам искусств Витебской губернии. Власть видела в работах художника революционную мощь и что-то, что можно выдать за пролетарское искусство.

Через пару лет Марк Захарович находит дело своей жизни, он основывает Витебское художественное училище. Но появляемся Малевич, как бы он сам выразился, в город его привели «харчевые соображения». Начинания, связанные с просвещением и искусством, финансировались щедро, да и провинция жила жирнее столицы. Ещё Малевич планировал издать в Витебске свою работу «О новых системах в искусстве» — в Москве ему это не удалось.

Нет, это не новый преподаватель приехал руководить здешней мастерской — Суперзвезда, Космический мессия, «Чемпион мира», как писал о себе Малевич в письме историку культуры Михаилу Гершензону

Шагал не сразу понял, что происходит, он считал полезным иметь в штате преподавателей разных направлений, а до их самомнения дела ему не было. Зря, Марк Захарович, зря.

«Скачет красная конница», Казимир Малевич
«Скачет красная конница», Казимир Малевич

Швондер в городе

Малевич времени не теряет и сколачивает объединение УНОВИС — «Утвердители нового искусства», которое распространяется по стране с неимоверной скоростью. Уже в 1920-м вывески УНОВИС возникают в Перми, Смоленске, Саратове и Москве. Его члены приветствовали друг друга «супрематическим» восклицанием У-эл-эль-ул-эл-те-ка!, разговаривали преимущественно междометиями и аббревиатурами, издавали альманахи, манифесты и «установления».

В мае 1920-го все студенты «индивидуалистических» мастерских вступили в УНОВИС, как в «единственный, ведущий к творчеству коллектив». Утвердители монополизировал всё, до чего могли дотянуться. Они расписывали трамваи, разрабатывали дизайн продовольственных карточек, оформляли интерьеры госучреждений и городские фасады. Шагал остался в полном одиночестве. Дело его жизни всего за 6 месяцев отдалось другому. Стальная была харизма у Казимира Малевича, ничего не попишешь.

УНОВИС проник везде
УНОВИС проник везде
-7
Утвердители Нового Искусства. Витебск, 1922 г. Малевич — второй слева в верхнем ряду
Утвердители Нового Искусства. Витебск, 1922 г. Малевич — второй слева в верхнем ряду

Малевич очаровывал, заинтриговывал и увлекал, а для своих учеников был так и вовсе божеством. По факту, он стал эффективным менеджером. Шагал учил студентов рисовать, а его протагонист натаскивал на супрематизм. Через несколько месяцев занятий по системе Малевича ученик становился художником, потому что постигал идею. Техника дело не первостепенное. Собственно, эта формула до сих пор работает и зарабатывает

Ну и так, штрихи к портрету. Малевичу выдали квартиру, обещанную Шагалу. Зарплата Шагала составляла 4800 рублей, а Малевичу назначили жалование в 120 000 рублей. Марк Захарович был одинок, унижен и всеми отвергнут.

Что снова не совсем правда. По квартиру и разницу зарплате Малевич даже не знал. Но как видели ситуацию люди? С одной стороны, именитый художник, мечтавший сбежать в Париж. А тут УНОВИСовцы — олицетворяющие новый век. Они и были новым веком — кожаные куртки, портупеи, брошюры, новояз. Будто Швондер пришёл к профессору Преображенскому. Но есть нюанс.

Шагал не носил кожаную куртку, зато у него был телохранитель. Это понятно, художника обидеть может каждый, хорошо бы иметь плечистого дядю на стрёме. А ещё Шагал имел покровителей во власти, потому что сам был властью, а власть в России недолюбливали всегда. К тому же, в Витебске хорошо знали семью Шагала. Его отец держал селёдочный магазин, для общества Марк Захарович остался мальчиком, пропахшим рыбой, но почему-то с личной охраной и мандатом за подписью Луначарского, ну выскочка же. А тут Малевич — столичная величина, новый формат человека.

В общем, не ладилось в Витебске у Шагала не только из-за Малевича. В итоге, он смог уехать в Париж, как и планировал и тут он был на своём месте. В молодой СССР просто не вписался. Бывает.

«Революция», Марк Шагал
«Революция», Марк Шагал
«Жнецы», Казимир Малевич
«Жнецы», Казимир Малевич

Война без начала и конца

Такой была эта удивительная война: без ненависти, без боевых действий, без победителя. Война, которой и не было. У двух художников были разные жизненные итого, хотя обоих помнят и уважают потомки.

Малевич покинул Витебск вслед за Шагалом, но сгорел быстро. В Москве его ждали обвинения в шпионаже, тюрьма, нищета и болезнь. В могилу его свела раковая опухоль. На земле Казимиру Севериновичу было отпущено всего 56 лет.

Шагал в долгожданном Париже стал лауреатом премии Эразма и кавалером ордена Почётного легиона. По просьбе Шарля де Голля он создал роспись 20-метрового плафона в парижской Опера Гарнье. Художник даже удостоился прижизненной выставки в Лувре. Умер он в 97 лет признанным мэтром. А, если бы не история с Малевичем, достиг бы он таких творческих высот. Вопрос.

«Революция», Марк Шагал
«Революция», Марк Шагал

Подписывайте на школу построения карьеры «Дао художника» https://t.me/dao_art_school
Скоро новый поток.

Соцсети проекта. Там про нас, про искусство и про нас в искусстве.
Заходите, будет полезно и интересно:
https://vk.com/dao_art_school
https://t.me/dao_art_galleryhttps
https://www.youtube.com/@dao_art_school
https://rutube.ru/channel/39015817/