Найти тему

Так кто же приехал на первом пароходе ?

Единственный поступок, за который И.А.Каттель достоин уважения - за его приказ № 1 от 10 мая 1932 года. Каттель не опустился до идеологической дискриминации…..

В этой статье я предлагаю краткий обзор статьи « Кто строил Комсомольск?», которая была опубликована в 2021 году и в доработанном виде будет напечатана в новой книге, чтобы читатели плавно могли перейти к новой теме.

Приказ № 1

10 марта 1932 года вышло постановление Далькрайкома ВКП(б) о капитальном строительстве в крае. Было намечено построить 19 крупных промышленных предприятий. 4 из них должны быть сверхударными стройками, в том числе, Дальпромстрой и Авиастрой, остальные - ударными.

Тресты «Дальпромстрой» и «Авиастрой» должны были строить оборонные заводы: первый - судостроительный завод, второй - авиационный. Обсуждения вопроса о том, кто будет строить эти заводы, в краевых архивных документах мне не встречалось. Но еще в 1929 году край получил «собственный» концлагерь. Его, по обращению Далькрайкома ВКП(б) и Далькрайисполкома, сформировал ОГПУ. Также никто не отменял вербовку рабочих и специалистов в западных районах страны

Начальником Дальпромстроя был назначен И.А.Каттель, бывший главный инженер Магнитогорского комбината. По его воспоминаниям, именно он предложил руководству Дальневосточного края использовать для строительства оборонных заводов комсомольцев, потому что помнил, с каким энтузиазмом комсомольцы работали на Магнитке. Его поддержал нарком Наркомата тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. Все было согласовано с руководством Дальневосточного края и ЦК ВЛКСМ и ЦК ВКП(б).

И уже 16 марта 1932 года комиссия при Далькрайкоме ВКП(б) рассмотрела вопрос об организации приема 6000 комсомольцев, мобилизованных ЦК ВКП(б) и ЦК ВЛКСМ. И начальникам строительств (то есть, Каттелю и Золотареву) в двухдневный срок предлагалось сдать точные заявки на присылаемых комсомольцев по специальностям

Первоначально заводы планировалось строить в районе Хабаровска. Но 23 февраля 1932 стало известно, что строить оборонные заводы на Дальнем Востоке будут в селе Пермское. Из воспоминаний Каттеля:

«В начале января 1932 года от Ярославского вокзала отошел вагон с первой группой строителей. Наш вагон стал, в сущности, управлением строительства на колесах (то есть, Каттель находится в этом поезде – Авт.) …где-то около Читы мне вручили две правительственные телеграммы. В одной из них – предлагалось перенести место стройки в другое место – в 400 километров от Хабаровска…»( Эта цитата из сборника «Город на заре» 1972 год). По другим источникам Каттель ехал на Дальний Восток в феврале.

Содержание телеграмм, которые получил Каттель, за номерами 164 и 167 упоминается только в книге Ю.Жукова и Р.Измайловой «Первостроители». Авторы утверждали, что телеграммы им были показаны в 1937 году в архиве крайкома партии. Да, в 1936 году Ю.Жуков как корреспондент газеты «Комсомольская правда» приезжал на Дальний Восток, был участником проезда на первом поезде Комсомольск-Волочаевка. И мог зайти в архив, который находился в Хабаровске.

Но в книге нет ссылки даже на фонд хранения документов. Документы партийного архива сейчас находятся в введении краевого архива Хабаровского края., который выпустил 600-страничную книгу о своем фонде. Но упомянутых выше телеграмм, одна за подписью Орджоникидзе, а вторая - Сталина - там тоже нет.

Сошлюсь на Жукова и Измайлову.

Телеграмма Сталина адресована Гамарнику, Блюхеру, Бергавинову, Каттелю.

Суть ее: » Завод надо строить подальше от границы. Обязательно на левом берегу Амура»

И что тут не так? А то, что Каттель едет на Дальний Восток в феврале 1932 года. Но телеграмма датирована 7-м апреля 1932 года. В апреле можно получить телеграмму, датированную февралем. Но, как в феврале получить телеграмму, датированную апрелем? Авторы книги по этому поводу никаких объяснений не дают. Я тоже пока не знаю.

