Найти тему
Extreme Sound

Гизер Батлер из Black Sabbath: о музыке, мифах и вере

Легендарный басист Black Sabbath в откровенном интервью рассказал о своей автобиографии, детстве в послевоенной Англии, отношении к сатанизму и слухах о воссоединении группы.

В своей автобиографии «Into the Void» Гизер Батлер описывает звучание ритм-секции Black Sabbath как «хард-рок свинг». Действительно, без этого уникального звучания, рожденного в тандеме с барабанщиком Биллом Уордом, Black Sabbath не были бы собой. Громовые басовые партии Батлера и джазовый грув Уорда стали фундаментом для риффов Тони Айомми и голоса Оззи Осборна.

Гизер Батлер
Гизер Батлер

Батлер также был основным автором текстов Black Sabbath. Темы тьмы и надежды в его песнях – отражение тяжелого детства в послевоенной Англии. Батлер вырос в разрушенном районе Бирмингема, в условиях карточной системы и лишений. Неудивительно, что он размышлял о темной стороне жизни в таких песнях, как «Children of the Grave» и «Black Sabbath».

С раннего возраста Батлер стал строгим вегетарианцем, считая это естественным порядком вещей. Его философия – противостояние тьме – прослеживается и в этом решении.

Автобиография Батлера – увлекательное чтение, и не только из-за забавных выходок Оззи Осборна. В «Into the Void» музыкант открывает душу, надеясь, что люди лучше поймут суть музыки Black Sabbath.

-2

Мы поговорили с Батлером о его книге, Black Sabbath и не только.

Журналист: Давайте начнем с вашего детства. Большинство современных людей не знают, что такое послевоенная Англия с ее лишениями. Кажется, эта борьба за выживание сделала британский рок глубже по сравнению с американским рок-н-роллом 50-х. Согласны?

Гизер Батлер: Абсолютно. В Англии все жили впроголодь, по карточкам. Я, например, не видел апельсинов до 1965 года! Большинство музыкантов были из рабочего класса и не имели практически ничего. Ни отопления, ни нормальных удобств. Так что детство было тяжелым. Но к этому привыкаешь. Именно поэтому, думаю, у нас было так много решимости добиться лучшей жизни. Все смотрели на Америку как на страну мечты.

Журналист: Вы с детства были вегетарианцем. Это было непросто, учитывая традиции того времени. Вы встречали других музыкантов-вегетарианцев?

ГБ: Немного. Я ушел из дома в 19 лет, и до этого ел только то, что готовила мама – в основном, вегетарианскую пищу. Я просто не понимал, зачем есть мертвых животных. Это не было каким-то бунтом. Просто мне так нравилось.

Журналист: В Англии, как и в Америке, основная еда – мясо и картофель.

ГБ: Верно. Мой отец был большим любителем мяса, да и братья тоже. Но мама меня понимала. К тому же, я был младшим из семи детей, так что мне и так не всегда хватало еды (смеется).

Журналист: Кстати, о еде. В книге вы пишете, что в Германии вам приходилось голодать, потому что вы не хотели отказываться от своих принципов.

ГБ: Приходилось воровать турнепс у свиней! (смеется)

Журналист: Вернемся к текстам. Вы росли в эпоху хиппи, но в песне «Children of the Grave» переворачиваете их философию с ног на голову. Buffalo Springfield пели «For What It’s Worth», призывая людей осознать происходящее. Но вы говорите, что нужно действовать, иначе мы все погибнем.

ГБ: Да, тогда только начинали говорить об экологии и будущем. До этого в Англии все жили прошлым - Второй мировой войной. А потом люди стали задумываться, что их ждет впереди. Мир казался им все более загрязненным и опасным.

Журналист: Как сказал Карл Юнг, «Чтобы познать свет, мы должны сначала пережить тьму». Ваши тексты иллюстрируют эту мысль.

ГБ: Да, «из тьмы приходит свет». Кстати, это был девиз футбольной команды «Вулверхэмптон Уондерерс». Я часто использовал эту фразу в текстах. Конечно, все думали, что мы сатанисты.

Журналист: Вы даже хотели стать алтарником, но, как вы пишете, «Божий зов был не слишком силен». Люди, знакомые с Black Sabbath поверхностно, не догадываются, что ваши тексты скорее на стороне света, чем тьмы.

ГБ: Конечно! Песня «Black Sabbath» – предупреждение об опасности сатанизма. У меня тогда был сложный период. Я разочаровался в католической церкви и искал что-то взамен. Меня заинтересовала черная магия, но в моей жизни начались неприятности. Вот о чем песня «Black Sabbath» – о том, что не нужно связываться с темными силами.

Журналист: И сатанисты считали вас недостаточно «черными», а верующие – слишком «темными». (смеется) Необычная ситуация для начинающей группы.

ГБ: Да, в Англии тогда мало кто интересовался религией. А в Америке все было иначе! Нас шокировало, насколько американцы религиозны.

Журналист: Кстати, ходят слухи, что отец Оззи делал для группы кресты для защиты от проклятия какого-то сатанинского культа. Это правда?

ГБ: Да, глава английских сатанистов предложил нам выступить на Вальпургиеву ночь. Мы отказались, и он нас проклял. Сказал, что единственная защита от проклятия – носить распятия. Я и так носил крестик с детства, а отец Оззи сделал их для всей группы.

Гизер Батлер
Гизер Батлер

Журналист: Оззи не нравилось, что Black Sabbath называют основателями хэви-метала. Black Sabbath, несмотря на тяжелое звучание, сложно загнать в рамки одного жанра.

ГБ: Мы не хотели ограничивать себя одним стилем. Нам нравились The Beatles – у них были и быстрые, и медленные песни, и баллады. Мы тоже стремились к разнообразию.

Журналист: Некоторые фанаты недолюбливают альбомы «Technical Ecstasy» и «Never Say Die», считая их слишком мягкими.

ГБ: В конце 70-х была эпоха панка и новой волны. Многие рок-группы пытались подстроиться под новые тренды. Это было время хаоса и неопределенности.

Журналист: Кстати, обложка альбома «Technical Ecstasy» с роботами, занимающимися сексом, кажется мне очень актуальной. Сегодня, в эпоху интернета, люди все чаще строят отношения виртуально, не зная друг друга в реальной жизни.

ГБ: Это была моя идея! Оззи она, конечно, не понравилась. Но мне не хотелось делать типичную обложку в стиле хэви-метал.

Журналист: После ухода Оззи в Black Sabbath началась настоящая мыльная опера – смена вокалистов, ссоры...

ГБ: Альбом с Иэном Гилланом вообще не должен был выходить под названием Black Sabbath. Но лейбл настоял, пообещав нам горы золота.

Журналист: Период с Тони Мартином тоже часто игнорируют.

ГБ: Неудивительно.

Журналист: *Но с приходом Ронни Джеймса Дио группа словно обрела второе дыхание.

ГБ: Да, Ронни был невероятным! Альбом «Mob Rules» – одно из самых ярких доказательств его таланта.

Журналист: Кстати, вы писали его в доме Джона Леннона, вскоре после его гибели.

ГБ: Да, думаю, эта трагедия повлияла на наше настроение.

Журналист: В конце книги вы пишете, что воссоединения Black Sabbath не будет. Фанаты должны смириться?

ГБ: Да, этого не произойдет.

Журналист: Но, может быть, вы запишете сольный альбом?

ГБ: Я продолжаю писать музыку, но для себя. Без всякого давления.

Журналист: Что ж, желаю вам творческих успехов!