“Миллиард.Татар” публикует продолжение беседы с предсдетелем Ассоциации учителей татарского языка и литературы Рузилей Фаттаховой. В этой части речь идет о том, что негативно влияет на статус учителя татарского языка и о том, как работает объединение учителей.
О требованиях к учителям татарского языка и литературы
- Раньше критиковали методику преподавания татарского языка. Есть ли сейчас изменения в этом направлении?
- Действительно, мы наблюдали это после 2017 года. Люди, не проработавшие в школе ни одного дня, стали критиковать учителей татарского языка. Никто не критикует пекаря за, что тот якобы не умеет печь хлеб. Каждый человек - специалист своего дела. Общество всегда ставило и ставит высокие требования к учителю.
- Знают ли власти о существующих проблемах? Что-нибудь делают, чтобы их решать?
- Министерство образования и науки Республики Татарстан и Комиссия по вопросам сохранения и развития татарского языка при Президенте Республики Татарстан проводит большую работу в этом направлении.
Настоящему учителю, особенно учителю родного языка и литературы, мало знать свой предмет, методику его преподавания, он должна быть в курсе общественных перемен, новостей в мире культуры, искусства.
"Учитель может учить других, только когда учится сам . Как только он перестал учиться, он перестал быть учителем. Мир не стоит на месте, он растет, меняется. И педагогика постоянно обновляется, меняется». Эти слова К. Д. Ушинского сегодня особенно актуальны. Профессия учителя требует постоянной работы над собой, обновления знаний, применения современных эффективных технологий и методов. Учителя татарского языка образованные, творческие, они делают большой вклад в формирование национального самосознания.
Хочу отметить важную роль курсов повышения квалификации учителей. Институт развития образования РТ проводит повышение квалификации учителей родного языка и литературы с помощью семинаров, вебинаров, круглых столов и других мероприятий.
Об отношении детей к изучению татарского языка
- А у детей есть мотивация, желание учить татарский? Можно ли привлечь их к изучению татарского языка?
- По новым ФГОС родители получили возможность выбирать, какой язык их дети будут изучать в качестве родного и по какой программе. Родители пишут заявление и выбирают родной язык. Это обстоятельство сильно понижает статус и татарского языка, и учителей татарского языка и литературы.
Учебный план федеральной образовательной программы на изучение родной литературы отводит 1 час в неделю. Можно ли проанализировать произведение, изучить биографию писателя, познакомиться с теорией литературы? Поэтому учащиеся получают по литературе только поверхностные знания, не читают художественную литературу. Поколение без литературы - безнравственное, бесценностное. На уроках литературы дети получают основы национального воспитания. Значит, уроков литературы должно быть больше.
В школе есть мотивация для изучения татарского языка. Учебники татарского языка нового поколения построены по коммуникативному принципу, которые учитывают возрастные особенности детей, могут их заинтересовать, дать полезную информацию из разных областей. Например, учебник «Сәлам» как раз такой.
- Многие сейчас не выбирают - считают, чтобы ребенок больше учился русскому языку.
- Татарский язык в качестве родного выбирают чаще, чем русский.
Татарский язык можно изучать как родной или как государственный. Чаще всего татарские семьи, хорошо владеющие татарским языком, стараются отдать детей в группы, которые изучают татарский язык как государственный, потому что в этой группе меньше нагрузки, дети овладевают разговорным языком на основе коммуникативного принципа.
Большинство родителей боятся нагружать детей, и им достаточно, чтобы дети знали, как по-татарски будет «хлеб» и «соль». Если ребенок родился в татарской семье, то должен освоить грамматический фундамент и владеть языком в совершенстве.
О стратегии ассоциации
- Учебники есть, их хватает?
- На основе обновленных федеральных стандартов 2021 года приняты федеральные образовательные программы. На основе этой программы строятся учебные планы - в каком объеме и в каком виде изучать предмет. 89 учебников, составленных в соответствии с федеральными образовательными программами, включены в федеральный перечень. Еще 26 учебников проходят экспертизу для включения в перечень.
Министерство образования и науки РТ обеспечивает школы новыми методическими комплектами по заявкам, которые они получают от образовательных организаций. Если в школу не поступил учебник, используется его электронная версия. Содержание учебников и методических пособий должно соответствовать федеральным программам.
- Какие цели ставит ассоциация? Какая у вас стратегия? Какие планы?
- В муниципальных районах Татарстана мы создали местные отделения ассоциации. Собираемся открывать отделения ассоциации и в регионах Российской Федерации. Руководителями отделения в Татарстане избрали опытных, инициативных учителей. У каждого из них есть дорожная карта. На основе этих планов мы разработали общий план работы ассоциации.
В уставе указано, что основная цель ассоциации - оказание методической помощи учителям. Но его работа шире: объединение должно стать в первую очередь общественной организацией, оказывать правовую защиту учителям татарского языка, отстаивать их профессиональные интересы, повышать престиж профессии учителя татарского языка, помогать педагогам развиваться в личной и в профессиональной сфере. И руководитель отделения должен организовать такую работу.
Мы хотим создать основу для правовой защиты учителей татарского языка. В то же время нужно анализировать нормативные документы, законы, постановления и распоряжения, связанные с преподаванием родных языков, и доводить их до коллег.
Также ассоциация помогает учителям татарского языка и литературы реализовать свои проекты.
- Что подразумевает методическая помощь?
- Это консультации, обмен опытом по вопросам разработки методических материалов, проведения семинаров и тренингов, обучения татарскому языку и литературе. Цель этой помощи - повышение профессионального уровня учителей татарского языка и литературы, качества преподавания национального языка и литературы.
Например, для учителям нужны учебные планы, основанные на учебниках, методические пособия. Увеличилось количество сдавших единые государственные экзамены по татарскому языку. В этом году 7 выпускников сдали ЕГЭ по татарскому языку, 3859 выпускников сдали ОГЭ по татарскому языку после 11 класса. Чтобы в будущем экзамен по татарскому сдавало еще больше детей, для подготовки учащихся нужны КИМ.
Также нужны сборники диктанты, сборники изложений. Сборники, составленные 5-10 лет назад, не соответствуют требованиям сегодняшнего дня: содержание текстов непонятно для учеников или неактуально.
О роли учителя татарского языка и литературы
- Расскажите о себе. Где работали, как взялись за это дело?
- Я доцент кафедры татарского языка и литературы Института развития образования Республики Татарстан, кандидат филологических наук. Мы работаем с преподавателями татарского языка и литературы: организуем курсы повышения профессионального образования, курсы дополнительного образования, профессиональные конкурсы, олимпиады и др.
- Как пришла мысль создать ассоциацию?
- Одна из актуальных задач нашего общества - бережное сохранение, развитие родного языка, борьба за его чистоту и красоту. В основном эта ответственная задача возлагается на учителей родного языка. Но деятельность наших педагогов, работающих в Республике Татарстан и регионах Российской Федерации, не ограничивается преподаванием татарского языка и татарской литературы. Учитель татарского языка сохраняет, развивает и передает следующим поколениям национальный язык, культурное наследие нашего народа.
Чтобы наш родной язык был функциональным, должны быть созданы благоприятные условия и в семье, и в детском саду, и в школе, и в обществе.
Беседовали: Арслан Минвалеев, Гуландам Фатхуллина
Подробнее: https://milliard.tatar/news/v-etom-godu-7-vypusknikov-sdali-ege-po-tatarskomu-yazyku-3859-vypusknikov-sdali-oge-po-tatarskomu-yazyku-posle-11-klassa-6270