Решением 23 февраля 1932 года строить оборонные заводы на Дальнем Востоке было предложено в с. Пермском.

В марте 1932 в с. Пермское выдвинулся экспедиционный отряд.

Судя по постановлению Далькрайкома ВКП(б) от 30.4.32. весь Дальневосточный край был «поставлен на уши».

И все ведомства кинулись подавать заявки в Москву. Потому что своего почти ничего не было. Транспорт, оборудование, продукты, промтовары и др. Все заказанное должно было придти по единственной железной дороге до Хабаровска. А потом – по Амуру. Реально ли было доставить все грузы в срок?

Итак, первые строители Амурской верфи (первый этап строительства) прибыли в село Пермское. Это событие было отражено в приказе № 1 от 10 мая 1932 года начальника Дальпромстроя И.А.Каттеля, который гласил:

«Сегодня из Хабаровска пароходами «Колумб» и «Коминтерн» и баржей «Клара Цеткин» в село Пермское на строительную площадку Амурского судостроительного завода прибыл первый эшелон рабочих, инженерно-технических работников и служащих треста «Дальпромстрой» для организации первоочередных работ по освоению строительной площадки».

-2

Кто-нибудь видит в этом приказе упоминание о комсомольцах?

Тогда чем объяснить, что в 1967 году на берегу Амура в Комсомольске на-Амуре был поставлен памятный камень с надписью «Здесь 10 мая 1932 года высадились первые комсомольцы - строители города»?

-3

Комсомольцы в составе первого эшелона были, но 300 человек из общего числа - 800.

Если на месте Камня-памятника высадились именно комсомольцы, то где же тогда высадились все остальные?

Единственный поступок, за который И.А.Каттель достоин уважения - за его приказ № 1. Каттель не опустился до идеологической дискриминации: он не написал в приказе: «прибыло 300 комсомольцев, 100 коммунистов, 400 беспартийных». Он написал о том, что прибыли строители. Именно с этого приказа должна была начинаться экспозиция городского краеведческого музея. Так этого приказа в музее нет до сих пор!

Согласно доклада начальника СМУ постройки завода № 126 К.Р.Золотарева, начальнику Глававиапрома от 2 июня 1932 года, первая партия рабочих и ИТР в количестве 150 человек прибыла на место 31 мая (Дземги) с целью подготовить жилища – глиномазаные шалаши.

Из докладной записки от 21 июня 1932 года секретаря Далькрайкома ВКП(б) А.П.Гричманова и секретаря Далькрайкома ВЛКСМ И.В.Демчука о приеме, размещении и использовании на работе 6000 комсомольцев, направленной секретарю ЦК ВКП(б) П.П.Постышеву, зав. распредотделом ЦК ВКП(б) И.И.Ежову, секретарю ЦК ВЛКСМ А.В.Косареву, следовало, что по плану мобилизации комсомольцев должно прибыть на строительство судостроительного завода – 3500 человек, авиазавода – 1300 человек. На самом деле на Судострой прибыли 3747 человек, на Авиастрой – 1839. (Итого 5586 –Авт.) Запоминаем.

« Первая ласточка».

1 июля 1932 года в с. Пермское произошло два события. Вышел первый номер газеты «Амурский ударник».

Для ее выпуска на будущую стройку из Хабаровска была направлена выездная редакция краевой партийной газеты «Тихоокеанская звезда» в количестве двух человек, возглавляемая организатором рабкоров Александром Сергеевичем Маловечкиным. Ему было поручено, на первых порах, редактирование многотиражки «Амурский ударник».

Второе событие: состоялась комсомольская конференция, на которой прозвучало: « …В основном, комсомол со стоящими задачами справился».

А с какими задачами комсомол все-таки не справился?

На конференции прозвучало: «…позорный прорыв майского и июньского планов».

Короче говоря, провалили двухмесячный план. Это была «первая ласточка».

Тем не менее, конференция постановила: принять обращение к руководству Дальневосточного края с просьбой войти с ходатайством в ЦИК СССР и ЦК ВЛКСМ о переименовании села Пермское в город Комсомольск-на-Амуре.

Комсомольцы пообещали, что это переименование они оправдают выполнением и перевыполнением комсомольскими бригадами производственных заданий и обеспечат окончание строительства в намеченный партией и правительством срок.

Намеченный срок был отражен на транспаранте, который висел на входе в будущий город: «Построим завод к 1 января 1933 года».

Инициатором обращения в «Амурском ударнике» была названа редакция газеты. Озвучивал инициативу редакции, скорее всего, Александр Маловечкин.

Закроют ли стройку?

В августе 1932 года по стройке прошел слух, что ее собираются закрывать. Едет комиссия. Каттель, по его воспоминаниям, после встречи с комиссией уехал в Москву защищать стройку.

Комиссия Наркомата тяжелой промышленности, возглавляемая Охотниковым, разнесла работу строек (в том числе, и на Дземгах) в пух и прах. Указала на слабый в техническом отношении кадровый состав, огромную нехватку рабсилы, громадные финансовые расходы. Высказала мысль, что при таком состоянии дел начальник стройки может не получить поддержки ИТР.

В итоге написала в отчете «…в связи с потерей для строительства 1932 года».

Но закрывать стройку комиссия и не собиралась. Более того, комиссия сообщила о том, что уже почти готов генеральный план строительства площадки (города). Его через месяц пришлют из Ленинграда.

Комиссия разобрала со строителями все недостатки строительства и дала много полезных советов.

А если завтра война?

Почти сразу же после отъезда комиссии Охотникова прибыла вторая комиссия во главе с секретарем Далькрайкома ВКП(б) С.А.Бергавиновым, который выступил на митинге рабочих строительства Амурского судостроительного завода 22.8.32 с большой речью.

В частности, он сказал, что « прямее говоря, мы имели реальную угрозу войны с Японией этим летом и весной».

Получается, что цвет советской молодежи специально привезли на Дальний Восток в то время, когда могла вспыхнуть война? С какой целью?

Дальше еще интереснее.

«Не случайно ЦК партии и комсомола мобилизовали сюда комсомольцев: оторвали от производства, сорвали со своего гнезда, - а потому, что этого требует страна, это нужно революции», - сказал секретарь.

Какая революция на Дальнем Востоке потребовала присутствия почти шести тысяч молодых людей?

«За ценой не постояли…..»

Из отчетного доклада комитета ВЛКСМ стройки, который был опубликован в газете "Амурский ударник" от 15.02.33. следовало, что

"на 1 июля 1932 года комсомольская организация Дальпромстроя насчитывала 2324 человек».

А всего прибыло на стройку в мае, как написано выше, - 3747 человек.

3747 - 2324 = 1423 человек исчезли за два месяца.

Цифра просто нереальная. Но пароходы ходили все лето и даже осенью. Ни милиция, ни чекисты (ОГПУ), дежурившие на пристани, остановить поток убегавших не могли

Опять же, из газеты «Амурский ударник» - на 1 января 1933 года комсомольская организация Дальпромстроя насчитывала 1534 человека.

Еще раз проведем вычитание:

3747 - 1534 = 2213 человек.

Итак, потери комсомольцев на Дальпромстрое за 1932 год составили 2213 человек. От общего числа 3747.

А что происходило в это же время на стройке на Дземгах?

Из докладной записки председателя комиссии Далькрайкома ВКПб) Минских о положении на строительстве завода № 126, направленной в Далькрайком ВКП(б) от 1.12.32.

На стройку прибыло 1839 комсомольцев. На 1 декабря 1933 года их осталось – 805. Стройка потеряла 1034 комсомольца.

Общие потери 1932 года (вернее, за полгода) - 3226 комсомольцев. Из 5586 прибывших в Пермское-Дземги.

Но это было только начало катастрофы.

10 декабря 1932 года вышло Постановление Президиума ВЦИК «О преобразовании селения Пермского Нижнетамбовского района Дальневосточного края в город Комсомольск-на-Амуре".

А 18 декабря 1932 года участники слета комсомольцев-ударников в связи с выходом Постановления отправили телеграмму руководству Дальневосточного края, в которой они по прежнему обещали «преодолеть все трудности и построить в заданный срок Амурскую судоверфь и новый образцовый социалистический город Комсомольск». («Тихоокеанский комсомолец» 18.12.32.)

Из выступления П.П. Листовского, секретаря Далькрайкома ВЛКСМ на 2-м Пленуме Далькрайкома ВКП(б) 25.03.34.: «В начале 1933 года мы имели толпы комсомольцев, удирающих с площадки и просящих перебросить их, куда угодно»

Заместитель начальника ЗРК Дмитриенко на одном из партийных собраний Дальпромстроя (начало 1933 года) почти кричал: "…Надо прямо поставить вопрос – почему разбежалась и погибла в тайге та масса комсомольцев, которые приехали сюда? Почему вербованных больше, чем мобилизованных?»

Наверное, не случайно, комсомольцы, как особая категория строителей, не были упомянуты в акте закладки Амурского судостроительного завода 12 июня 1933 года. В нем перечислены те, кто был приглашен на эту церемонию: рабочие и ИТР - строители завода, рабочие делегации Дальзавода, Дальсельмаша, Осиповского затона, стройки на Дземгах, колхозников-нанайцев Комсомольского района, общественных организаций Дальневосточного края и строительства.

Не потому ли, что своим массовым дезертирством комсомольцы дискредитировали славное имя Ленинского Комсомола?

Подпись под актом секретаря комитета ВЛКСМ Эрлиха есть. Но не более.

И тогда пришел Дальлаг.

Специалисты из комиссии Охотникова ясно дали понять, что 1932 год для строительства потерян. Они были услышаны руководством края. В декабре 1932 года Дальневосточный лагерь (Дальлаг)¸ Управление которого находилось в Хабаровске, получил приказ выдвигаться в Комсомольск. Первые 3000 человек заключенных прибыли в Комсомольск в мае 1933 года на пароходе «Свобода». И продолжали поступать периодически.

В июне 1933 года Далькрайком ВКП(б) сделал вывод, что, наконец-то, можно переключиться на основное строительство, «учитывая наличие на стройке Дальлага и вольнонаемных». И.А.Каттелю предложили использовать на строительстве 10 тысяч заключенных. Он отказался. Выполнение плана Дальпромстроем за 1933 год составило всего 36 процентов. Два года подряд Дальпромстрой не выполнял план по строительству. Даже ударные комсомольские бригады не могли переломить ситуацию. В ноябре 1933 года И.А. Каттеля сняли с работы.

И тогда пришел ОВСК

- Особый военно-строительный корпус - в январе 1934 года. Почему Особый? А потому что в стране официально военно-строительные части появились только в 1942 году. Особый – потому что его создали специально для терпящего бедствие Комсомольска.

Вторая «мобилизация.

В июне 1934 года секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) и Ленинградского горкома ВЛКСМ И.С. Вайшль вышел с предложением о принятии шефства над Комсомольском:

«Мы знаем, что преобладающая масса мобилизованных комсомольцев…закрепилась на стройке и является образцом для всех рабочих в деле социалистического отношения к труду. Правда, некоторые из мобилизованных спасовали перед трудностями…».

«Преобладающая масса», согласно докладной записке секретаря парторганизации Дальпромстроя Н.Плеханова в комиссию партконтроля при ВКП(б) по ДВК от 04.06.34., на данный период составляла 460 комсомольцев (это то, что осталось от 3747 комсомольцев прибывших на Дальпромстрой).

27 июля 1934 года по обращению НКТП ЦК ВЛКСМ объявил еще одну мобилизацию для Комсомольска-на-Амуре.

«Принять к сведению заявление тов. Рыжих (начальник московской конторы Дальпромстроя) о том, что с заключается индивидуальный договор, по которому хозяйственные организации предоставляют комсомольцу бесплатный проезд по железной дороге, суточные в размере 250 рублей, подъемные в сумме 300 рублей, провоз багажа за счет ДПС в размере 200 килограммов, стоимость проезда от станции Хабаровск до станции назначения.

По прибытии на место мобилизуемый обеспечивается жилплощадью, койкой, матрацем, простыней, подушкой, наволочками, валяными сапогами. В пути ДПС обеспечивает за счет мобилизуемых получение обедов по удешевленной цене(1 рубль 20 копеек)".

Но какая же это мобилизация? Это – оргнабор, вербованные.

Прибытие второй партии « мобилизованных комсомольцев» в сентябре 1934 года прошло как-то буднично. В газетах того времени я не нашла информацию об их приезде, в том числе, и об их количестве. Строительство в городе уже шло полным ходом. Военные работали на строительстве завода, строили двухэтажные деревянные дома и готовились приступить к строительству кирпичных четырехэтажек. Лагерь (Дальлаг и БАМлаг совместно) построили шоссе Комсомольск-Хабаровск. В октябре Лагерь сдал объекты по линии Хлебстроя, стройки всесоюзного значения - мелькомбинат № 13 (ныне хлебозавод № 1). И готовился начать строительство мощного радиокомбината.

Вторую партию «мобилизованных» отправили было на лесозаготовки на Пивань, но вскорости вернули назад: не потянули. Тогда распределили по предприятиям, где они перестали быть идеологической категорией, а стали называться ИТР, рабочими, МОП, служащими. А еще их стали называть первостроителями с 1934 года.

Кто такие первостроители?

Посмотрите в любой словарь и получите ответ. Первостроители, это те, которые с самого первого дня, месяца, года начинали, работали, служили на том или ином месте. Поэтому первостроителями в нашем случае имеют право называться только те, кто прибыл в Пермское - Комсомольск в 1932 году.

Вообще, я припоминаю, что сначала шла речь о том, что первостроители – только комсомольцы. Потом разрешили быть первостроителями некомсомольцам, прибывшим в 1932 году. Потом первостроителями стали комсомольцы, прибывшие в 1934 году. Про некомсомольцев, прибывших в 1934 году, я уже не в курсе. Если согласиться с тем, что прибывшие в 1934 году являются первостроителями, тогда в первостроители должны быть записаны 15 тысяч заключенных, прибывших в Комсомольск в 1933 году и 5 тысяч военных строителей, прибывших в 1934 году.

***

В качестве приложения.

В интернете мое внимание привлек город Комсомольск в Ивановской области. Там в 1927 году началось строительство ГРЭС на местном торфе. Строили ГРЭС комсомольцы, поэтому рабочий поселок, который сформировался вокруг комсомольской стройки, назвали Комсомольском. Это произошло 26 января 1931 года. В 1950 году поселок Комсомольск был преобразован в город Комсомольск. В 2000 году город отмечал свое 50-летие. Никаких памятников комсомольцам в городе нет.

Это я к тому, что некоторые краеведы дальневосточного Комсомольска достали уже своими выступлениями по поводу того, что город Комсомольск является продолжением села Пермское и дата рождения села Пермское должна быть датой рождения г. Комсомольск -на-Амуре.

После публикации статьи «Кто строил Комсомольск?» в 2021 году остался еще ряд нерешенных вопросов, на которые надо было получить ответы.

У нас еще есть:

-Комсомольск-на-Амуре - «столица» Восточного БАМа.

-Японские военнопленные в Комсомольске.

-Япония-Россия: память и памятники.

Анонс:

-Комсомольск-на-Амуре - «Город комсомольской славы»

-Комсомольск-на-Амуре - «Город трудовой доблести».

-Зачем привезли комсомольцев на Дальний Восток?